Поисково-исследовательская работа Роль казачества в освоение Приамурья на рубеже XIX-XX вв.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №6
Роль казачества в освоение Приамурья на рубеже XIX-XX вв.
Номинация: Историческая
Вид работы: Поисково-исследовательская

Выполнил: Черепанова Алина Антоновна
ученица 7 «А» класса
Руководитель: Панфилова Лариса Александровна
учитель истории
МАОУ гимназия №6
89241061213

г. Хабаровск
2015 Содержание
Введение 3
Глава I. Казачье заселение юга Дальнего Востока на рубеже
XIX – XX вв. 6
Проблемы освоения казаками-переселенцами
новых территорий 8
Глава II. Хозяйственная деятельность Приамурского казачества
на рубеже XIX- XX вв.11
Глава III. Военная служба и управление амурским казачьим войском13
Глава IV. Духовная и материальная культура, быт амурских казаков15
Духовность и мировоззрение казачества15
Воспитание и образование казаков16
Особенности культуры Приамурских казаков17
Материальный быт казачьей семьи18
Традиции и суеверия казаков21
Заключение 23
Список литературы25
Приложение26

Введение
Слава Богу, что мы казаки.
С нами братство, знамена и песни,
От Карпатских гор до Амур - реки
Мы с молитвой этой воскреснем…
В.Ходарев
В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества. Надеясь обрести нравственное здоровье русского этноса, сегодня мы вновь обращаемся к народному опыту русских крестьян, в том числе казаков, которые обеспечивали жизнедеятельность и жизнеспособность нашего народа, долгие годы. Интерес к истории казачества не ослабевает, свидетельством тому служит вновь образованное в 1991 году Уссурийское казачье войско с целью «исторического и духовного возрождения самобытной этнической культуры». Другим доказательством может стать Уссурийский ансамбль казачьей песни «Душа Атамана», который сегодня пользуется большой популярность, как среди старшего поколения, так и среди молодежи. Министерством культуры разработан проект краевой государственной программы "Культура Хабаровского края на период до 2020 года", в котором предусмотрено отдельное направление по поддержке традиционной  казачьей культуры, с реализацией  мероприятий по комплектованию музейных и библиотечных  фондов края, проведению фольклорных фестивалей. Три года назад в Амурской области был открыт музей  истории Амурского казачества.
Для меня тема казачества оказалась особенно актуальной. Я помню, как отец рассказывал мне о своем прадеде, Клеще Прокопии Ильиче, который был приморским казаком, проживавшем в поселке Манзовка. Спустя много лет, неожиданно для себя я нашла подтверждение этим рассказам в документах. Семейное предание превратилось исторический факт. А факт состоял в том, что мой прапрадед действительно проживал в поселке, числился на государственной службе, но по доносу одного из местных жителей поселения, моего прапрадеда в июне 1935года арестовали и осудили как врага народа. После этого, моего прапрадеда Прокопия Ильича больше никто не видел, и только в 1996 году появились известия о нем в письме,пришедшем из прокуратуры Приморского края,в котором говорилось, что с прапрадеда снимается наказание, но не слова о том, где он был, в письме не было. Я точно знаю, что мой прапрадед был настоящим казаком, и ,конечно, я горжусь им. Мне было очень интересно узнать свои корни, но, к сожалению, сохранились только отрывочные сведения, по которым трудно воссоздать полную картину жизни прапрадеда. Поэтому я решила провести исследование, в рамках которого я смогу больше узнать о культуре своих предков.
Мой прапрадед жил на Дальнем Востоке, и именно это место я считаю своей малой Родиной, и мне хотелось бы выяснить, какую же роль сыграло казачество в ее освоении.
Цель работы:
Выявить роль казачества в освоении Приамурья на рубеже XIX-XX вв.
Исходя из заданной, цели я поставила перед собой ряд задач:
Выяснить, как проходило казачье заселение юга Дальнего Востока.
Определить какие исторические условия вызвали необходимость создания казачьих войск на Дальнем Востоке России.
Выявить проблемы связанные с освоением новых территорий казаками-переселенцами.
Изучить ключевые стороны и аспекты жизни амурских казаков.
Проанализировать быт и культуру амурского казачества на стадии своего создания и во время освоения территории Приамурья.
Объектом исследования выступает Амурское казачье войско, предметом – заселение казаками Приамурья на рубеже XIX-XX вв., а так же жизнь казаков-переселенцев на новом месте.
Основной метод, используемый в данной работе - типичная индукция. Суть метода в том, что изучение знаний о нескольких предметах, приводит исследователя к знаниям об их совокупности. Я изучала отдельные аспекты проблемы, в ходе чего сделала выводы.
Тема исследования очень обширная, а материал слишком велик, что бы его полностью представить. Поэтому я особое внимание уделила изучению области хозяйственного освоения казаками Приамурья, а так же исследованию особенностей материальной и духовной культуры приамурского казачества.
Для реализации поставленных задач я использовала монографию Г. Е. Грум-Гржимайло «Описание Амурской области» 1894 года, в которой автор дает географические, экономические и этнографические сведения об Амурском казачьем войске, материалы сборника научных статей «Казачество Дальнего Востока России в XIX-XXвв.» по ред. к.и.н. С.Н. Савченко, архивные данные Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева, Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского, материалы научно-методического пособия «Очерки родного края» под ред. Т. Я. Иконниковой, «Материалы и этнография забайкальских казаков» К.Д. Логиновского 1904 года, этнографические данные из книги А. Филонова «Три ипостаси Якова Дьяченко» 2009 года, и рассказы моего отца о быте казаков.

