Конспект урока по литературе.Лермонтов.Поэма Мцыри



Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;
Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
– О творчестве какого поэта.
- Что вы помните о жизни поэта?
Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.
– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году. – Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта). – Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).
3. Актуализация ранее изученного материала.
– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях. – Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения) – Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».) – Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?
(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)
4. Слово учителя.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.
5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.
Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств
6. Формирование знаний и умений.
А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика).
Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.
Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова. – Каким вы назовете главное настроение поэмы? – Какие сцены в поэме наиболее запомнились? – Каким вы представляете себе главного героя?
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения? – По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.
Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).
– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?  – К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?
(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)
В) Проверочная работа.
– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу 
В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.
– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. – Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.
Г) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).
– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу? – Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».  – Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?
Д) Создание проблемной ситуации.
– Как эпиграф связан с темой произведения?
Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
– Определите идею.
Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.
  – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.) – Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.) – Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет. – Каков сюжет поэмы? – В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
Вывод: таким образом, композиция рамочная
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).
Ж) Лексическая работа.
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; 2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
7. Закрепление знаний и умений.
Аналитическая беседа.
– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.
Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.
Раскрыть значение слова свобода по словарю.
Ответить на вопросы: Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение. Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.  Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
























Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

1. Композиция

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов


2. Тема
Б. Построение художественного произведения

3. Идея
В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

4. Сюжет
Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)