Родительское собрание Как воспринимать Ребенка?

Цикл встреч Родительского Университета
на тему: «Тайны Вашего ребенка»

Встреча 1: « Как воспринимать Ребенка?»

Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители, учителя! Я очень рада приветствовать вас в нашей школе на 1-ом занятии Родительского Университета.
В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. «Революционные социально-экономические изменения последних десятилетий были отягощены ведомственным переделом детской проблематики. В результате ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром. Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания - все это база для роста детской преступности, наркомании, беспризорности» (из выступления Президента РФ В. В. Путина «О проблемах безнадзорности»).
Проблема поддержки семьи является актуальной для специалистов системы образования, здравоохранения и социального обслуживания, каждый из которых разрабатывает свои механизмы решения этой проблемы. Межведомственная разобщенность снижает эффективность проводимых мероприятий, особенно в условиях ограниченности ресурсов.
Исходными для программы «Родительский университет» являются положения о том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.
Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.
Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
1) Разрушены нравственные представления о браке и семье.
2) Повреждены устои семьи, утрачен традиционный уклад семейной жизни.
3) Утрачено традиционное восприятие родительства и детства, продолжает снижаться рождаемость, увеличивается количество беспризорных детей, социальных сирот.
4) Утратилось традиционное понимание семейного воспитания. Родители зачастую проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.
5) Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы, что приводит к культу жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;
- распространяются алкоголизм, наркомания, проституция, криминал в детской и подростковой среде и так далее.
6) Система общественного воспитания и образования не может в одиночку изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи.
Из вышесказанного хочу сформулировать цель наших встреч:
создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для развития ребенка в семье или мудрое сопровождение ребенка, основанное на принципах Гуманной Педагогики.

Знакомство с принципами Гуманной Педагогики.
Жизнь- бесконечное познанье
Возьми свой посох и иди!
и я идуи впереди
Пустыняночьи звезд мерцанье.

Мое образовательное пространство состоит из многих моментов, которые пересекаются с воспитанием духовной оси моих учеников, родителей и самой себя. Самообразование присутствует всегда. Оно и привело меня в Гуманную педагогику.
Разрешите представить вам моего учителя- Шалву Александровича Амонашвили. Вернее его представят ученики 4-го класс. Этот фильм был создан по инициативе детей после моей поездки на Международный фестиваль «Фейерверк уроков жизни» в Краснодар. Шалва Александрович передал детям в подарок вот такое сердце, на котором записаны слова, обращенные к Ребенку, как самому лучшему ребенку во Вселенной!
Вот как сам Шалва Александрович говорит о Гуманной педагогике:
«Для меня Гуманная Педагогика как музыка, как поэзия, как философия, как романтика, как искусство»
«Я очень хотел бы, чтобы идеи Гуманной Педагогики( эту педагогику я называю «своей» не потому, что я ее открыл, а потому что присвоил от классиков) понравились Вам, чтобы Вы воспользовались ею в воспитании своего Ребенка, своих детей»
« Я честен перед Вами: я искренне верю в истинность Гуманной Педагогики, потому предлагаю, чтобы Вы тоже поверили в нее и полюбили ее, конечно же, отказались от силового, авторитарного воспитания Вашего Ребенка, Ваших детей. Моя задача именно в этом»
«Перед Вам не возрастная педагогика о воспитании Ребенка, не методическое пособие, а сама педагогическая жизнь, в которой воспитываются все ее участники».( из книги «Искусство семейного воспитания» Ш.А.Амонашвили)

3. Сегодня мы ответим на вопрос «Как воспринимать Ребенка?»
1)Предлагаю Вам собрать из слов мудрость.
«Ребенок в нашей жизни не случайность, а явление»

-Уважаемые родители, согласны ли Вы с этими словами? Давайте обсудим.

Я обращаюсь к книге:
«Я –Дух не рождённого.
Кто меня зовет?
Выбирайте лучшие слова!
Выбирайте лучшую музыкальность для зова!
Все это пошлите мне!
Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня
на небесах и притягивать к вам.
Ну, как?
Зовите, зовите, зовите!
Зовите всем сердцем и чистотой, которая есть в вас!
Ваш зов только так достигнет тех высоких пространств, где я обитаю!...»

2) Демонстрация видео - «Вы призвали меня?»
3) Кто Он – ваш ребенок? - « Он от света».

- Уважаемые родители, согласны ли Вы с этими словами? Давайте обсудим.