Глава I
Казачье заселение юга Дальнего Востока.
Во второй половине XIX в. остро стоял вопрос о присоединении Приамурья к России. Вопрос был обусловлен как торгово-экономическими интересами Российской империи, так и военно - политической обстановкой в Тихоокеанском регионе. Англия, Франция и США не скрывали своих намерений сделать территория Дальнего Востока своей сферой влияния. Отсюда появилась острая необходимость укрепления позиций России в данном регионе. В связи с этим правительством Российской империей был проведен ряд мероприятий по укреплению обороноспособности Дальневосточных территорий.
Так в 1858 году разрешился вопрос о принадлежности левого берега Амура. По Айгуньскому договору 1858 г. эта территория признавалась собственностью России. Этот договор был подтвержден Пекинским договором 1860 г. Чтобы сохранить свои азиатские территории, было принято решение обеспечить территорию Приамурья населением способным отстоять регион в случае военных действий и экономически развивать его в мирное время. Для этой цели решили использовать традиционное средство территориальной колонизации - казачество.
В 1851 г. по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, и царскому указу, Николая I, было сформировано Забайкальское казачье войско, достигшее к 1854 г. численности около 50 тысяч человек. В 1854-1856 гг. было организовано три сплава войск и казаков из Восточного Забайкалья по рекам Шилка, а затем Амур до Николаевска. Казачье переселение преследовало две цели:
заселение и хозяйственное освоение новых территорий по Амуру и Уссури;
охрана и оборона государственной границы и примыкающей к ней территории.
1 июня 1860 года было утверждено Положение об Амурском казачьем войске. В нем определялась структура, обязанности казаков и другие важные для войска вопросы. 17 февраля 1861 года Императором Николаем II было пожаловано знамя Амурского казачьего войска.
В 1858 году в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков. Отбор производился по жребию. В 1862 году казачья община на Амуре пополнена штрафными солдатами бывшего Корпуса внутренней стражи - 2000 человек. В 1869 году Амурские казаки получили пополнение за счет новых переселенцев: 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи Донских, Кубанских и Оренбургских казаков. В эти годы казаками были основаны 29 станиц и поселков: в 1858 г. - 3 (Казакевичева, Невельского, Корсаковский), в 1859 г. - 17 (ст. Козловская, поселки: Видный, Кедровский, Венюковский, Лончаковский, Княжевский, Красноярский, Ильинский, Верхне-Никольский, Верхне-Михайловский, Буссе, Графский, Дьяченково, Киселева, Будогосского, Лопатинский станок, Крутобережный станок); в 1860 - 5 (Трех-Святительский, Шереметьевский, Нижне-Михайловский, Пешкова, Нижне-Никольский); в 1862 г. - 4 (Кукелевский, Васильевский, Покровский, Зарубинский). Большинство казачьих станиц и поселков, основанных в конце 50-х-начале 60-х годов XIX века, были названы в честь видных государственных деятелей, способствовавших присоединению края к России.
Проблемы освоения казаками-переселенцами новых территорий.
Переселение казаков на Уссури было сопряжено с невероятными трудностями, так как им приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом, а скот гнать берегом, покрытым то непроходимой тайгой, то дикими недоступными скалами, то вязкими болотами . Лишения, выпавшие на долю переселенцев, были настолько тяжелы, что рассказы стариков-очевидцев легче принять за легендарные вымыслы, чем за свершившиеся факты. Эти препятствия не позволяли многим казакам достигать к зиме намеченных мест поселений, и им приходилось зимовать в пути без жилищ, почти без продовольствия. Если к этому прибавить, что места для поселений выбирались начальством, преследовавшим не хозяйственно-экономические, а административные цели (непрерывная цепь поселений для удобства почтовой гоньбы и т. п.), то будет понятно, что большинство казаков, достигнув цели путешествия, нашли в ней не избавление от принятых лишений, а продолжение их. Многие селения бедствовали до тех пор, пока не было дано разрешение - переселяться на новые места по выбору самих казаков. Так образовались поселения: Петропавловское, Малмыжское, Нижнетамбовское, Софийское, Орловское, Оханское, Верхнетамбовское, Шелеховское, Литвинцевское и др.
