презентация к уроку литературы в 9 классе Россия мертвых душ. Типы помещиков в поэме Н.В.гоголя Мертвые души

Конспект
урока литературы в 9 «а» классе
на тему «Россия «Мёртвых душ».
Типы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Подготовил и провел:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Кадетская школа №16» Заводского района г.Саратова
Морозова Елена Петровна

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о литературных типах помещиков, изображенных Н.В.Гоголем в поэме «Мёртвые души».

Задачи:
Познакомить учащихся с исторической обстановкой в России первой трети XIX века;
Рассмотреть образы помещиков, подчеркнуть типические черты;
Провести смысловую и историческую параллель, выяснить актуальность поэмы и её образов;
Научить обобщать полученные знания через различные виды индивидуальной и групповой работы;
Развивать творческие способности учащихся, аналитическое мышление;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважения к её истории.

Оборудование: портрет писателя, мультимедийная презентация, раздаточный материал, видеозаписи экранизации поэмы, ролик о «Николае I», ролик «Птица – тройка».


Ход урока:
Организационный момент.
«Мозговой штурм».
Учитель раздает учащимся символическую копейку.
? Для чего я именно с этого действия начинаю наш сегодняшний урок?
? Зачем человеку нужны деньги?
Возможные ответы: Что – то купить, приобрести!
? Как вы думаете, почему я вам раздаю именно копейку? Какие ассоциации она у вас вызывает?
Возможные ответы: «Копейка рубль бережет», «Повесть о капитане Копейкине», отец говорил Чичикову: «Береги копейку»
? А кто такой П.И.Чичиков?
Возможные ответы: Главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
? Кого имел в виду писатель под мертвыми душами?
Возможные ответы: Помещиков, к которым попадает герой, скупая мертвые души крепостных крестьян.
? О какой исторической эпохе повествует нам гоголь?
Возможные ответы: Первая треть XIXвека.
? Что вы знаете об исторической обстановке того времени?
Возможные ответы: Россия – монархическая страна, в которой абсолютно привилегированное положение занимают помещики – дворяне и аристократы, живущие за счет труда бесправных крепостных крестьян.
Слово учителя: Давайте более детально познакомимся с личностью императора Николая I и его внутренней политикой, чтобы четко понимать, что способствовало появлению Гоголевских героев.
Демонстрация видеоролика и индивидуальное сообщение заранее подготовленного учащегося.



«Угадай – ка!»
На слайдах появляются образы – символы, по которым учащиеся должны угадать героя, объясняя свой выбор (возможно цитирование текста поэмы).
Сахар, трубка, халат – Манилов
Коробка, узелки, дубина – Коробочка
Собака, лошадь, шарманка – Ноздрев
Медведь, пачка денег, еда – Собакевич
Дыра, паук, мусорная куча – Плюшкин
Рубль, копейка, бричка – Чичиков
- Каждый из этих героев не имеет отличительных индивидуальных черт, это герои типичные для того времени. Обратимся к литературоведческому словарю (определение – на доске).
V. Работа в парах.
Учащиеся по жребию выбирают карточки (мечтатель, накопитель, разгильдяй – игрок, торговец, делец).
Виды работы: 1. Краткий рассказ о герое
2. Один – прокурор: за что можно осудить?
Второй – адвокат: за что можно оправдать?
! На представление итогов работы каждой паре дается 1 минута!
VI. Подведение промежуточных итогов.
- На самом первом уроке мы с вами составляли синквейны, давайте вспомним, какой же у нас получилась Россия Гоголя.
! Чтение 3-4 синквейнов!
VII. «Другая сторона медали».
? Неужели в России все так плохо и нет надежды на воскрешение?
Есть!
? Через какие образы показывает это автор?
Образы умерших крестьян.
Индивидуальное задание: заранее подготовленный ученик рассказывает о крестьянах, купленных Чичиковым.
- Это мнение автор подтверждает и финальных строках I тома.
Просмотр видеоролика «Птица – тройка»
Работа с таблицей «Верно – неверно»

Утверждение
Да
Нет

Воскрешение России, по Гоголю, невозможно.

+

Воскресить ее помогут помещики.

+

Воскресить ее помогут чиновники.

+

Воскресят Россию крепостные крестьяне.
+


«Мертвые души» - это умершие крестьяне.

+

«Мертвые души» у живых и здравствующих помещиков.
+


Гоголь – пессимист, не верящий в будущее России.

+


VIII. Доказательство великого будущего России.
Заранее подготовленный учащийся читает наизусть «Птица – тройка»;
Составление новых синквейнов.
IX. Актуальность произведения.
Учитель читает стихотворение А.Белого.
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Когда б сейчас из гроба встать ты мог,
Любой прыщавый декадентский щеголь
Сказал бы: «Э, какой он, к черту, бог?
Знал быт. Владел пером, страдал.
Какая редкость!
А стиль, напевность, а прозрения печать,
А темно-звонких слов изысканная меткость?..
Нет, старичок Ложитесь в гроб опять!» 
Пусть их шумят... Но где твои герои?
Все живы ль, или, небо прокоптив,
В углах медвежьих сгнили на покое
Под сенью благостной
Крестьянских тучных нив?
Живут И как живут!
Ты, встав сейчас из гроба,
Ни одного из них, наверно, б не узнал:
Павлуша Чичиков – сановная особа
И в интендантстве патриотом стал –  
На мертвых душ портянки поставляет
(Живым они, пожалуй, ни к чему),
Манилов в Третьей Думе заседает
И в председатели был избран по уму.
Петрушка сдуру сделался поэтом
И что-то мажет в «Золотом руне»,
Ноздрев пошел в охранное – и в этом
Нашел свое призвание вполне.
Поручик Пирогов с успехом служит в Ялте
И сам сапожников по праздникам сечет,
Чуб стал союзником и об еврейском гвалте
С большою эрудицией поет.
Жан Хлестаков работает в «России»,
Затем - в «Осведомительном бюро»,
Где чувствует себя совсем в родной стихии:
Разжился, раздобрел, - вот борзое перо!.. 
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать
Но мы живем! Боюсь – не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать? 
И в праздник твой,
Твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, -
Но «смех сквозь слезы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ
Увы, увы Слез более не стало,
И смеха нет». 1909
Проблемный вопрос: ? Живут ли герои Гоголя в современной нам с вами России? – это ваше домашнее задание, оформите его как интервью с родителями.
X. Итоги урока.
1. Слово учителя: Мне бы не хотелось, чтобы у вас сложилось впечатление, что в России так все плохо. Кроме Чичиковых, Маниловых, Плюшкиных и других, в ней есть настоящие герои, которые доказывают делом, а не словом формулу Ф.И.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить!» (на слайде появляются фотографии Героев Великой Отечественной войны, спортсменов – победителей Олимпийских игр в Сочи – 2014 и т.д.).
- И пусть иностранцы завистливо называют ее «Раша», и все – таки она НАША!
XI. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мне было комфортно.
- Я все понял.
- Я с удовольствием работал на уроке.
- Мне было интересно.
- Эта информация мне пригодится.
Спасибо!
15