Разработка урока Решение задач практической направленности на нахождение нескольких процентов от числа, 9 класс


Открытый урок.
Конспект урока по теме «Решение задач практической направленности на нахождение нескольких процентов от числа». 9 класс.
Цель урока: научить учащихся с ОВЗ вычислять несколько процентов от числа, применять полученные ЗУН на практике, в жизненных ситуациях.Задачи:
Образовательные:
- создать условия для применения ЗУН, полученные при изучении темы «Проценты» в практической деятельности;- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
Коррекционно-развивающая:
- создать условия для коррекции мышления на основе операций сравнение, анализ;
- развитие речи через планирование решения задачи, формулировку ответов и пояснений, словесное сопровождение выполняемых действий.
Воспитательная:
- способствовать формированию культуры межличностных отношений - содействовать формированию общечеловеческих ценностей: трудолюбия, умению доводить начатое дело до завершения;- воспитывать интерес к предмету через содержание задач.(2)СЛОВАРЬ: проценты, вклады, бюджет, налогоплательщик, отчисления в пенсионный фонд.ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради учащихся, мультимедийный комплекс, ноутбук , таблицы – карточки, буклеты Сбербанка России «Об услугах Сбербанка России».Тип урока: урок обобщения и закрепленияСтруктура урока:1.Организационный момент;2.Сообщение учащимся цели и задач урока;3.Подведение учащихся к теме урока (практические задания)4.Основная часть урока;5.Итог урока;6.Выставление оценок учащимся.(3)Ход урок: I. Организационный момент
Приветствие.
Запись числа, темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Что называется процентом?
Ученики хором: В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки.
Сотую долю любого числа
Мы называем процентом(5,6.7)
Процентом называют…
Ребята как вы думаете, где встречаются % в повседневной жизни.(9)
- Как выразить десятичные дроби в виде %? (умножать на 100)
-Как выразить % в виде десятичной дроби?(10)
-Выразите заштрихованную часть круга в %.(11.12)
- Как найти 10% от числа?
Найдите 10% от числа 2500
600
- Как найти 25% от числа?
Найти 25% от числа 240
1600
-Как найти 50% от числа?
Найти 50% от числа 5000
9000
-Как найти 20% от числа?
Найти 20% от числа 500
15
-Как найти 2% от числа?
Найти 2% от числа 15000
30000 (13)   III. Повторение изученного материала из уроков социально-бытовой ориентировки, установление межпредметных связей.
Учитель:
Когда вы окончите школу и начнёте работать, то поинтересуйтесь, какая у вас будет зарплата. Из этой суммы надо будет вычесть часть денег на уплату подоходного налога и в пенсионный фонд.
Когда люди достигают пенсионного возраста и перестают работать, они освобождаются от уплаты налогов и получает пенсию. Для того чтобы были деньги на выплату пенсий, все работающие люди отдают часть своей зарплаты в пенсионный фонд. Доля зарплаты, отчисляемая в пенсионный фонд, также выражается в процентах. Сейчас это 1%, но законодательство меняется, и эта доля тоже может стать другой.
На прошлом уроке научились определять 1% числа. Эти знания нас научили определять отчисления -1% от заработной платы в пенсионный фонд, для накопления пенсии по старости. Для проверки усвоения данных знаний напишем «Математический диктант» (задание: Найдите 1% каждого числа)Математический диктант
Вариант 1 Вариант 2
5300 - ?  1% 2100 -? 1%
7800 - ?  1% 6900 - ? 1%
4056 - ? 1% 2230 - ? 1%
7705 - ? 1% 4844 - ? 1%(14)
 Задача:1) В пенсионный фонд отчисляется 1% от зарплаты. Сколько надо уплатить в пенсионный фонд с 3000р.,5000р
Учитель:  Каждый из нас является налогоплательщиком, и обязан платить налоги. Деньги, поступающие от налогов, идут в местный и федеральный бюджет. Из этих денег выплачивают зарплату врачам, учителям, библиотекарям, государственным служащим и др. категориям населения. Кроме выплаты зарплаты, это и помощь сельскому хозяйству, и строительству, и расходы на оборону, науку, образование, культуру и т.д.    Бюджет ежегодно утверждается в Федеральном собрании  России. Наш парламент определяет, сколько процентов доходов государство пойдет на те, или иные расходы. Различные налоги тоже вычисляются в процентах от заработной платы, а также в процентах идут отчисления в пенсионный фонд.Работа с новым числовым материалом.
Воспитательный момент .
- На чём строится современная семья? (На любви и взаимопонимании)
- Или на финансовом благополучии? - Лучше и то и другое
. - Чтобы семья была крепкой одной любви не достаточно, нужно ещё обязательноработать. Но не все деньги получает работающий. Часть денег удерживается и исчисляется процентами.
Узнаем, решив задачи:
(Задача в презентации)
Зарплата -13 800руб.
Пенсионный фонд-1%
Аванс - 40 % - ? руб.
Налог с доходов – 13 % - ?
