Конспект урока литературы на тему Кто такой Чичиков? по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души (9 класс)

План-конспект урока: «Кто же такой Чичиков: «подлец» или «герой»?

Цели урока:
1)Обучающая: Раскрыть образ Чичикова как типичного «хищника», «подлеца», «приобретателя».
1) Развивающая: развить навыки аналитического мышления, познавательной активности и ценностного отношения к окружающей действительности.
2)Воспитательная: воспитание нравственных качеств, воспитание неприятия таких качеств, как лживость, лицемерие, мошенничество.

Оформление урока: портрет Н.В.Гоголя, слайды с иллюстрациями, тексты

Эпиграф: «Один деятельный человек-Чичиков, и тот ограниченный плут» А. И. Герцен
Ход урока.
Организационный момент
Слайд №1.
- Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы узнали героев поэмы.
II. Повторение. Викторина «Ба! Знакомые все лица!»
Слайд № 2.
1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...» (Собакевич)

Слайд № 3.
2. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)

Слайд № 4.
3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)

Слайд № 5.
4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)

Слайд № 6.
5. « женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ..., а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (Коробочка)

Слайд № 7.
6. «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков)
Ученики: Это Чичиков.
3.Изучение темы. Учитель: Правильно. Он прибыл в город Н
Ученик: И наносит визиты всем городским сановникам.
Учитель: Опишите его внешний вид, манеры, речь.
Ученик: Чичиков был очень опрятно одет, во всем умел хорошо держать себя. «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, с какой стороны не рассмотри, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснялся, что он благонамеренный человек, прокурор, что он дельный человек, жандармский полковник говорил, что он ученый человек, председатель палаты - что он знающий человек, полицмейстер - что он почтенный и любезный человек, жена полицмейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже Собакевич, который резко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, назвал Чичикова преприятным человеком»
Чиновники города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и эгоистичными людьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по характеру люди.

Учитель: С какой целью Чичиков наносит свои визиты к помещикам?
Ученик: У него была необычная, для всех непонятная цель – он скупал мертвых душ.
Учитель: Как отнеслись помещики к его странной просьбе? Удалось ли Чичикову приобрести у них мертвых душ?
Ученик: Каждый из помещиков отнесся к его просьбе по-своему. Но Чичикову удалось их всех провести и добиться своего.

Учитель: А что говорит о Чичикове сам Гоголь?
Слайд 7. Ученик «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели: Это видно. Но кто же он? Стало быть, подлец. Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение- вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел»
Учитель: - Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или ?
Слайд 8.
Расскажите о жизненном пути Чичикова.
Разоблачение
Служба в Таможне
Катастрофа
Повытчик-чин строительной комиссии
Служба в казенной палате
В школе «отцовские наставления пошли в прок»
Тяжелое детство. «Завет отца: все пробьешь на свете копейкой»


Учитель: Какие черты характера вам нравятся в Чичикове, а какие-нет?
Слайд 9. Учащиеся: Положительными чертами в Чичикове можно назвать:
1) большую силу воли,2)целеустремленность
Отрицательными можно назвать: 1)лживость 2)скрытность 3)эгоизм 4)лицемерие 5)предательство

Учитель: Критик Писарев говорил: «Чичиков и Манилов преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день, и в то же время обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются.
Чичиков и Манилов любят оставаться в тени и в неизвестности. «Внимательный наблюдатель может и должен узнавать своих знакомых, несмотря на их новые костюмы, манеры.» Из статьи «Наши усыпители»

Учитель: А что писали Белинский и Чернышевский о Чичикове?
Ученик: Белинский и Чернышевский отмечали типичность Чичикова для буржуазного мира. Белинский писал, что за границей встречаются «те же Чичиковы, только в другом платье: во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выборах. Вся разница в цивилизации, а не в сущности».

Учитель: Да, таким его характеризуют критики, а каким он кажется помещикам, которых он посетил?
Учащиеся проводят исследование и приходят к такому выводу:
У Манилова он - соревнуется в слащавости, любезности и слащавом благодушии.
У Коробочки: грубоват, примитивный
У Ноздрева: кажется наглым, бойким.
У Собакевича: деловит, категоричен, прожженный коммерсант:
У Плюшкина: бережлив, скуп, сочувствует «бедному одинокому старику».
Учитель: А есть ли Чичиковы в наши дни? - Как вы считаете, он живет в 21 веке? Дома вы должны были изучать материалы Интернета, и найти ответ на этот вопрос.
Слайд 10.
Ученик: Нам, увы, знакомы Чичиковы. Они стали нашими современниками. Это они создавали компании «МММ», «Хопер-инвест» («отличная компания»), «Быстрые деньги» и многие другие. Это наши, современные Чичиковы, обворожительно обещали доверчивым гражданам богатства и безбедное будущее, а сами при этом залезали к своим согражданам в карман и через некоторое время, объявив о своем банкротстве, исчезали в неизвестном направлении. Чичиков не изменился: он также полон новых идей, энергии, воли, обаяния и привлекательности. Вероятно, он не исчезнет, пока общественный строй не станет на защиту своего народа и не преградит своим разумным законодательством путь хищникам и проходимцам.

