Статья. Внеурочные занятия Мультстудия


Внеурочные занятия "Мультстудия".
С внедрением Федеральных образовательных государственных стандартов в обучении традиционная система создала предпосылки для возникновения новых методов и средств социализации детей, а также освоения новых программ.
В лицее в этом году впервые были организованы внеурочные занятия для детей 5 классов по программе обучения созданию мультипликационных фильмов. Курс занятий мы назвали "Мультстудия". Это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов. Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально  развиться, учит работать и со сверстниками, и со взрослыми.
Анима – по-гречески «душа». Создание анимационного (или мультипликационного) фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора.
В процессе работы над созданием анимационного фильма дети знакомятся с такими видами искусства, как графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, сыпучая анимация (работа с песком или крупой), перекладка (перемещение бумажных фигурок) и stop-motion ("оживление" предметов- анимация кукол, игрушек, техники...)
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техникой stop-motion анимация. Stop Motion - это видео материал, полученный из последовательностей кадров, снятых на фото, или выбранных из видео. Занятия проходят в обыкновенном классе, с естественным освещением. Среди необходимого оборудования важно иметь цифровой фотоаппарат на штативе, стол, компьютер для монтажа, желательно - осветительные приборы (лампа) и микрофон для записи голоса. Группа численностью 8-10 человек - допустимый вариант при работе над анимацией, но эффективнее меньшая по составу команда. На практике мы поняли, что такой состав детей позволяет достигать наилучших результатов.
Как мы делаем мультфильмы . Технология изготовления.
Подготовка к съемке. Для создания анимации следует использовать естественное освещение или источник света, например, настольную лампу. Мы не используем встроенную вспышку, так как она создает слишком резкие тени. Настройки фотоаппарата должны быть ручными, иначе можно получить разные по тональности кадры, что приведет к мерцанию. Рассмотрим основные: режим – М; фокус ручной; ISO (50-400); баланс белого ручной. Крепление фотоаппарата происходит на штатив так, чтобы у него была опора на протяжении всей съемки. Сцена, на которой будет сниматься мультфильм, или подложка, тожефиксируется. Просчет примерного времени анимации из расчета, что в одной секунде видео должно быть минимум 6 кадров- только тогда можно увидеть эффект «оживления» персонажа.
Съемка. Настройка фокуса на объекте анимации.
Монтаж. Загрузка фотографий в программу для видеомонтажа, например, Windows Movie Maker, а так же можно использовать Final Cut, Adobe Premiere, Pinacle. Помещение фотографий на «линию времени» (timeline), выставление частоты кадров или длительности каждого кадра. Пример: при съемке 6 кадров в секунду и частоте кадров 30 кадров в секунду (в программе для монтажа), длительность кадра в секунду получается 5 кадров. Добавление титров, музыки. Вывод фильма.
Мы стараемся соединить любопытство ребенка, любознательность, желание играть, творить, чтобы получить продукт, который будет интересен другим детям. Мультфильм вызовет восхищение, восторг, ну а дальше - цепная реакция - вовлечения большего количества детей. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на положительные эмоции и радостные впечатления. Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации.
Создание мультфильма – большой труд, это длительный процесс. Процесс создания мультфильмов требует от ребенка в первую очередь усидчивости, терпения, целеустремленности.
Процесс обучения созданию мультфильмов объединяет педагогические методы, владение новыми компьютерными программами, навыки владения фотоаппаратом, творчество и психологический настрой. Все эти действия направлены на создание конечного творческого продукта, который будет продемонстрирован друзьям, получит положительную оценку, приятное обсуждение. Эффект от улучшения психологического состояния и всплеск положительных эмоций и называется "мульттерапией".
Мульттерапия относится к активной анимационной деятельности. Пассивный просмотр мультфильмов формирует мировоззрение, а самостоятельная съемка мультфильма ребенком, пусть даже под руководством педагога мультстудии, позволяет формировать большой круг компетенций, таких как:
1. Творческая компетенция– это компетенция, связанная с инновацией, фантазией, нетривиальным подходом к решению поставленных задач.
2. Ценностно-смысловые компетенция- это компетенция, связанная с ценностными ориентирами. 3. Общекультурная компетенция - это компетенция, дающая знания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.
4. Компетенция личностного самосовершенствования - это компетенция, направленная на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
5. Коммуникативная компетенция- это компетенция включает понимание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
6.Информационная компетенция- это компетенция, направленная на формирование навыков деятельности по отношению к информации.
7. Компьютерная компетенция - это компетенция, дающая знания и опыт в области цифровых технологий.
Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучки, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Где от усилий одного зависит успех целой команды, успех созданного проекта..
Нами были созданы мультфильмы о символах нашей страны. Занятия по данной программе помогают детям задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличать хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребёнок может впервые попробовать быть смелым, агрессивный –добрым, несобранный - аккуратным.
Анимация непосредственно связана с трудовым обучением.
Цели, которые мы ставим перед собой, занимаясь в мультстудии:
- сформировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера;
- учить находить пути их преодоления;
- способствовать формированию положительных черт характера, развивать понимание, сочувствие и желание помогать другим людям;
- способствовать полноценному развитию личности человека.
Задачи, которые мы ставим перед собой :
1. Научить ребенка передавать свои эмоции с помощью изобразительных средств.
2. Формирование практических умений.
3. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия с другими участниками в процессе создания мультфильма.
4. Организация мероприятий, направленных на создание мультфильмов (индивидуальные и коллективные занятия, работа по монтажу, озвучиванию).
5. Мероприятия, направленные на обобщение опыта работы (представление созданных мультфильмов на выставках и фестивалях, размещение в интернете).
Занятия в мультстудии приведет к улучшению психологического здоровья детей, повышению коммуникативности, освоению новых компьютерных программ, творчеству, созданию конечного продукта.
Надеюсь, что занятия помогут в снижении агрессивности, формировании адекватной самооценки, в моделировании игровых ситуаций с положительными эмоциями.
Мы можем в качестве ознакомительного примера предложить просмотр мультфильмов, созданных детьми в мультстудии: "Флаг России", "С Днем матери" и др.