На руки ? руб.(15)
Ученики решают задачу на доске
А если случилось так, что семья распалась ,а в ней уже растет ребенок. Как изменится финн.положение одного из супругов? (будет платить алименты-25%)
Задача.
Зар плата ---10000руб.
Алименты 25% ,33% ,50%
Решаем задачу.(Устно)(16)
Задача.()
Молодая семья решила сделать ремонт. Взяли в банке кредит 30 000руб. сроком
на один год под % Какую сумму семья вернёт в банк спустя год ?
Какую сумму надо будет выплачивать каждый месяц?
Работают группами (каждая группа обсчитывает процент своего банка:
Мы побываем в банке, чтобы узнать процентную ставку в год.
Ак Барс банк- 20%
Сбербанк-24%
Россельхозбанк-28%
Пробизнесбанк-35%(17)
Решение записывают на доске. Затем сравниваем условия кредитования.
Воспитательный момент: прежде чем брать кредит в банке, нужно хорошо подумать
Учитель:-Представьте, что мы вошли в новое современное здание с компьютерным оснащением и современными условиями обслуживания клиентов банка. Хотим открыть счет, положить определенную сумму денег и узнать процентную  ставку банка по вкладу.2.            Работник сбербанка сообщил нам, что банк дает на вклады клиентов 3% годовых. (воспользуемся правилом выше указанным)Найдите : от чисел: 500р., 1500р., 3300р., 23000р.(18)Ответы: 15р., 45р., 99р., 690р.ВЫВОД: Чем больше вклад, тем крупнее выплаты банка по вкладу.(19) IV. Релаксация. (под музыку на тему «Зима»)Учитель: Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно. Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза, сели. В этом году в городе Чистополь выпускается 745 учащихся. Выпускники- это рабочие завтра. Смогут ли они работать плодотворно? Статистике известно:
50%- детей больны сколиозом,
20% -болезни глаз,
25% -болезни желудка
10%-дефект органов дыхания,
10%- болезнь нервной системы,
10%-дефект опорно- двигательной системы и т.д.(20)
Сосчитаем все проценты.125%-это говорит о том, что некоторые подростки имеют по 2-3 болезни.
Задача.
Никотина в сигарете порядка 10мг.  При курении в лёгких курильщика оседает 18% . Сколько никотина попадает в лёгкие при выкуривании одной пачки сигарет (20шт)?
(Решение задачи в тетрадях с  громким комментированием ученика II уровня.
Условие  -Никотина в 1 сигарете – 10мг.
                 Оседает от  1 сигареты  –  ?18%,
                Оседает  от  20 сигарет - ? .                      Задача  решается в 2 действия.
                   Решение.
Сколько никотина оседает в лёгких от выкуривания 1 сигареты?
18% = ,   10 мг : 100 * 18 = 1,8 мг
Сколько никотина оседает от пачки сигарет?
1,8 мг * 20 = 36 мг.
ОТВЕТ: 36 мг никотина оседает в лёгких курильщика от выкуривания 20 сигарет.)  
  Учитель. Смертельная доза человека 60 мг. Сколько надо выкурить сигарет сразу, чтобы доза никотина стала смертельной? ( Ответ одного из учеников: около 1,5 пачек)
Учитель: Прочтите анекдот в тему.
(Чтение ученика).   Анекдот:  -Почему люди курят?
                                     - Спросите у победителей конкурса «Кто больше выкурит»,  им медали дают посмертно.
V. Домашние задание
Задача.
Поставьте себе желаемую зарплату. Посчитайте, сколько вы получите на руки за вычетом аванса( 50%) и подоходного налога (13%) .
Зарплата - 9 000руб. Зарплата – 8 000руб.
Аванс - ?руб. Аванс 50 % -? руб
Налог - ? руб. Налог 13 % - ? руб.
На руки ? На руки ? руб.
II. Итог урока. Отметки.
- Что ново узнали на уроке?
- Как вычислить аванс? Налог с доходов? Алименты?
- Что является основой крепкой семьи?
Учитель:   Ребята, сегодня вы поняли, что  умение просчитывать процентные ставки личных банковских вкладов и  нахождение  процентной ставки отчисления в пенсионный фонд от заработной платы необходимо в жизненно-экономических вопросах.Учитель выставляет отметки.













Этапы урока Деятельность
учителя учащихся
1. Организация начала урока. Сдача рапорта дежурным по классу.
2.Целеполагание и мотивация.
Найдите лишнее слово: тонна, центнер, процент, килограмм, грамм.
Что обозначают записанные слова?
Сегодня на уроке мы будем решать задачи практической направленности на нахождение процентов от числа.
Будьте внимательны и аккуратны. Дети называют слово процент, объясняют смысл других слов.
3. Проверка выполнения домашнего задания. Подводит итог выполнения домашнего задания.
Слушают учителя.
4. Актуализация
опорных знаний и умений.
Блиц – опрос. (Презентация)1.Что такое процент?2.Как найти 1% от числа?3.Чему равен 1% от 1р. 1% от 1м 1% от 1ц?
