Технологическая карта урока :Тема урока «Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы».


.№ 18от________ дата.
Тема урока «Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы».
Цели урока: выяснить характерные особенности отрядов стрекоз, вшей, жуков, клопов; познакомить учащихся с многообразием представителей этих отрядов, их ролью в природе и жизни человека. Продолжить формирование умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать  с натуральными объектами.
Задачи:
Образовательная: раскрыть особенности строения насекомых связи со средой обитания; расширить знания об отрядов класса насекомых, их значение в природе и жизни человека; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.Познавательные УУД Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы
Межпредметные связи: история, география, экология.
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Организация пространства: индивидуальная, групповая.
Технология проведения
Содержание деятельности учителяСодержание деятельности учащегося
Самоопределение к деятельности Организационный этап Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний
Индивидуальный опрос.
1.Каковы доказательства того, что отряды таракановых и прямокрылых относят к классу насекомых?
2. Какие особенности строения уховерток и поденок свидетельствуют об их принадлежности к классу насекомых?
2. Фронтальная беседа.
Почему человек ведет борьбу с тараканами? Какая особенность строения позволяет таракановым питаться грубой пищей? В чем особенность внешнего строения самцов и самок таракана? На основании, каких признаков насекомых относят к отряду прямокрылых? На основании, каких особенностей строения и жизнедеятельности саранчи ее считают одним из главных вредителей сельского хозяйства? В чем биологическая неточность терминов «уховертки» и «двухвостки»? На какой стадии развития поденки активно питаются? С чем это связано? Какая стадия развития поденок может служить индикатором чистоты водоема? Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.

Два обучающихся задания выполняют письменно в тетради, остальной класс участвует во фронтальной беседе.
Оценивают свою работу на этом этапе.
Постановка учебной задачи Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы знакомимся с разными отрядами насекомых, у одних скорость полета которых достигает 100/  150 км/ч и других личинка за 7 часов может удвоить массу в 2 раза, третьи являются паразитами млекопитающих, четвертые активно передвигаются в толще воды.
О каких отрядах пойдет речь? Беседа Беседа
Построение проекта выхода из затруднения Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства Проговаривание темы урока, цели и задач урока
Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Первичное закрепление
Чтобы лучше познакомиться с представителями разных отрядов, мы делимся на 4 группы и в группах знакомимся с отрядами. Заполняем таблицу и одного от пары готовим с выступлением.
Особенности строения, образа жизни представителей отряда стрекозы (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Стрекозы»)
Особенности строения, образа жизни представителей отряда вши(Самостоятельная работа учащихся со статьей «вши » и материалами Интернет ресурсами
Особенности строения и образа жизни жесткокрылые. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «жуки».Особенности строения и образа жизни полужесткокрылые. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «клопы». Заслушиваем выступления. Учащиеся оценивают выступления
Первичный контроль знаний
Как приспособлены стрекозы к полету
В чем особенности образа жизни и развития личинки стрекозы.
Что такое «маска» и какое значение она имеет в жизни стрекозы.
Каковы особенности строения и образа жизни вшей в связи с приспособлением к паразитизму.
Значение жуков в природе и в хозяйственной деятельности человека Работа с учебником п.17 и Интернет возможностями класса.
Группы предоставляют отчеты по своим темам. И заполняют таблицу
Отряд представитель Особенности строения Значение в природе и жизни человека


Отвечают на вопросы учителя. Производят самооценку своей работы

Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Что интересного вы узнали?
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.17пересказ, пов п.15-16 сообщение: Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Приложение к уроку № 18
Отряд представитель Особенности строения Значение в природе и жизни человека