Врачебная помощь населению была совершенно  не  организована, росло число заболевших, в станицах начинались эпидемии. В каждой станице находился ротный фельдшер, но с таким незначительным количеством медикаментов, что к нему, ввиду постоянных отказов из-за нехватки лекарств, никто не обращался.
Первая зима 1860-1861 гг.  для переселенцев была тяжёлой. Неизбежные спутники всякого переселения - тифозная горячка, скорбут (цинга) - стали вскоре распространяться среди переселенцев. Ослабленные дальним переездом, не успевшие акклиматизироваться крестьяне тяжело переносили суровую и продолжительную дальневосточную зиму. Командированный из Хабаровки лекарь и находившийся при крестьянах с самого водворения на Амуре лекарский помощник успели в некоторой степени приостановить массовое развитие заболеваний. И все же в эту первую зиму в амурских сёлах умерло 50 человек. Из записок Приамурского отдела Русского географического общества 1898 г. стало известно стихотворение, которое очень точно описывало положение, в котором народились переселенцы:
В барак холодный поместили
В пути измученный народ. Хворал кто, тех сперва лечили И хоронили, кто помрет. Явились корь и скарлатина, Встречался даже дифтерит. Ну что ж? Неделя карантина Болезни эти прекратит. Но нас нельзя в том упрекать, Мы не учились заселять.
Новый край встретил казаков недоброжелательно. Переселенцы страдали не только всевозможных заболеваний, но и от природных катаклизмов, которые так и сыпались на казаков. Наводнение 1861, 1863 и 1868 гг., неурожаи 1862 г. и сибирская язва 1872 г. не могли не разорить первых поселенцев. Невозможность хозяйствования, пополнения продовольственной базы вынуждало государство содержать вновь прибывших казаков на государственной дотации - другого выхода не было. Однако сплавы с продовольствием были слабо налажены, из-за этого возникала нехватка продуктов питания. Недостаток сена приводил к массовой гибели скота от недоедания.
Глава II
Хозяйственная деятельность Приамурского казачества на рубеже XIX- XX вв.
В свободное от службы время казаки занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, горох, лен и коноплю. Прошло немало времени, прежде чем переселенцы смогли изучить все особенности ведения хозяйства в данном регионе. Так, например, в 1961 году хлеб уродился превосходный, но в августе постигшее Софийский округ наводнение затопило все пашни, и хлеба сгнили на корню под водою, которая спала только к наступлению октября месяца.
После наводнения переселенцы приступили к разработке земель под пашни на высоких местах, покрытых непроходимым лесом. Этот труд потребовал уже других усилий, поэтому переселенцы в 1862 году обработали значительно меньшую территорию. Урожай был получен небольшой: из-за разлива Амура на поля напали целые полчища бурундуков и крыс, которые уничтожили большую часть урожая.
Скотоводство для казаков имело большое значение. Оно давало необходимую для земледельческих работ тягловую силу, животные продукты питания и органические удобрения для посевов. И самое главное для выполнения государственной службы - строевого коня. В войсках серьезно занимались селекционной работой с лошадьми, так была выведена амурско-сибирская порода.
Большое внимание в казачьих хозяйствах уделялось огородничеству и садоводству. Широко практиковалось выращивание таких культур, как картофель, капуста, помидоры, огурцы, лук, чеснок. Имея более тесные хозяйственные отношения с населением приграничных территорий (в основном с китайцами), казаки быстро перенимали опыт и культуру ведения сельскохозяйственной практики у китайцев и корейцев. Они первыми среди земледельцев россиян научились выращивать сою, бахчевые культуры, чумизу и т.п.
