Разработка урока окружающий мир по программе планета знаний


Урок на тему «Как ты воспринимаешь мир».
Окружающий мир
(УМК «Планета знаний»). 1-й класс
Конспект урока разработан учителем начальных классов Поповой А.А.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель урока: познакомить с органами чувств и их значением в жизни человека.
 
Планируемые результаты:
 
Предметные: обучающиеся получают возможность исследовать органы чувств на основе практической деятельности;
 
Личностные: обучающиеся определяют значение органов чувств для жизни и здоровья человека;
 
Метапредметные (УУД):
 
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучающиеся практикуются в постановке цели на урок, в составлении плана деятельности;
 
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: обучающиеся проводят аналогию между изучаемым материалом и собственным жизненным опытом, на основе имеющихся знаний происходит приращение материала;
 
КОММУНИКАТИВНЫЕ: обучающиеся строят простые рассуждения, приводят доказательства своей точки зрения.
 
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.
 
Оборудование: презентация “Как ты воспринимаешь мир”, видео “Природа”, набор для исследования №1 – по кол-ву учеников (листы бумаги), набор для исследования №2 – 3 комплекта (апельсин, духи, лук), набор для исследования №3 – 1 на парту (конфета, кружок лимона), буклеты “Береги органы чувств”. Этап урока Цель Деятельность педагога Деятельность обучающихсяФормируемые УУД (Результат)
Организационный этап Организация направленного внимания на начало урока Ученики, я рада приветствовать Вас на уроке окружающего мира. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в необычный мир ... в какой именно узнаем чуть позже...
А пока, проверьте свою готовность к уроку   Регулятивные УУД:
Формальная готовность к предстоящей деятельности;
Привлечение произвольного внимания:
Самостоятельная организация рабочего места
Постановка цели Сформировать представление детей о том, что нового они узнают, чему научатся на уроке. Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.
- Кто такие исследователи?
- Мы сегодня будем учиться исследовать окружающий нас мир. Для этого нам необходимы некоторые органы человеческого тела. Их называют органами чувств.
- Какую цель урока мы с вами сформулируем? Обучающиеся с помощью учителя формируют цель урока, предполагают содержание урока.
 
 
 
Цель: познакомиться с органами чувств; узнать их значение для жизни и здоровья человека. Познавательные УУД:
Формулировка познавательной цели урока
Коммуникативные УУД:
Ответы на вопросы учителя
Регулятивные УУД:
Постановка учебной цели.
Освоение нового материала Познакомить обучающихся с органами чувств и их значением в жизни человека.
Сформировать бережное отношение к своему здоровью. - Ребята, я предлагаю Вам на листочках красиво написать своё имя. Но выполнить это задание необходимо с закрытыми глазами.
- Удалось справиться с заданием? Выполнение задания Познавательные УУД:
Приращение знаний – органы чувств и название процесса восприятия ими;
Сравнение (глаз) на предмет внешнего сходства и различия.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся строят речевые высказывания (ответы на вопросы, рассуждения)
Регулятивные УУД:
Способность действовать по заданному учителем алгоритму.
Личностные УУД:
Смыслообразование (осознание необходимости бережного отношение к своему здоровью)
- Почему возникла трудность?
- Глаза – это орган ЗРЕНИЯ. С помощью глаз мы видим всё, что происходит вокруг нас.
- Давайте объединимся в пары и рассмотрим глаза друг друга - сравним. Какие части глаза одинаковые? Какие различны?
- Очень важно, чтобы наши глазки всегда были здоровыми!
- Есть люди, которые плохо видят. Можно ли им как-то помочь? А так же сохранить своё зрение? Обучающиеся сталкиваются с проблемой – с закрытыми глазами – сложно и неудобно.
Сравнение на предмет внешнего сходства и различия.
Сходства: + ресницы, + брови, + веки.
Различие: цвет глаз и т.д.
Функция: защита от внешних факторов (пот, пыль и т.д.) - Я познакомлю Вас с комплексом простых упражнений, которые помогут нашим глазкам поменьше уставать и оставаться зоркими. Правила:
1. Не сидеть долго за компьютером, телевизором и телефоном!
2. Читать и писать сидя, при хорошем освещении!
3. Регулярно выполнять гимнастику для глаз!
Выполнение гимнастики для глаз. - Продолжим знакомство со следующим органом чувств.
- Работаем в группах – по рядам. Мне необходимо по 1 помощнику от каждого ряда
Выдаю на группу несколько предметов: долька апельсина, четверть луковицы, пробник духов.
- Ученики, вам необходимо с закрытыми глазами, без помощи рук определить какие предметы мы для Вам приготовили.
- Какой орган чувств вам сейчас помог? Работа в группах. Помощники организуют работу внутри группы (следят за дисциплиной, контролируют правильность выполнения заданий, поочередно предлагают всем ребятам поработать с приготовленными учителем предметами)
По запаху ученики определяют объект - Нос – орган, с помощью которого мы различаем запахи. Восприятие запахов называется – ОБОНЯНИЕ.
- А бывают ли какие-то проблемы с этим органом? (Плохо воспринимаем запахи?)
- Чем опасны эти ситуации?
- Нос нужно беречь! Проблемы: насморк, грипп, заложенность носа
 
