Н.А.Некрасов Мужичок с ноготок


План открытого урока по литературному чтению



Учитель: Гецаева Л П
Дигора 2016г
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Цель: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.
Урок направлен на формирование УУД:
Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;
Познавательные - поиск информации, умение переработать её;
Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взаимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носил деятельностный характер. Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения, моделирование.
Ход урока
I. Организация.
Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей и тоже улыбнитесь им. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели.
2. Мотивация к учебной деятельности
Литературное чтение – прекрасный урок,Много полезного в каждой из строк.Стихотворение - это, сказка, рассказ Вы учите их – они учат вас.
Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.
Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.
- Я желаю, чтобы в конце урока каждый из вас мог бы похвалить и назвать себя хорошим читателем.
Перед вами ключевые слова к нашему уроку. Попытайтесь сформулировать тему и цель нашего урока.
Слайд 1
Стихотворение
Некрасов
Детство
- Да, правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, что бы вам еще хотелось узнать.(Ближе познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии.)
-Я предоставляю слово разведгруппе РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с биографией поэта.Слайды 2,3,4,5,6
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г наУкраине. Детскиегоды прошли в селе Грешневе в родовом имении отца. Он был третьим ( из 13 братьев и сестер) ребенком в семье. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик. Он был суровым,жестоким, своенравным. Жестоко наказывал розгами своих крестьян за малейшую провинность.
Мать – Елена Андреевна, дворянка, удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.
Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. И первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении, которое находилось близ реки Волги. У дома был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей и играл с ними. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
В возрасте 11 лет поступил в гимназию, где учился до 5 класса. Отец мечтал о военной карьере сына. В1838году Николай уезжает в Петербург и поступает на курсы при университете. Отец узнав о непослушании сына лишает его материальной помощи.Чтобы не умереть с голоду и заплатить за комнату Некрасов дает уроки и пишет стихи на заказ.
Стастным увлечением писателя была охота.
Умер Н.А НЕКРАСОВ в1877 году.
В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Но толпа закричала «Выше, выше Пушкина!»
Это самая высокая оценка и называется народная любовь.
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сегодня мы познакомимся с одним из отрывков. Слайд 7.
3. Слушание стихотворение в исполнении мастера слова.
( Стихотворение читает А. Пожаров)
-О чем говорит заголовок стихотворения? (О том, что мальчик очень маленький, в одежде мужской, а не детской)
- Кто рассказывает о встрече с мальчиком?
Кого вы представили на месте прохожего? ( А Н Некрасова)
Почему вы так подумали? (Некрасов очень любил ходить на охоту. Увлечению пришел конец, когда его жена З.Н.Некрасова случайно застрелила на охоте его любимого пса-пойнтера по кличке Кадо. )
4.Чтение стихотворения детьми и словарная работа. Слайд 8
ПОЛУШУБОК - короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
ХВОРОСТУ ВОЗ- сухие сучья, ветви, деревья
ШЕСТВУЯ ВАЖНО В СПОКОЙСТВИИ ЧИННОМ - делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
ВЕСТИМО
УЗДА - часть конской сбруи, надеваемые на голову лошади
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми
Подумайте, кто герой этого отрывка и где и когда происходит действие. (Герой – крестьянский мальчик, который оказался в зимнем лесу.)
- Давайте создадим портрет героя.
Как зовут героя?
Как герой-рассказчик называет мальчика?
- Сколько лет мальчику?
- Как выглядит Влас? Зачитайте.
- Почему на нем одежда большого размера?
- Почему мальчик оказался в лесу в такую пору?
- Каким хочет казаться мальчик? (Взрослым)
-Из каких слов это видно? Прочтите. (Семья- то большая, да два человека всего мужиков- то отец мой да я:)
- Некрасов  говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?
( Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
6. Физминутка
- Давайте встанем и подвигаемся, как мужичок с ноготок.
Представили, что вы взяли за уздечку лошадь и шествуете важно.
7. Закрепление учебного материала
Инсценировка или театрализация.
-Найдите в стихотворении рифмы.
Моделирование обложки книги с объяснением.
Вывод: Что хотел Некрасов донести до нас текстом произведения?
- Хотел сказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Детям приходилось работать наравне со взрослыми.
- Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.
- Некрасов Н.А. написал это стихотворение, чтобы рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми. "Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.
Слайды 9,10,11,12
Народные умельцы вырезали его из дерева.
На своих картинах его изобразили В.А. Серов, Зиновьев.
Мужичок с ноготок есть даже на ковре
8. Домашнее задание
- Мы заглянули с вами в художественную мастерскую поэта Некрасова и убедились в том, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.
Выучить наизусть стихотворение «Мужичок с ноготок»
9. РЕФЛЕКСИЯ
- Еще раз давайте вернемся к чувствам, которые вызвал у вас этот отрывок. Какое желание у вас возникло бы, если бы вы оказались в тот момент на месте героя-рассказчика и встретились лицом к лицу с Власом? А давайте представим, что мы действительно можем передать мужичку с ноготку наше душевное тепло. Слайд 13
Я приготовила рукавички, которые ему бы так пригодились. Давайте отправим их в далекий 19 век в нашей волшебной корзине.
Выбор цвета. Руковичка красного цвета означает: «я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке».
Руковичка желтого цвета означает: « Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно».
Руковичка зеленого цвета означает: «пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был».