В казачьих округах повсеместно было распространено пчеловодство. Так, например, в 1915 году число казачьих семей, имеющих пчел было: в Бикинском станичном округе - 92, число ульев - 2335; в Гленовском станичном округе - 106, число ульев - 3795; в Гродековском станичном округе - 81, число ульев - 1893; Донском станичном округе - 127 число ульев – 2882.
Во многих казачьих округах на первый план выходило рыболовство. Крестьяне-переселенцы занимались заготовкой рыбы (кеты, осетра), засолкой икры (красной, черной) как для собственной надобности, так и для продажи. Из Забайкалья и Благовещенска потянулись баржи и пароходы для обмена на рыбу зерновых культур (до 100 пудов осетра и 1000 пудов кеты в год). Звероловством  жители почти не занимались, хотя имели много хорошего оружия. Охотились главным образом на пролетную дичь - гусей и уток.
Нередко случалось, что казачьи семьи сдавали в аренду свои дома. Как правило, сдавали их почтово-телеграфному отделению, акцизному надсмотрщику, объездчику, торгующему китайцу и др. В свободное от службы время казаки подрабатывали извозом и продажей леса. В некоторых семьях по всему дому сушили табак на продажу.
Из обзора военного губернатора «О состоянии земледелия и промыслов области за 1886 год»
«…В свободное от полевых работ время крестьяне, занимаются местными промыслами, как-то: гонкою дегтя и смолы. В некоторых селениях крестьяне занимаются щепным производством: изготовляют колеса, сани и мелкую посуду. Так же производится выделка точильного и жернового камня. Но из всех промыслов самый крупный по обороту сплав леса. Главный промысел казаков по сумме дохода составляют содержание почтовых станций, сплав леса и рыбные и звериные промыслы».
Глава III
Военная служба и управление Амурским казачьим войском.
В середине XIX  дальневосточный регион входил в состав Восточносибирского генерал-губернаторства. Части Амурского казачьего войска подчинялись военным губернаторам Приморской и Амурской областей. Управление в войске разделялось на главное и местное.
Главное управление находилось в руках генерал-губернатора Восточной Сибири. Он назначал войсковых старшин для командования полками, представлял казаков к наградам, утвержденным императором. Военному министру генерал-губернатор ежегодно предоставлял отчет и состоянии войска.
Местное управление составляли:
а) военные губернаторы и военные управления при них;
б) бригадные и батальонные управления;
в) сотенные управления в конных полках и внутренние станичные начальства.
Казаки негативно относились к вышестоящим органам, они считали, что одной из причины неуспеха великого амурского дела является страшный произвол, который является неотъемлемой частью всего казачьего управления.
Одной из главных обязанностей казаков была охрана границы. Они были обязаны нести патрульную службу вдоль границы. Помимо этого они несли и другие обязанности. Срок службы составлял 30 лет: 20 полевой и 10 внутренней.
Одной из самых тяжелых обязанностей была почтовая гоньба, перевозка курьеров, проезжающих. В 1891 году насчитывалось 72 почтовые станции, которые казаки были обязаны обслуживать. Этой обязанности подчинялись все взрослые мужского пола. Случалось, что в станицах оставались лишь женщины и дети, отец с сыном не виделись месяцами, и встречались только в дороге. Почтовая гоньба отвлекала от хозяйства не только рабочую силу, но и рабочий скот – лошадь.
Казаки также служили в Амурской флотилии, созданной для охраны рек Амура, Уссури, Шилки. Другой казачьей обязанностью была заготовка дров для казенных пароходов и отопления служебных помещений. Жены и дети казаков делали кирпичи, норма была по 1000 кирпичей в месяц. В 1879 году почтовая гоньба и заготовка дров для пароходов были отменены.
Можно сделать вывод о том, что структура управления казачьим войском была четко упорядочена. Были четко распределены служебные обязанности, которые зачастую разоряли хозяйство казаков, поскольку занимали рабочую силу.
Глава IV
Духовная и материальная культура, быт амурских казаков.
Духовность и мировоззрение казачества.
