Конспект урока Н.А.Некрасов. Русские женщины. Историческая основа поэмы

32
7а от 17.01.
7б от 17.01.
7в от 17.01.
2017

Тема: «Н.А.Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.

Цель урока: познакомить учащихся с поэмой «Русские женщины», провести анализ I части.

Задачи:

предметные:
повторить биографию Некрасова; дать краткие сведения о декабристском восстании, его последствиях; познакомить с исторической основой поэмы; комментированное чтение I части поэмы, работа над ней;

метапредметные:
обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию умения общаться; выделять узловые моменты своей деятельности; развивать эмоциональную сферу, образное мышление; включить ребят в творческий процесс изучения некрасовского произведения;

личностные:
приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать; прививать любовь к истории государства , вечным ценностям.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: слово учителя, коллективная работа, работа в парах.

Технология: исследовательско - информационная.

Оборудование: видеоролик.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверить наличие собственно сочинённых стихотворений в прозе.
Показывают тетради с работами.

Актуализация опорных знаний.

Краткая биография Николая Некрасова
Николай Некрасов – русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы. А также, Некрасов был революционером-демократом, руководителем журнала «Современник» и редактором журнала «Отечественные записки». Наиболее известным произведением писателя является поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо». Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Немирове в дворянской семье. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии. В возрасте 11 лет он поступил в ярославскую гимназию, где учился на протяжении 5 лет.

Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда Николай отказался идти в военную карьеру по настоянию отца, то его лишили материальной поддержки. В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить писал стихи на заказ. В этот период он познакомился с Белинским. Когда Некрасову было 26 лет, вместе с литературным критиком Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро набирал обороты и имел большое влияние в обществе. Однако в 1862 году правительство запретило его издавать.

Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах. Например, «Крестьянские дети», «Коробейники». В 1840-х годах Некрасов также стал также сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году арендовал его у Краевского. В этот период он написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ещё целый ряд сатирических произведений, включая популярную поэму «Современники».

В 1875 году поэт неизлечимо заболел. В последние годы он работал над циклом стихов «Последние песни», который посвящал своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель скончался 8 января 1878 года и был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище.
Краткий рассказ учителя.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Выступление подготовившегося ученика о восстании декабристов 26.12.1825 г.
Просмотр учебного видео «Этот день в истории».
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?
(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»).
Выступле-ние ученика.
Просмотр видео.


























Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Оформление темы, цели. Запись в журнал.
Познакомить учащихся с одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристским движением и роли женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н. Некрасов
Оформление темы. Запись эпиграфа.

Работа над темой.

Произведение состоит из двух самостоятельных частей. Первая, повествующая о княгине Екатерине Трубецкой, создана в 1871 году; вторая, написанная на основе воспоминаний Марии Волконской, завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1872, № 4 и 1873, том 206).
Беседа
Когда и где происходило декабристское восстание?
(14 декабря 1825 года, на Сенатской площади).

Что должно было произойти в этот день? (смена императора).

Что хотели декабристы? (Перед выбором нового императора выдвинуть манифест с требованием:
а) отмены крепостного права;
б) установления конституционной монархии;
в) ограничение власти царя).

Удалось ли добиться своих требований декабристам?
Каковы итоги восстания? (Восстание было плохо организовано, руководитель не явился, передумал. Участники восстания подошли слишком поздно, солдаты уже успели присягнуть новому царю. Таким образом, восстание было подавлено).

Кто знает, что стало с участниками декабристского восстания? (Главных руководителей повесили, некоторых расстреляли, многие были отправлены закованными в кандалы в далёкую и суровую Сибирь на каторжные работы).

Как поступали многие жёны сосланных декабристов? (Чтение статьи учебника "К поэме "Русские женщины", стр. 217).
В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения 11 женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.
Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, а более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния.
Чтение и анализ поэмы.
Историческая основа поэмы.
В основу поэмы "Русские женщины" положены исторические события, произошедшие на самом деле, а также исторические (невыдуманные) герои и героини. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 женщин из 11. 3 вернулись из Сибири вдовами. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только 5.

Анализи-руют, отвечая на вопросы.















Чтение учебника.
Чтение учащимися вслух.











Краткая запись в цифрах.

Беседа по тексту поэмы.
Вопросы по I части поэмы:
О каких героях говорится? (отец и дочь).
О каких событиях ведётся речь?
Куда собирается дочь?

Учителем обобщаются наблюдения по тексту: "Сборы были основательно продуманы – "на диво слаженный возок", "шесть лошадей в него впрягли",
"не забыли образок", отец возок попробовал "не раз, не два".

Что такие сборы говорят о характере героини: её решение твёрдое или это порыв?

Как Некрасов рисует прощание Екатерины с отцом?

Понимает ли она, на что себя обрекает, пускаясь в такой далёкий путь?

Как успокаивает она отца?

И тем не менее нравственный выбор сделан: воспоминания передают внутреннюю борьбу Трубецкой на пути к окончательному решению.
Мотив дороги связан с темой нравственного выбора, с темой восхождения к подвигу.
Вопросы по II части поэмы:
Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.
Почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования?
Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором? (Два месяца).
Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?
(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).
Почему лично сам губернатор встретил княгиню?
(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).
Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?
(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества).
Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?
Какой довод он приводит последним, самый страшный?
(«Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем»)
Что значит идти по этапу? (Текст стр. 268-269).
Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?
Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?
Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?
Каков финал этой части поэмы?
(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)
Подведение итогов урока.
Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины»?
(Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины).
Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
Просмотр фрагмента фильма, посвящённого жёнам декабристов «Звезда пленительного счастья».
Анализируют, делают выводы, строят высказывания, дополняют друг друга.












Анализируют, делают выводы, строят высказывания, дополняют друг друга.


















Запись вывода.









Просмотр фрагмента.

Рефлексия.

Продолжите фразу:
Сегодня для меня урок стал
На уроке я понял(ла), что
Для меня стало открытием
Составьте синквейн темы.
Существительное Женщины
Прилагательное, прилагательное Самоотверженные, верные
Глагол, глагол, глагол Любят, надеются, ждут
Связное предложение Поддерживают дух мужей
Существительное судьба.
Анализируют, обобщают, делают выводы.


Составление синквейна.

Д/з., оценивание.

Стр. 273-277. Наизусть отрывок стихотворения (стр. 276).
Запись в дневник.












13PAGE \* MERGEFORMAT14315




ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515