конспект урока литературы КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ «МЦЫРИ» 8 КЛАСС

Конспект по литературе
КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПОЭМЫ «МЦЫРИ» 8 класс.
Цели урока: дать возможность учащимся ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова; в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы; работать над выразительным чтением.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя.
На предыдущем уроке я познакомила вас с воспоминаниями А. Н. Муравьева о поэме Лермонтова, о том впечатлении, которое произвела поэма на писателя.
Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.
А каково ваше первое впечатление от поэмы? Как, за счет чего создается впечатление прерывистого дыхания страдающего человека?
2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.
II. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.
– Каким размером написана поэма? (Четырехстопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения.)
– Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?
– Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для I и II глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)                   
Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.
– Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?
– В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)
– Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (Нет.)
– Почему?
– Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? Событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)
– Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.)
– Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы – с IV по VIII – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)
– Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... Знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)
– Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).
Сочетание твердой поступи четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
– Продолжаем проверку цитатных планов.
Анализ поэтических особенностей IV главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».
Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:
                       Простерты в воздухе давно
                      Объятья каменные их,
                       И жаждут встречи каждый миг...
Аллитерация:
                       Вдали я видел сквозь туман,
                       В снегах, горящих, как алмаз,
                       Седой, незыблемый Кавказ...
                       Мне тайный голос говорил,
                       Что некогда и я там жил,
                       И стало в памяти моей
                       Прошедшее ясней, ясней...
– Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в I главе эпическим рассказчиком.
Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.
Выразительное чтение VI главы учащимися.
Работа над цитатным планом.
Работа по VIII главе.
Обратите внимание на то, что Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.
В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри.
Выразительное чтение VIII главы.
III. Подведение итогов урока.
– Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?
Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».