Параллельно с укреплением хозяйственно-экономической ситуации станичные правления, а потом и Войсковое правление немало внимания уделяло вопросам образования и духовности казачьего населения.
Православие являлось основной религией Амурских казаков. Наиболее религиозными были женщины-казачки, во многом благодаря им в семьях сохранялась православная вера. Амурские священники помогали открывать в казачьих станицах приходы, распространяли книги, организовывали общества трезвости. Православным епископом Приамурья был митрополит Иннокентий. Особое влияние на духовную жизнь первых амурских переселенцев оказывал отец Александр Сизой. Он участвовал в заселении вместе с первыми поселенцами, благодаря ему во многих станицах строились церкви. Его знали и высоко ценили Н.Н. Муравьев-Амурский, святитель Иннокентий и сам император.
Для православных Амурских казаков особенно торжественным был день 17 марта -день памяти небесного покровителя Амурского казачьего войска св.Алексия. Казаки очень почитали чудотворную икону Божией Матери Албазинской, в ее честь даже был учрежден ежегодный праздник 9 марта (копия иконы Албазинской Божьей матери (автор - художник из г. Благовещенска А. Гассан).
Однако помимо православия, в среде казачества были старообрядцы, молокане, католики, баптисты, евреи и язычники.
Амурское казачье войско явно характеризовалось религиозным плюрализмом, поскольку во второй половине XIX-XX века с точки зрения религий оно представляло собой достаточно «пеструю» народную массу.
Воспитание и образование казаков.
Основой казачьего воспитания были Верность Богу, Царю, Отечеству. Идея патриотизма подразумевала служение Государю, власти, Бог , своему войску, станичному обществу, старшим, родственникам, детям и женщинам. Патриотизм являлся базовым чувством в сознании казачества .
Воспитанием детей занимались женщины-казачки, именно они приобщали детей к истокам казачьей культуры. Сына в казачьей семье называли казачком. При рождении малышу принято было дарить не игрушки, а седло или шашку, доставшуюся от деда. С самого детства мальчиков воспитывали смелыми, мужественными, гордыми. В 7 лет мальчики самостоятельно могли управлять лошадью, можно сказать, что с самого рождения и до самой смерти казаки не расставались со своим конем. Военная же служба начиналась в 18 лет.
Девочек воспитывали иначе, в них развивали терпение, трудолюбие, отзывчивость, умение содержать дом в порядке, хранить в семье мир. И мальчики и девочки воспитывались на семейных преданья, рассказах дедов.
В своем большинстве казаки были грамотными, и станичные школы всегда были в центре их внимания. Многие казаки бескорыстно заботились о школа в своих станицах, жертвовали деньги, строили библиотеки. Особое внимание в казачьих школах уделялось физической подготовке. В школе дети занимались гимнастикой и строевой подготовкой в специально обустроенных для этого зданиях. Юным казакам преподавались основы военной службы, история казачества, история приамурских казачьих войск, география и история Дальнего Востока. Все это воспитывало в казаках любовь к своей земле, которую они призваны защищать.
В целом можно сказать, что воспитанию казаков уделялось большое внимание. Воспитание было направлено на главное - воспитать достойных наследников казачьей славы.
Особенности культуры Приамурских казаков.
В отличие от других войск дальневосточное казачество, состояло из забайкальских, оренбургских, кубанских и других переселенцев. Они несли с собой локальные черты, бытовавших там культур, которые с течением времени синтезировались в единое целое. В ходе исследования я отметила для себя, что большое влияние на формирование уникальной культуры Приамурских казаков оказала культура коренного населения края.
Расселение казаков сопровождалось постоянными контактами с представителями коренных народов и соседним китайским населением, эти встречи оказали большое влияние на формирование новой уникальной культуры амурского казачества.
