Урок изучения нового материала. Урок — исследование. Технология развития критического мышления.(5 класс)

Паспорт урока математики в 5 классе
Учитель:
Погодина Ольга Вячеславовна

Тема урока:
Прямоугольник

Образовательная цель
Формирование математического сознания личности, развитие критического мышления пятиклассника через осмысление основных понятий, свойств, формул нахождения периметра, площади прямоугольника

Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1:активно и заинтересованно выполняет все учебные задания;
ЛР-2: объясняет значимость понимания сущности прямоугольной формы;
ПУД-1: оформляет текстовую информацию в кластере;
ПУД-2: соотносит понятия и их определения;
ПУД-3: выделяет и называет свойства прямоугольника;
КУД-1: выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса
РУД-1: выделяет основную мысль в тексте, делает отметки в тексте с помощью приема «ИНСЕРТ»;
РУД-2: формулирует вопросы, определяющие направление предстоящей деятельности;
ПР-1: объясняет формулы нахождения периметра и площади прямоугольника;
ПР-2: объясняет понятие прямоугольника;
ПР-3: решает несложные задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника

Программные требования к образовательным результатам раздела «___»
Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:

Программное содержание
Прямоугольник, его свойства, обозначение.
Длина, ширина и диагонали прямоугольника.
Нахождение периметра и площади прямоугольника по формулам. Применение формул нахождения периметра и площади прямоугольника для решения практических задач.

Мировоззренческая идея
Прямоугольники создают красоту, разнообразие, функциональность мира в котором мы живем

Ценностно-смысловые ориентиры
Гармония. Красота. Познание.

План изучения учебного материала
1. Определение прямоугольника.
2. Основные понятия прямоугольника.
3. Свойства прямоугольника
4. Обозначение прямоугольника
5. Периметр и площадь прямоугольника

Основные понятия
Прямоугольник, длина, ширина, диагональ, периметр и площадь прямоугольника




Тип урока
Урок изучения нового материала

Форма урока
Урок - исследование

Образовательная технология
Технология развития критического мышления

Оснащение урока
Мультимедийные средства, раздаточный дидактический материал

Мизансцена урока
Парты стоят буквой «П» (20 человек)

Домашнее задание
Привести примеры понятия прямоугольник в вашей повседневной жизни, вычислить их площадь и периметр


Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок
Приветствие


II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)

Вводная беседа:
- Что вы видите на экране?
- Назовите знакомые вам геометрические фигуры?
- Какие фигуры можно назвать родственными?
Задание:
Отгадайте загадку? При правильном ответе на экране останется одна фигура
Что сейчас увидим мы? Все углы мои прямы, Есть четыре стороны, Но не все они равны. Я четырехугольник Какой?....
- О каком четырехугольнике идет речь?
- Вам знакома эта фигура?
- О чем будем говорить на уроке?
Задание: Сформулируйте и запишите тему урока
- Что мы знаем о прямоугольнике?
Практическая работа: составление кластера «Прямоугольник»: определение, структурные компоненты, свойства, обозначение, формулы.
- Что мы не знаем о прямоугольнике?
Задание: Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы?
Тонкие вопросы
Толстые вопросы

Что такое прямоугольник?


Что есть у прямоугольника (структурные компоненты)?
Какие стороны называются противоположными, а какие соседними?

Какая геометрическая фигура является родственной прямоугольнику?
Как соотносятся понятия «квадрат» и «прямоугольник»?

Свойства прямоугольника?
Что отличает прямоугольник от других фигур?

Какое основное свойство прямоугольника?


Как обозначается прямоугольник?
Сколько способов названия прямоугольника?

Что помогают найти длины сторон прямоугольника?
Как находится периметр и площадь прямоугольника?





Слайд 1 (Приложение1)
Фронтально



1 ученик с места вслух





Фронтально

Запись темы в тетрадь

Письменно на раздаточных листах (Приложение 2)
Работа в парах: письменно в тетрадях















Проверка
Фронтально

ЛР-1














РУД-2



ПУД-1

ЛР-1
КУД-1






III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.)

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Краткий библиографический обзор
Чтение текста «Прямоугольник» с маркировкой (приём «ИНСЕРТ»: «v» – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы)
Аналитическая беседа по тексту:
- Что мы уже знали о прямоугольнике?
- Сколько углов в прямоугольнике и какова их особенность?
- Чем прямоугольник отличается от других четырехугольников?
- Какие измерения можно произвести в прямоугольнике?
- Что такое периметр прямоугольника?
- Что такое площадь прямоугольника?
- Если прямоугольники имеют одинаковый периметр, то они равны?
- Если прямоугольники имеют одинаковую площадь, то они равны?
- Сколько диагоналей у прямоугольника?
- Как обозначаются стороны, вершины прямоугольника?
- В чём наши знания и информация в тексте совпали?
- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить?
- Какие наши знания оказались ошибочными?
- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?
самостоятельное чтение текста
Раздаточный материал (Приложение 3)
По ходу чтения карандашом

Фронтально
ЛР-1

РУД-1


ПУД-3



ПУД-2










IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.)

Что мы можем изменить в кластере «Прямоугольник»?
Практическая работа: заполнение кластера:
Обобщающая беседа:
Расскажите о прямоугольнике все, что вы знаете. В этом вам помогут вопросы и задания на странице 57.
- Почему прямоугольник получил такое название?
- Как зовут этот прямоугольник? Сколькими способами можно назвать этот прямоугольник?
- Что обозначено буквами а и в?
- Что такое диагональ прямоугольника?
- На какие фигуры разбивает диагональ прямоугольник?
- Какие измерения надо произвести, чтобы найти периметр и площадь прямоугольника?
Практическая работа:
Задание: Математический диктант
Задание: Графический диктант (верно - +, неверно- -, неточные - +)
Какие утверждения верные, какие неверные, а какие неточные?
1. Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором есть прямой угол.
2. Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
3. Диагональ – это отрезок, соединяющий две вершины прямоугольника.
4. Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
5. Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон.
Практическая работа: составление синквейна
Прямоугольник
Четырехугольный, прямоугольный,
Раскрывает, уточняет, сравнивает
Позволяет видеть мир гармонично
Фигура
Проверка
- О чём заставил задуматься урок?
- Что было особенно интересно на уроке?
самостоятельно
красным цветом - новая информация

фронтально









Письменно, самостоятельно с самопроверкой
Слайд 2-5 (Приложение 1)
Письменно











письменно в тетрадях

фронтально


ПУД-1




ПР-2





ПР-1


ПР-3
ПР-2









ПР-1
ПР-1

ЛР-1






ЛР-2

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Содержательная оценка и самооценка




Слайдовая презентация Приложение 1
Кластер « Прямоугольник» Приложение 2
Текст «Прямоугольник» Приложение 3


























13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Структурные компоненты

Понятие (определение)

Четырехугольник

Углы прямые

Противоположные стороны равны

Обозначение

Вершины – прописными буквами латинского алфавита


Стороны - строчными буквами латинского алфавита


Вершины

Стороны

Диагонали

Углы

Измерения

Периметр

Площадь

Прямоугольник

Геометрическая фигура

Четыре

Смежные, противоположные

Четыре

Четыре

Прямые

Две

Длина

Ширина

S=a * b


P= 2 * (a+b)




15