4. Каждый член профсоюза платит взнос в размере 1% от заработной платы. Сколько платят в профсоюз работники, имеющие следующие зарплаты: сторож- 4 350р.кочегар -6 780р.учитель- 9 500р.
5.Как найти несколько процентов от числа?
Найти 15% от 20030% от 1 800
6.Саше дано задание вскопать 12 QUOTE огорода, а он вскопал 24 QUOTE . На сколько процентов он выполнил план?
7.Путевка в летний оздоровительный лагерь стоит 3 200р. 75% стоимости путевки оплатил профсоюз, а остальные деньги внесли родители. Сколько оплатил профсоюз и сколько родители?
Работа в парах.
В конвертах находятся карточки с изображением прямоугольника. Давайте представим, что это поле. Часть поля вспахана. Каждой карточке соответствует определенный процент. Определите, сколько процентов поля вспахано?



Подведение итогов устной работы. Отвечают на вопросы учителя.
Раскладывают карточки с процентами: 100%,50%, 10%, 25%, 20%,75%.
5. Закрепление ЗУН. Применение знаний при решении задач практической направленности.
В последнее время в организациях поселка сокращается количество рабочих мест, и даже закрываются целые организации. Куда обращаются люди, потерявшие работу?
Задача1. Иванов А.П. был принят на работу на период отопительного сезона кочегаром. По истечению срока трудового договора был уволен. Имея среднюю заработную плату 6 480р., встал на учет в центр занятости. Пособие по безработице выплачивается в течение года так: 1-3 мес. -75%
4-7 мес. - 60%
8 -12 мес. -45%. Сколько будет получать Иванов А.П. первые три месяца, следующие четыре месяца, последние пять месяцев года?
-Прочитать вопрос задачи?- Из скольких частей состоит вопрос задачи ?-Можно ли сразу ответить на первую часть вопроса и как ?
-Можно ли сразу ответить на вторую часть вопроса и как?
-Можно ли сразу ответить на третью часть вопроса и как?
1) 75% от 6 480р
75% = QUOTE
6 480р. : 4×3 = 4 680р.-в первые 3 месяца.
2) 60% от 6 480р. 6 480р. : 100×60 = 3 888р.- в следующие 3 месяца.
3) 45% от 6 480р.6 480р. :100× 45=2 916р. в оставшиеся месяцы года.
Ответ: 4 680р., 3 888р., 2 916р.-пособие по безработице.
Можно ли прожить на эти деньги? Что надо делать дальше?
Физкультминутка.
Задача2.
Зимнее пальто стоило 6650р. В конце сезона цена снижена на 15%. Сколько стоит пальто после снижения цены?
Сравнить задачу с ранее решенными. На какую задачу она похожа?
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
-Что будем искать первым действием? Как будем искать?
-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи и как?
1) 15% от 6 650р.
6 650р. : 100×15 = 997,5р.- скидка
2) 6 650р. – 997,5р. =5 652.5р.
Ответ: 5 652р. 50к.
Проверка решения задачи.
Тем, кто сделает раньше задачу – Тест.
1.1% -это…
а) QUOTE часть числа
б) QUOTE часть числа
в) QUOTE часть числа.
2.Найти 20% от 55.
а) QUOTE
б) QUOTE
в) QUOTE
3)Замените 25% дробью.
а) QUOTE б) QUOTE в) QUOTE
4.Все число - это
а) QUOTE б) QUOTE в) QUOTE
Результаты проверки теста на следующем уроке. Дети отвечают на вопросы учителя.
Записывают решение задачи в тетради и на доске.
(1 ученик записывает 1 действие, 2-2, 3-3.)
Индивидуальная помощь В-3.
Записывать решение самостоятельно. В-3. Карточка с задачей.
Задача.
Зимнее пальто стоило 6000р. В конце сезона цена снижена на 15%. Сколько стоит пальто после снижения цены?
6. Домашнее задание. Стр. 80 № 497.
Объясняет домашнее задание. Находят страницу, читают задание.
7. Подведение итога урока. Оценки. Рефлексия.
-Сегодня на уроке мне понравилось…
-Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…

Приложение №2.
Рецензия.
Опыт работы Царегородцевой Татьяны Николаевны
по теме «Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы»
посвящен проблеме повышения качества знаний выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида через использование задач практической направленности на уроках математики в 8 - 9 классах. Практическая значимость опыта состоит в разработке дидактического материала (задачи практической направленности) и технологии обучения решению задач практической направленности на уроках математики в 8-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемая система заданий и технология обучения решению задач позволяют увеличить понимание теоретического и практического материала урока, повысить познавательную активность учащихся, что, в свою очередь, сказывается на качестве знаний.
Таким образом, учащиеся овладевает действительно полезными для них знаниями, умениями и навыками, достигают максимально доступного им уровня жизненной компетенции. Опыт работы соответствует предъявленным требованиям и заслуживает положительной оценки.
Рецензент
Директор МКСКОУ школы - интернат
VIII вида пгт Пижанка кировской области- О.А. Береснева