На Верхнем Амуре и его притоках проживали кочевые орочены. По островам Амура в районе Черняевского и Кумарского станичные округов на зиму селились манегры, по притокам Среднего Амура проживали тунгусы. Уссурийские казаки постоянно контактировали с нанайцами, живущими по берегам Уссури и в низовьях Бикина.
Русские были шокированы, когда забайкальские казаки сплавлялись по Амуру: «При впадении Аргуни в Амур впервые увидели: люди едут на звере, ехали орочене на оленях».
Казаки были первыми русскими, с которыми столкнулось коренное население, им было очень непривычно видеть людей непохожих на них. В рассказе «Гольды Головинского уезда » описывается первое впечатление гольдов от русских: «Нам запах русских казался противным. Глаза большие. Мы, гольды (нанайцы) от встречи с русскими убегали и прятались».
Культура Приамурского казачества оказала большое влияние на коренное население.
Материальный быт казачьей семьи.
Особое внимание стоит обратить на материальный быт казачьей семьи.
Под материальным бытом подразумевается одежда, пищевой рацион и жилище.
Жилища казаки строили сообща, иногда им помогали солдаты линейных батальонов. Для строительства использовали различный материал. В одних станицах дома строили из осины, растущей рядом, а в других использовали лес, который сплавлялся паромами из Забайкалья. Мужчины обтесывали бревна, ставили сруб. Затем сбивали печь, сколачивали рамы и затягивали их кожей или бумагой, так как стекла не было. Крышу покрывали липовой корой.
Дома казаки строили добротные и красивые, с резьбой и наличниками. Обычно дом делили на две секции, летнюю и зимнюю с печкой, где пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грели воду, мылись и лечились. Как кто заболеет, сразу на печку спать отправляли. У хороших хозяев была баня и конюшня. У казаков было принято договариваться с родственниками о том, кто какую неделю баню у себя топит. Был и подвал, его вырубали в теневой стороне, и ставили толстые деревянные двери на засовах. Подвал делился на две части. Одна часть была для продуктов, которые не требовали заморозки. В другую укладывали запасы рубленного с реки льда, который из-за тени и толстых дверей не таял, создавая эффект холодильника, там летом можно было хранить мясо.
Продукты питания во многом определялись хозяйственной деятельностью казаков. В повседневный рацион казаков входили блюда из муки, рыбы, мяса, дичи, картофеля, овощей, молока и крупы. Из этих продуктов готовили разнообразные блюда. Например, очень популярны были щи с соленой свининой, суп с кислой капустой, баланда, картошка в «мундире», лепешки и каши из злаков. Часто к основному блюду подавали толченую зелень с солью и растительным маслом. Еду никогда не разогревали, в печи поддерживалась постоянная температура, поэтому этого не требовалось. Готовили с раннего утра и на весь день. На завтра ничего не оставляли, съедали все.
В казачьих семьях бочками квасили капусту. Солили дикие лук, чеснок, грузди, огурцы, зеленые помидоры. Рыбу солили и замораживали свежей. Осенью, после убоя скотины, намораживали котлет, пельменей, солили сало. Жарили тыквенные и подсолнечные семечки. Летом толкли черемуху на пирожки или на чай. Делали свое домашнее мороженное. Варенья не готовили, сахара не хватало, поэтому собранную летом ягоду вешали в корзинах на чердаке. Зимой заносили в тепло, и ягода как растает, была не хуже свежей.
В зимнее время морозили молоко, его каждый день понемногу переливали в специальную посуду. Молоко намерзало, и получался молочный круг, от которого потом откалывали кусочки. Делалось это для того, что бы, когда коровы будут телят кормить, семье молока хватало.
По случаю праздников готовились особые блюда, такие как лепешки из черемухи, «Вывертушки»- скрученное сдобное печенье или хворост. «Курник» - свадебный мясной пирог или «куська». Из-за недостатка муки в тесто подмешивали травы или даже глину, из-за чего пища приобретала вкус горечи.
