Конспект урока по химии на тему: Взаимодействие оксидов металлов с водой (8 класс)


Урок №27 «Взаимодействие воды с оксидами неметаллов»
Задачи: Сформировать первоначальные представления об основаниях как о
классе неорганических соединений. Познакомить с возможностями использования индикаторов для определения реакции среды.
Основное содержание (впервые вводимое)
Взаимодействие воды с оксидами металлов: оксидом натрия, оксидом бария, оксидом кальция. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальные представления об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.
Химический эксперимент
Д Отношение воды к оксидам бария и железа. Испытание растворов метилоранжем, лакмусом и фенолфталеином.
Л Лабораторный опыт №10. Взаимодействие оксида кальция с водой. (инструкционная карточка прилагается).
Планируемые результаты обучения
Предметные: уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды, прогнозировать возможность взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости, выдвигать гипотезы о возможности взаимодействия оксидов металлов с водой на основе данных таблицы растворимости. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять превращение веществ.
Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
Личностные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Ресурсы
Основные: учебник (с. 84-85,п 29)
Дополнительные:
- Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. – М. Махаон, 2006
- Занимательная химия для детей и взрослых – Леенсон И.А М.Мир энциклопедий 2010
- Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – Степин Б.Д. М. Дрофа 2002
- Химия 8 класс Журин А.А. М. Просвещение 2015
Ход урока
Проверка усвоенного материала
А. Самостоятельная работа: «Написать уравнения реакций взаимодействия металлов с водой и расставить коэффициенты»
Взаимопроверка и сдача работ.
Переход к изучению нового материала
- Химические свойства какого вещества мы начали изучать на прошлом уроке (воды)
- Взаимодействие воды с какими веществами мы рассмотрели на прошлом уроке (металлами)
- Что при этом необходимо учитывать ( ряд Бекетова «активность металлов»)
- Проявится ли эта закономерность при взаимодействии воды с оксидами металлов (да)
- Формулирование темы урока: Взаимодействие воды с оксидами металлов.
3.Изучение нового материала
Для элементов первой группы главной подгруппы запишите формулу металла и составьте формулу соответствующего для него оксида.
(Li2O Na2O K2O Rb2O Cs2O Fr2O)
На примере оксида натрия рассматривается правило составления уравнений реакций взаимодействия оксидов с водой.
При взаимодействии оксида с водой образуется основание.
Основания – сложные вещества, в состав которых входит один атом металла и группа атомов OH - гидроксогруппа. Валентность гидроксогруппы равна единице, число гидроксогрупп в составе основания равно валентности атомов металла.
Задание: составить формулы оснований образованных металлами 2 группы главной подгруппы Ca(OH)2 Ba(OH)2 Sr(OH)2
Взаимодействие оксидов магния и кальция с водой (видео).
Вопрос учителя: « Что еще не отметили при теоретическом рассмотрении материала?»
Ответ учеников: «Щелочь»
Щелочь – растворимое основание. Очень едкие жидкости, при попадании на кожу они могут вызывать сильнейшие ожоги. При работе сними необходимо соблюдать осторожность: надевать защитные очки, использовать шпатель. При попадании на кожу - промыть большим количеством воды.
Переходим к классификации оснований
Растворимые и нерастворимые основания.
Для определения растворимости оснований используют таблицу растворимости. (Форзац учебника)
Если металлу соответствует растворимое или малорастворимое основание, оксид металла взаимодействует с водой с образованием основания.
Растворимые основания образуются при взаимодействии оксида металла с водой.
Нерастворимые основания образуются при взаимодействии соли с растворимым основанием.
Чтобы определить образование растворимых оснований в результате химических реакций воды с металлами и оксидами металлов, используют специальные вещества – индикаторы.
Индикатор – сложное органическое вещество, изменяющее свою окраску под действием растворов веществ.
Когда раствор индикатора добавляют к раствору основания, наблюдается изменение окраски раствора.
Закрепление изученногоЭксперимент: «Взаимодействие оксида кальция с водой»
Заполнение таблицы изменение окраски индикатора
Название индикатора Цвет в воде Цвет в растворе основания
метилоранж оранжевы желтый
лакмус фиолетовый синий
фенолфталеин бесцветный малиновый
Запишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты
CaO + H2O = Ca(OH)2+Q (Коэффициенты расставлять не надо)
Домашнее задание 1. Учебник с 86, написать уравнения реакций взаимодействия оксидов металлов первой и второй групп главных подгрупп с водой.
Рефлексия. Составить синквейн к понятиям «основания» и «индикатор», вспомнить, какую цель ставили в начале урока, достигли цели или нет.
Переход к теме следующего урока.При взаимодействии оксида металла с водой образуются основания.
А что образуется при взаимодействии оксидов неметаллов с водой? Об этом поговорим на следующем уроке.
Эксперимент
Взаимодействие оксида кальция с водой
Цель: определить, какое вещество образуется в результате взаимодействия оксидов активных металлов с водой, как изменяется окраска индикаторов в щелочной среде.
Оборудование: чистые пробирки, стеклянная палочка, ложка-дозатор, пипетка.
Вещества: оксид кальция, растворы индикаторов: метилоранж, лакмус, фенолфталеин.
Ход работы:
В сухую чистую пробирку поместите ¼ ложку-дозатора оксида кальция, рассмотрите его и запишите наблюдения в тетрадь.
С помощью пипетки добавить воду к оксиду кальция. Запишите наблюдения. Осторожно потрогай те дно пробирки. Долейте в пробирку воду до ¼ объема и тщательно перемешайте. Разделите раствор на три части.
К первой части добавить раствор метилоранжа (1-2 капли), обратить внимание на изменение окраски раствора. Записать наблюдения.
Ко второй части добавить раствор лакмуса (1-2 капли), обратить внимание на изменение окраски. Записать наблюдения.
К третьей части добавить раствор фенолфталеина (1-2 капли), обратить внимание на изменение окраски. Записать наблюдения.
Полученные результаты записать в таблицу
Название индикатора Цвет в воде Цвет в растворе основания
метилоранж лакмус фенолфталеин Записать уравнение реакции взаимодействия оксида кальция с водой, расставить коэффициенты.