« Семя любви осчастливило нас, и к нам явился долгожданный гость- Путник Вечности. Господи, какой он хрупкий и беспомощный!
Но сердце наше чует: в нем могущество. Он пришел с пустыми руками, пришел голым! Но опять чувствуем: несёт он дары, чтобы раздать щедро. Он пока какой-то морщинистый, этакий новорождённый старичок. Но морщины эти, мы знаем, от мудрости, которая в нём от прошлого.
Морщины он сбросит, а мудрость оставит, и начнёт все сначала.
Глаза его смотрят не нас, но на кого-то Невидимого. И первый крик его, и плач его, е лепетание его, и первая улыбка его тоже обращена не к нам, а к тому же Невидимому.
Он - от Света, потому все светится и лучится.
Какое в нём доверие, бездумное доверие ко всем нам! Вот возьми и сделай с ним что хочешь!
А что мы хотим сделать с ним?
Он - наш Ребенок.
А мы - его родители- Отец и Мать, Папа и Мама.
«Наш» - не значит, что он – наша собственность. Это значит, что Творец доверил нам его, чтобы помочь ему найти свой путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом - ВОСПИТАНИЕ. ( из книги « Искусство семейного воспитани» Ш.А.Амонашвили)
Кто из нас скажет: « Я не педагог»?

-Уважаемые родители, как вы думаете? Давайте обсудим.