Особым напитком у старожилов был гуранский чай, или сливан. Его готовили в глиняной посуде, куда замешивалась вода и кирпичный чай, добавлялась сметана, соль, заранее взбитое яйцо, молоко и масло. Едва ли неподготовленный желудок мог принять подобное «экзотическое» блюдо.
Недаром существуют такие пословицы:
Что казаку хорошо, то немцу смерть.
Добрый казак не брезгает, что попало, то и трескает.
Природные условия обусловливали не только рацион казаков, но и их одежду. Как правило, одежда шилась из кожи и меха, члены семьи занимались ее обработкой, используя при этом всевозможные инструменты. Основными, из которых были гребень, кобыла, тальки. Одежда делилась на зимнюю и летнюю. К зимней относились «козляк», «доху», «ергач». К головным уборам относилась шапка, сделанная из цельной шкуры косули-орогда. Летом казаки носили вольные брюки и крестьянские рубахи. Зимняя женская одежа напоминала мужскую, но была и одежда в талию, называлась она «казачек». Летом женщины носили юбки и кофты. В повседневном быту, казаки обязаны были носить форму, однако, они этого не делали.
Жилища казаки строили сообща, иногда им помогали солдаты линейных батальонов. Для строительства использовали различный материал. В одних станицах дома строили из осины, растущей рядом, а в других использовали лес, который сплавлялся паромами из Забайкалья. Мужчины обтесывали бревна, ставили сруб. Затем сбивали печь, сколачивали рамы и затягивали их кожей или бумагой, так как стекла не было. Крышу покрывали липовой корой.
Дома казаки строили добротные и красивые, с резьбой и наличниками. Обычно дом делили на две секции, летнюю и зимнюю с печкой, где пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грели воду, мылись и лечились. Как кто заболеет, сразу на печку спать отправляли. У хороших хозяев была баня и конюшня. У казаков было принято договариваться с родственниками о том, кто какую неделю баню у себя топит. Был и подвал, его вырубали в теневой стороне, и ставили толстые деревянные двери на засовах. Подвал делился на две части. Одна часть была для продуктов, которые не требовали заморозки. В другую укладывали запасы рубленного с реки льда, который из-за тени и толстых дверей не таял, создавая эффект холодильника, там летом можно было хранить мясо.
Традиции и суеверия казаков.
Казаки чтили традиции и следовали огромному количеству суеверий.
Детей всегда рожали дома, на помощь приглашали специальную женщину - повитуху, которая помогала принимать роды. В каждой станице такая умелица была своя. Молодой маме, как бы она не была измучена, не давали первые два часа после родов спать или отворачиваться к стене, считалось, что это к беде. Очень радовались рождению мальчика, а если рождалась девочка, то успокаивали: «Сначала нянька - потом лялька».
Если маленький ребенок часто плакал, то ему к пупку привязывали медный пятак, заговаривали от грыжи.
Казаки очень боялись сглаза, поэтому новорожденного с матерью никому не показывали. Маленьким деткам делали потягушки за ручки и ножки, ласково говорили «вредненький, не красивенький» подразумевая обратное, играли с ними в ладушки. На ночь пели детям песенки, а если ребенок долго не успокаивался, то говорили «Бабай придет, утащит!».
Через лежащего ребенка никогда не перешагивали, и за детьми не доедали, считалось, что расти не будут.
Перед дальней поездкой было принято хоть немного, но всем вместе посидеть на дорожку. Проводив отъезжающих, полы в этот день не мыли и не подметали, что бы память не заметать. И дыру на одежде не зашивали, не сняв одежды, что бы память не зашить.
С родственниками роднились, по воскресеньям на чай ходили, пели казачьи затяжные песни.
На похороны всей станицей собирались. А на поминках, если умерла женщина, то выпивки вообще не ставили. Женщин пьющих не было, может на целый казачий округ одна и нашлась бы, но такой только детей бы пугали. Очень многое досталось нам в наследство от Приамурского казачества, и сегодня мы невольно следуем некоторым традициям, которые соблюдали в казачьих семьях.
Заключение