Современный Чичиков был бы хакером.
Сейчас много услуг в интернете с предложением что-то купить. И многие, желая экономить время, попадаются на этом. Нажимая кнопку, человек уже совершает ошибку. Хотя на экране появляется сообщение о подтверждении покупки, но вряд ли что-то можно изменить. Вдруг оказывается, что сайта вовсе не существует. Выходит, верить надо бумажным деньгам.
Но есть важный нюанс. Гоголевский помещик называет «дрянью» не электронные, а бумажные сущности. Чичиков материализует «мертвые души» с помощью поддельных бумаг.
Ведь если что-то есть на бумаге – значит, оно есть на самом деле. Особенно если с печатью и подписью. Чичиков оперировал бумагами, Может быть, сегодня появись такой Чичиков – был бы он хакером.


Если бы такой знаток конструктивного общения и различных коммуникативных техник, как Чичиков, жил в наше время, он мог бы стать популяризатором многих идей Д. Карнеги и паблик рилейшнз  области знаний, связанной с переубеждением общественного мнения, его укреплением и оценкой результатов такого рода усилий для последующего использования.
«Сначала нужно вбить гвоздь, а потом вешать картину»,  советуют специалисты по связям с общественностью . «Картина» стратегия, «гвоздь» тактика поведения. В общении с чиновниками и помещиками Чичиков проявляет себя как истинный специалист по связям с общественностью (пиарщик), неукоснительно соблюдая ряд профессиональных принципов, приемов влияния на людей. Скажем, умение незаметно «польстить каждому» намеками, запланированными обмолвками-ошибками: «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные... Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкой два раза «ваше превосходительство», что им очень понравилось». Сравним с рекомендациями, помещенными в книгу П. Таранова, имеющую подзаголовок «универсальный ключ к личности»: «Говори не то, что хочешь сказать, а то, что хотят услышать те, кто тебя слушает»

«О себе приезжий, как кажется, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими словами, с заметною скромностью»,  пишет Гоголь. Чичиков не нарушает правил эффективной коммуникации интерес к партнерам, предпочтение слушанию, которое «выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях» . Такое поведение рекомендуется и психологами делового общения: «Человек, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к своим деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов»

-Учитель: Страшны ли Чичиковы? А, может быть, такие люди, как Чичиков, нужны современной России?
Пожалуй, сегодня Чичиков не показался бы таким уж большим преступником. Он ничего ни у кого не отнимал силой, не убивал конкурентов, не распространял наркотики и не продавал оружие боевикам. В наше время его бы, наверное, назвали обычным жуликом, каких довольно много.
Перед нами – настоящая «мертвая душа», безразличная к людям, холодная и циничная. Он – не злодей, не убийца, но в нем много жестокости. Свои цели для него дороже живых людей. Сегодня многие из нас стали чем-то похожи на этого персонажа. Именно поэтому поэма Гоголя по-прежнему актуальна и способна предостеречь нас от многих ошибок.
Учитель: В настоящее время очень актуальна проблема деления общества на богатых и бедных. К первым относят «новых русских» или предпринимателей. Чтобы достичь материального достатка , обязательно ли нарушать закон? Быть предпринимателем значит быть подлецом? Как вы думаете?
Ученик: У героя есть все задатки хорошего бизнесмена, но он умело обходить закон, прежде всего нарушает нравственные нормы.
Учитель: Этот год объявлен в России Годом кино. Послушаем, какие фильмы были сняты по поэме Гоголя «Мертвые души».
А вы видели фильмы о современном Чичикове?

Учитель: Продолжим. Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? (Ответы учащихся) Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?( Возможные варианты: тяжелая болезнь, нахождение в тюрьме, встреча с праведником, любовь )
Учитель: Что хотел сказать Гоголь этим произведением?
Слайд 11. Гоголь сочувствует герою. Дивится его настойчивости. Не только герой, но и все мы мечтаем о довольстве и о счастливой семейной жизни. Только герой избирает сомнительные средства для ее достижения.
Ученик: Чтобы читатели задумались над собственными поступками.
Ученик: Чтобы читатели задумались о судьбе России.
Учитель: Слайд 12. А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: “Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель?” (Высказывания учащихся)
Ученик: Подлец. Он забыл о душе, а бездушие и есть причина распада.
4. Итоги
Учитель: - Итак, мы посмотрели на героя с разных сторон: изучили мнения критиков и героев поэмы. Каждый из вас сделал свои выводы, у каждого из вас свой Чичиков.
Для Гоголя Чичиков - несбывшаяся надежда, ведь именно с ним автор связывал светлое будущее России. Это человек с большими возможностями, хотя и “подлец”. Недаром в уста одного из героев Гоголь вложил фразу: «Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»






























15