Обратимся к словарю:
Педаго
·г в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (, «ведущий ребёнка»)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], уходу которого в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей.Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
В педагоги избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому (обычно старики).
« Мы- родители!
Чем мы занимаемся, имея своего Ребенка, своих детей?
Мы так и родились, как будущие мамы и папы.
Быть отцом или матерью – это наша естественная природа: надо воспроизводить род человеческий. Мы по природе своей , по задаткам своим изначально уже педагоги. Мы призваны быть воспитателями.
Отец и мать ( папа и мама) суть профессии педагогические.
Но эти профессии особенные. Они есть профессии первого и главного воспитателя своего Ребёнка, своих детей.
Кто может заменить нас, родителей, в воспитании наших детей? Может быть няни, может быть служанки, или гувернёры, или учителя школы?
Все он могут нам помочь.
Но заменить Ребёнку маму и папу никто не в силах!
Добрые люди бывают всегда.
Пожалуйста, забудем о том, что у нас, может быть, нет диплома о каком-нибудь педагогическом «образовании».
Если кто скажет - « Я не педагог», тот, наверное, хочет уклониться от своей ответственности, хочет оправдать свои оплошности в воспитании Ребёнка. « Я не педагог» означает: « Извините меня, воспитание у меня не получается». Есть родительское сердце поищем там нашу образованность.
5) «Мудрость воспитания»
Мудрость воспитания наших детей даётся нам от рождения. Она хранится в сердце нашем. Постичь её можно только родительским чувством. Именно это чувство подсказывает нам, притом сразу, незамедлительно, как быть с Ребёнком в тех или иных сложных ситуациях. И не только в сложных ситуациях, но постоянно, когда находимся рядом с Ребёнком. Сердце подскажет слово с соответствующей интонацией, намекнёт, что нам делать и в каких формах. И наши воспитательные шаги, как правило, будут верными.
Важно также следующее обстоятельство. Наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, будут естественными составными нашего образа жизни( они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас будет понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и будут исполнены они нами с внутренним призывом к сотрудничеству.
В общем, в нас будет рождаться Гуманная Педагогика, а не авторитарная, силовая. Это будет педагогика материнского сердца, это будет отцовская мудрость воспитания.
6) « Что есть воспитание?»
-Уважаемые родители, как вы думаете? Давайте обсудим.
Что есть воспитание?
Как будто наивный вопрос. Ведь все мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем занимаемся.
Но, к сожалению, понимание воспитания у многих учителей, родителей далеко от истины. Во всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове.
Предлагаю вам определения слова ВОСПИТАНИЕ, которые содержатся в различных словарях. Вот что нам предлагают:
Относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой цели, групп или организаций, в которых оно осуществляется.
Целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Я предлагаю исследовать это слово. Основываясь на принципах Гуманной педагогики это слово носит глубокий характер. И если его разделить на составные части, то это уже натолкнёт нас на глубинный смысл слова.
Это питание духовной оси.
Что это значит? Действительно, эта трактовка даёт нам право выбора: или мы будем готовить детей к определённому будущему, а воспитывать детей к определённому будущему всегда связано с риском того, какое это будет будущее. Готовясь к определённой цели воспитания мы должны знать эту цель, видеть. Перед нами дети 7-10 лет, которые будут взрослыми через 15-20 лет. Но мы не знаем, в каком направлении будет развиваться общество, какие будут новые открытия. И эти дети будут в будущем руководить обществом, им будет 30-40 лет.
Следовательно, каково же будет воспитание этих детей? К чему их готовить?
И вот, если мы будем понимать под воспитанием развитие духовной оси человека, то тогда нам это даёт другое направление в работе с детьми. Тогда мы уже не просто готовим к какой-то неопределённой жизни, а даём им прекрасные образы, которые воспитывают их духовную сущность. О какой оси идёт речь в воспитании? Что это за ось духовная? Если брать Священное писание, то эта ось - Образ Творца, который заложен в Ребёнке.
Бог сотворил человека - нас всех - по образу и подобию самого себя.
Этот образ и есть ось духовная.
А теперь о питании. Чем можно питать Ось? Образ питается только образами, которые Ребёнок впитывает только от нас от родителей, близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в которой он растёт. И если они будут достойны, прекрасны, и благородны, то образ в Ребёнке начнёт раскрываться.
Так, со временем, в процессе питания оси, перед нами проявится Человек образованный.
Доброта воспитывается добротой, отзывчивость порождается отзывчивостью, уважение порождается уважением, искренность порождается искренностью......
А если образы безобразные? Произойдёт крушение воспитания.
Если мы все дружно будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что самое прекрасное в нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим чудовище.
Какими должны быть образы, в которые мы будем погружать Ребёнка?
Они должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными. Чувство красоты изначально присутствует в Ребёнке. Оно и помогает ему искать в окружающем мире красоту.
Ребёнок «требует» от нас:
- чтобы мы любили его красиво, ласкали нежно и красиво;
- чтобы наша речь, обращенная к нему и звучащая в его окружении, была добрая, чистая, мудрая, то есть красивая;
- чтобы он видел, как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с уважением, с любовью, то есть красиво;
- чтобы вещи, с которыми он соприкоснётся будет играть, будет пользоваться, будет созерцать были полезными и красивыми;
- чтобы мы оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубой музыки, от проявления хамства и злости...
Ребёнку нужно, чтобы всё это и многое другое в целом составляли Образ Жизни семьи.
Общество ещё далеко от одухотворённого, гармоничного Образа Жизни. Но семья в состоянии, при общей воле её членов достичь этого и ,кстати, не без помощи самого Ребёнка.
Мы воспитываем своего Ребёнка, но Ребёнок тоже воспитывает всех нас.
У каждого из вас на столе лежит листок , на котором записана заповедь. Прочитайте её.
«Мама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую: чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь:
ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ И ТЕРПЕНИИ!
В ЛЮБВИ но не всякой, а в такой, которая долго терпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
В КРАСОТЕ но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному, которая движет и облагораживает жизнь во мне и вне меня.
В ТЕРПЕНИИ но не всяком, а втаком, которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование. Пусть знают об этом все, кто помогает тебе в моём воспитании.
Сможете ли вы взрослые исполнить эту заповедь?»
Где брать образы, которыми мы будем питать ось детей?
В книгах и чтении. Книга и чтение будут утончать чувство, мысли, отношения, расширят сознание, обогатят фантазию, помогут в определении мировоззренческих взглядов. Книга и Чтение станут неиссякаемыми источниками прекрасных образов, которые обогатят духовный мир. Книга и Чтение могут совершить чудо в жизни Ребёнка, но при соблюдении трёх условий:
-любить книгу
-уметь выбирать книгу
-уметь размышлять над книгой.
В чём же наша родительская забота? Она в том, чтобы воспитать в Ребёнке любовь к книге и умение избирательно относится к ней, умение размышлять над книгой и извлекать уроки из прочитанного.
Чтобы Ребёнок полюбил книгу, давайте начнём стого, чтобы он с раннего детства воспринимал человека с Книгой. Пусть Ребёнок, пока ещё маленький, не раз увидит: у нас в руках книга, мы её листаем, читаем, стоим у книжной полки, достаём книгу, раскрываем её, что-то находим, кладём обратно.
Если это будет обычная картина нашей семейной жизни, или же мы, зная, что воспитывая в Ребёнке любовь к Книге, должны воспитывать то же качество в себе, тогда великолепный образ любви к Книге и Чтению пустит в душе Ребёнка свои корни.
( представляю книги: «Азбука добрых качеств», « Учимся анализировать и пересказывать» и др)
В завершении предлагаю вашему вниманию обращение Шалвы Александровича ко всем Родителям видеоролик - интервью с А. Довганем «Три главных совета по воспитанию детей»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]