Урок литературного чтения Некрасов Мужичок с ноготок

  Тема урока: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,  отрывок «Мужичок с ноготок»
Цель: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.
Задачи:
-создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-создать условия для формирования умений  слушать,  анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворение, ориентироваться в тексте, рассуждать;
-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию умений работать в парах (группах);
- создать условия для воспитания  культуры общения.


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1.
ЭТАП ВЫЗОВА
1.Организационный момент
Задачи:
-Создать положительный  эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу
Методы: словесные
  Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.
Прочитайте текст, который вы видите, и расскажите о нем, что он был за человек? Кем он стал? (поэтом)
 
Записать на доске ключевые слова Некрасов, дети, крестьянские дети, стихи

2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актуализация знаний, умений и навыков.
Цели, которые учитель ставит перед учащимися:                
 Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.
Цель, которую учитель хочет достичь:  
Актуализировать  знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.
Методы: словесные
Методы стимулирования: похвала.
Фронтальная беседа
Почему Некрасов так часто посвящает свои стихи детям?
 
 Работа по картине
-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского. Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении семьи?  Как вы определили?
(На доске надпись - «Крестьянские дети»)
- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому ему было известно все о бедном житье крестьянских детей.
  Любит детей, уважает, скучает по детству).
 
 
 
Диалог
Мы видим большую семью у бедного дома.
Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.
 
 
 
 
 
 1)произведения о  детях
2)жанр - стихотворение

3.
Постановка учебной задачи
Цель: сформулировать цель урока.
 
-Посмотрите внимательно на доску. (На  доске надписи: Некрасов, стихотворение, о детях, «Крестьянские дети»)
 Определите тему нашего урока.
 Молодцы! Как вы думаете, кто будет главным героем произведения? Что мы узнаем нового?
 
- Поставьте перед собой учебные задачи.
Фронтальная работа
Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о крестьянских  детях.
Мы узнаем, как крестьянским детям жилось в то историческое время.
Научимся выразительно читать

4.
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
1.Открытие новых знаний
Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над стихотворением.
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений  слушать,  анализировать поэтическое произведение, выразительно  читать стихотворение, ориентироваться в тексте, рассуждать.
Методы: учебный диалог
 
Прием «Предположения»
- А что вы хотели бы  узнать о крестьянских детях?
 
-Ребята, давайте вспомним, как мы работаем над стихотворением?
 
 
 
 
Чтение учителем.
Прием «Чтение с остановками»
1.Чтение до слов «Лошадку ведет под уздцы мужичок»
2. Прием «Дерево предсказаний»
Каким вы себе представляете этого мужичка?
3. Чтение отрывка до конца.
4. Мозговой штурм.
- Совпали ли предположения?
- Что поразило?
 -Когда и где происходит действие?
Кто главный герой стихотворения?
 
Б) Для выполнения следующих заданий нам потребуется сила коллективной мысли. Мы с вами будем работать в группах.
1 группа:
Составит коллективное описание  героя Власа по памятке:
Имя героя.
Три слова-признака героя. (какой?)
Три слова-действия героя (что делает?).
Составь одно предложение о нем.
 2 группа:
-Объяснит значение подчеркнутых слов.
Однажды в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Что значит "студёная пора"?
Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.
-И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах а сам с ноготок!
 
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" - Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу"
 Какое из слов является устаревшим. Дайте его определение.

6. Выступление групп
 
 
 
 
 
Фронтальная работа
Как одевались, чем занимались, во что играли?
Построение алгоритма работы над стихотворением
Стихотворение можно послушать, выучить наизусть, прочитать, найти рифмы, расставить паузы
 Прослушивание текста


Групповая работа. Составление предположений.
Прослушиваие текста.
Фронтальная работа.
Частично.
Маленький мальчик выполняет работу взрослого
Зимой
Мальчик - Влас
 
 Групповая работа
1группа
С опорой на синквейн составляют описание героя.
1. Влас.
2. Он спокойный, маленький, важный.
3. Он ведет, шествует, отвозит.
4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.
Вывод  После 1 группы.
Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились. (фронтально)
2 группа.
Пользуясь различными источниками информации (словари, доступ к ресурсам Интернета) дают определение слов. Составление словарика.
  Вывод После 2 группы:
Очень холодно
Сухие сучья, ветви, деревья
Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями
Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
 Конечно, разумеется
Слово вестимо является устаревшим.
 В эпоху Некрасова была другая одежда, язык.

5
Закрепление учебного материала
Цель: развивать творческие способности,  самостоятельность учащихся (работа в тетради)
 Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений самостоятельно работать,   выполнять самоконтроль.
Методы:репродуктивные
1 Повторное аналитическое чтение стихотворения по частям.
 - Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик?
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
- Подумайте, почему мальчик так говорит?
- Как идёт мальчик? 
 
 Найдите в  стихотворении диалог автора и мальчика.
 

1) Сколько лет мальчику?
2)Найди в тексте описание мальчика, какой прием лежит в основе этого описания?
3)Как разговаривает мальчик с незнакомцем?
4)Как разговаривает герой-рассказчик с мальчиком?
5) Почему мальчика называют «Малюточка», «Мужичок», «Парнище»?
 
Вывод: Что хотел автор донести до нас текстом произведения?
2..Подготовьте чтение вслух по ролям со своим соседом.
Фронтальная работа.
Выборочное чтение.
 С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
Большая семья
Он понимает, что он понимает важность своей работы?
Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.
 -Шестой миновал
-Сравнение
-Как с равным
-Как со взрослым
-Он маленький, но выполняет работу взрослого.

Жизнь крестьянских детей в России 19 века была нелегка.
Работа в паре.
Чтение по ролям.


6
Итог урока Домашнее задание
Цель: закрепить умение выразительно читать стихотворения наизусть
Я предлагаю вам подготовить выразительное чтение  любого  стихотворения  или наизусть отрывок «Мужичок с ноготок»
Нарисовать иллюстрацию к произведению
Ответы на поставленные вопросы.
отрывок «Мужичок с ноготок» выучить  наизусть

7.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель, которую ставит перед собой учитель: формировать у детей навык самоконтроля,  развивать рефлексивную деятельность учащихся.
Цель: учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем
Аргументированное эссе
Методика незаконченных предложений.
Я узнал.
Меня поразило во Власе..
Особенно интересным было..
Соотнесение «новой» информации со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления»
Индивидуальная работа
Закончить предложения.
 


15