Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (урок русского языка в 5 классе)

Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые
(урок русского языка в 5 классе)


Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению одушевленных и неодушевленных имен существительных;
создать условия для развития умений самостоятельно применять полученные знания, для развития орфографических и пунктуационных навыков;
способствовать воспитанию у учащихся любви к Родине, родному краю.

Оборудование: учебники, ручки, карандаши, тетради; распечатанные тексты, тесты.

Тип урока: комбинированный

Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

II. Орфоэпическая разминка.
- Прочитайте слова с правильной постановкой ударения
Выздороветь, звонить, досуг, свёкла, свитер, торты.
-Знакомства с новыми словами (чтение вслух, хором)
Кашне /нэ/, фарфор, цемент, шоссе /сэ/
Какие значения слов вы не знаете?
Кашне – узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.
-Составим с этими словами словосочетания или предложения.

III. Формирование цели и задач урока
-Какая тема нашего урока?
-Определим цели урока по опорным словам
Повторить - (об имени существительном, орфограммы)
Изучить – (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
Научиться – (различать одушевленные и неодушевленные имена существительные)
-Чтобы реализовать поставленные цели, необходимо вспомнить, что такое имя существительное.
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Что еще мы знаем об имени существительном?
- Чем чаще всего бывают в предложениях имена существительные?

IY. Орфографическая разминка (слова написаны на доске)
Пол..жение , изл..жение, сл..гаемое,р..стение, р..сток;
- Какое слово лишнее?
Ж..лудь, ш..пот, крыж..вник, пч..лы;
- Какое слово лишнее?
Ц..рк, ц..гане, с улиц.., панц..рь.
- Какое слово лишнее?

V. Мотивация учебной деятельности
- Запишем предложение
На полянах росли необычные цветы, и в садах пели птицы.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Какое это предложение? Составьте схему этого предложения.

VI.Изучение нового материала
- Найдите в предложении имена существительные, определите род, число, падеж.
- Назовите существительное, которое отвечает на вопрос кто? – одушевленное.
- Назовите существительное, которое отвечает на вопрос что? – неодушевленное.
- Откроем учебники на с____ и прочитаем правило.

VII.Закрепление нового материала
1.(Устно) Определяем одушевленность и неодушевленность имен существительных.
Молот, колос, дерево, сторож, парашютист, деревня, февраль, орел, окунь, тигр, друг, окно.

Физкультминутка

2.Работа с текстом (упр. 480)
-Прочитайте текст.
-О чем говорится в тексте?
-Что же такое Родина?
-Подберите синонимы к слову Родина.
-В каком случае будут синонимами Родина-Россия?
-А что значит Родина для вас, ребята?
- Что значит любить и беречь свою Родину?
(Поговорить о животных и растениях, занесенных в Красную книгу)
-Выпишите из текста в два столбика имена существительные
одушевленные неодушевленные
-Проверка

3.Работа с текстом (читает учитель)

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко зам..чаешь след санной дороги. Д..леко уходит у(з,с)кая тр..пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее с..неющей снежной б..лизне отражается м..рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!
-О чем говорится в тексте?
-Определите стиль и тип текста.
(Художественный, описание)
-Какое выразительное средство во втором абзаце использовал автор, чтобы показать красоту февральской ночи? (сравнение)

Учащиеся списывают текст, графически объясняют орфограммы, указывают на одушевленные и неодушевленные имена существительные, определяют их род, число, падеж.

4. Тест

I.Укажите неодушевленные имена существительные:
1) Товарищ, 2) книга, 3) молодежь, 4) студент, 5) море

II.Укажите одушевленные имена существительные:
1) Телевизор, 2)сапоги, 3) подруга, 4) обезьяна, 5)аист

VIII. Итоги урока:
-Цели, которые мы поставили в начале урока, мы достигли?
С какими существительными мы познакомились?
(оценки)

IХ.Сообщение домашнего задания: Упр. 479(1-2)

Х. Рефлексия

1.(Устно) Определяем одушевленность и неодушевленность имен существительных.
Молот, колос, дерево, сторож, парашютист, деревня, февраль, орел, окунь, тигр, друг, окно.

2.Работа с текстом

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко зам..чаешь след санной дороги. Д..леко уходит у(з,с)кая тр..пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее с..неющей снежной б..лизне отражается м..рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!


3. Тест

I.Укажите неодушевленные имена существительные:
1) Товарищ, 2) книга, 3) молодежь, 4) студент, 5) море

II.Укажите одушевленные имена существительные:
1) Телевизор, 2)сапоги, 3) подруга, 4) обезьяна, 5)аист
15