Исследуя данную тему, я изучила документальные материалы, познакомилась с воспоминаниями казаков-переселенцев, исследовала архивы краеведческого музея, сопоставила рассказы моего дедушки с монографическими данными я пришла к следующим выводам.
Казачье население сыграло особую роль в заселении, освоении и организации обороны Приамурского края. Переселенные на Амур казаки продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Переселенцы сталкивались с большими трудностями, прежде чем новая территория стала пригодной к жизни. Амурские казаки были вынуждены вести хозяйство в непривычных условиях, выполнять различные повинности и нести службу по охране границ. С чем они прекрасно справились, тем самым отстояв рубежи нашей Родины и сыграв значительную роль в развитии и укреплении хозяйственной деятельности Приамурья. Казакам удалось наладить хозяйство, на полученных территориях росла пшеница, овес, гречиха, конопля, картофель, ячмень. Строились пасеки, разводились лошади, крупный и мелкий рогатый скот. Переселенцы сумели обустроить быт и создать свою неповторимую культуру, которая стала результатом укрепления отдельных традиционных черт и формирования, новых под влиянием местных условий. Эта культура оказала большое влияние на местное население и отозвалась на нас самих. От казаков ,переселившихся в Приамурье в середине XIXвека, до нас дошло множество суеверий и поговорок. Сегодня мы готовим те блюда, которые готовили в казачьих семьях 150 лет назад.
С самого прибытия в край казаки начали основывать поселения, многие из которых существуют и сегодня. В 1856 г. был заложен Усть-Зейский пост (город Благовещенск). В 1857 г. в верхнем и среднем течении Амура, на территории, будущей Амурской области было заложено 16 казачьих станиц: Иннокентьевская, Казакевичева, Корсаково, Касаткина, и др.
Так в этих непростых условиях казакам удалось крепко «стать на ноги» на этой территории, сохранить и распространить религию, защитить свою мораль.
О казаках прекрасно сказал Павел Федорович Унтербергер, первый Наказной Атаман Уссурийского казачьего Войска: “Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни, - так как многие из них сошли преждевременно в могилу- с честью и славою вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским”. Вынеся тяжелые испытания, казаки стали первыми приморскими россиянами, они заслужили право считать Приамурье своей родной землей. А теперь и мы, их потомки, с гордостью вспоминаем об их подвиге, который действительно имеет огромное значение, ведь эти люди подарили нам наш родной край и я горжусь своей причастностью к ним.
Список литературы
1. Бахрушин С.В. Казаки на Амуре- Л., 1925
2. Богданов Р.К. Воспоминания казака о прошлом с 1849 по 1880 год. Хабаровск 1900.
3. Венюков М.И. Опыт военного обозрения русских границ в Азии. СПб, 1873.
4. Грум-Гржимайло Г. Е. Описание Амурской области, 1894.
5. Иванов. Краткая история Амурского казачьего войска. Благовещенск, 1912.
6. Логиновский К.Д Материалы и этнография забайкальских казаков. Владивосток 1904.
7. Очерки родного края под ред. Т. Я. Иконниковой. Хабаровск, 1993.
8. Приамурье: факты, цифры, наблюдения.– М., 1909.
9. Савицкий А.Ю. Краткий исторический очерк Уссурийского казачьего войска. Хабаровск, 1908.
10. Сергеев О. И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XX вв. – М .,1983.
11. Филонов А. Три ипостаси Якова Дьяченко. Хабаровск, 2009.

Приложение

Сплав казаков Забайкальского казачьего войска по реке Амур. Сер.XIX в.

Временные поселения казаков. 1860-е гг.

Уссурийский казак. Конец XIX в.

Одна из улиц Корсаковского поста. Конец XIX в.

Амурские казаки. На рубеже XIX-XX вв. Автор фотографии П.Ф. Унтербергер

Община сестер милосердия. Усть-Зейский пост. Начало XX в.

Гуранская семья Атлановых. Ст. Полтавская. 1912 г.

Почтовая гоньба. На рубеже XIX-XXвв.

Вериго Ольга-фельдшер села Нижняя Тамбовка с семьей. 1908 г.

Павильон первого музея в городе Благовещенске. Создание связано с приездом в Благовещенск цесаревича Николая Александровича.

Резные наличники на окнах казачьего дома. Начало XX в.

Уссурийские казаки. Конец XIX в.