 
Сложно распознать несвежую пищу, определить вредный запах в помещении и т.д. - Для знакомства со следующим органом чувств нам нужно снова объединиться в пары.
- Сначала 1 вариант будет исследователями, затем вы поменяетесь ролями.
- Исследователям, я предлагаю на вкус распознать предметы.
- Теперь поменяйтесь ролями
- Какой орган чувств Вам помог в выполнении задания?
- Язык – орган восприятия ВКУСА.
- Какие на вкус были продукты?
- Молодцы!  
Распознают сладкое – конфета
 
 
 
 
Распознают кислое – лимон Картинка “Строение языка”
- Каждый участок языка чувствует только один какой-то вкус. Кончик – сладкое, задняя часть – горькое, боковые части кончика – соленое, дальние боковые – кислое. - Иногда возникают ситуации, когда язычок теряет свою чувствительность – плохо воспринимает вкусы. Как мы можем себя и своих родителей уберечь от этого? Рассматривают слайд (изображение языка)
 
 
 
Не употреблять слишком горячие или холодные напитки, продукты. - Посмотрите на экран, закройте ушки и расскажите мне, что вы слышите?
- А если “ушки навострить”?
- Уши – орган СЛУХА.
- С возрастом многие люди начинают плохо слышать, но и у молодых иногда возникает такая же проблема. Потому что слух нужно беречь!
- От чего он портится? Как его можно сохранить? Видят картинку, но не слышат звук. Плохо без звука!
Слышат звуки природы
 
- Нельзя громко слушать музыку (особенно в наушниках)!
- В холодное время года нужно одевать шапку!
- Регулярно чистить уши специальными ватными палочками! - Ребята, Вам хочется, чтобы кто-то на вашей спине что-то нарисовал или написал?
- Тогда я предлагаю снова объединиться в пары. Один из вас будет что-то писать, а другой воспринимать.
- Пальчиком напишите на спинке соседа свою любимую букву Работа в парах
Один ученик пишет букву пальчиком, второй – узнает по ощущениям.
Затем смена ролей. - С помощью какого органа вы смогли определить?
- Вам помогла кожа – это орган ОСЯЗАНИЯ.
- самая чувствительная кожа на кончиках пальцев, так как именно здесь собрались множество чувствительных точек – рецепторов.
- Наша кожа так же требует бережного отношения к себе. Как мы можем её беречь? - Нужно беречь от ожогов, обморожений. Рефлексия Оценить практическую значимость изученного материала
Сформировать личную ответственность за своё здоровье - Давайте вспомним начало урока... Какую цель мы ставили перед собой?
- Смогли ли мы достичь её?
- Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы, что бы каждый из Вас ушёл домой с какими-то новыми знаниями и умениями. Цель: познакомиться с органами чувств и определить их значение в жизни человека. Личностные УУД:
Смыслообразование содержания (ценность сохранения здоровья)
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли.
- Скажите, что полезного вы сможете рассказать своим родителям, младшим братьям или сестрёнкам?
Прием “Незавершенные предложения” (можно)
- А я на сегодняшнем уроке узнала названия всех органов чувств (их 5), название процесса восприятия мира. Я поняла, что за своё здоровье несу ответственность только я. Я узнала важные правила сохранения здоровья. И обязательно стану применять их в своей жизни.
- Мне на сегодняшнем уроке очень понравилась ваша работа! Молодцы, ребята! Правила бережного отношения к своим органах чувств.
Приемы и упражнения для тренировки и сохранения органов чувств здоровыми.
Сегодня на уроке я узнал ...
Сегодня на уроке я научился ...
Сегодня на уроке я понял ...
Сегодня на уроке я смог ... Домашнее задание   - Посмотреть в учебнике стр. 34-37