Сочинение-миниатюра как литературно-художественный прием развития литературного творчества младших школьников


Сочинение-миниатюра как литературно-художественный прием развития литературного творчества младших школьников
Формирование функционально грамотной личности является одной из главных целей современной педагогики. Для ее осуществления необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, направленной на развитие индивидуальных задатков учащихся, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Литературное творчество характерно для младшего школьного возраста. Поэтому существует многиепедагогические приемы, способствующие развитию литературно-творческих способностей школьников. Одним из таких приемов является написание различных видов творческих работ, например сочинение-миниатюра. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний - к таким условиям, которые складываются в жизни.
Сочинение-миниатюра отличается небольшим (сравнительно с обычными сочинениями) объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным, "узким" характером темы, реже - композиционно-жанровыми особенностями сочинения.Важной особенностью сочинения-миниатюры является то, что такой вид сочинений можно использовать без предварительной подготовки, по преимуществу на уроке в течение 10—15 минут. Анализ сочинения по содержанию, форме и языковым средствам, а также редактирование текста младшими школьниками способствуют закреплению навыков пользования связной грамотной речью.
Сочинения-миниатюры направлены на развитие содержательных, композиционных и языковых умений:(представлены на экране).В комплексе эти умения развиваются в процессе реализации всех компонентов литературного творчества: мотивационного, ориентировочно-исполнительского (содержательно-операционального), рефлексивно-оценочного.
Проверка основных положений гипотезы опытно-экспериментального исследования о влиянии сочинения-миниатюры как театрально-художественного приема на развитие навыков литературного творчества младших школьников предполагало проведение комплекса методик. Это методики: «Вербальная фантазия» (речевое воображение) в интерпретации Р.С. Немова [1, с.420], «Диагностика уровней развития письменной речи младших школьников» Л.П. Уфимцевой [2, с.130-139]а так же написание сочинений-миниатюр. Темы для данного вида сочинения могут быть многообразны, в зависимости от тематического плана и фантазии учителя.
Предлагаю подробнее познакомиться с методиками на выявление уровня развития речевого воображения младшего школьника.
«Вербальная фантазия» (речевое воображение) в интерпретации Р.С. Немова;Задание: (8)Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. (слайды)
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
«Диагностика уровней развития письменной речи младших школьников» Л.П. Уфимцевой;Детям было дано 4 задания, которые они должны были выполнить письменно:
Распределение предложений в их логической последовательности;
Составление по картинкам рассказа про мальчика;
Составление предложения их данных слов;
Продолжение мысли текста.
Данные задания школьниками выполнялись в течение 20 минут. Следует отметить, что уровень развития связной письменной речи детей делится на три группы:
Высокий уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.
Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.
Количественный анализ результатов методик говорит о преобладании среднего уровня развития навыков литературного творчества в данном классе. В качественном отношении можно отметить, что большинство учеников были заинтересованы в данной работе и справились с поставленной задачей. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие навыков литературного творчества необходимо продолжать с помощью написания различных форм сочинений, в том числе сочинений-миниатюр.
Для этого мы разработали памятку для учеников по написанию сочинения-миниатюры. Хочу отметить, что в данном классе эти памятки пользуются популярностью, мы сотрудничаем с учителем в данном классе и работа над словесным творчеством с помощью сочинения-миниатюры продолжается. С памяткой вы так же можете ознакомиться, она представлена в раздаточном материале. Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.(В задачу обучения написанию сочинений входит научение школьников пользоваться словом, учить правильной и последовательной речи, которая при этом будет яркой и выразительной. Такое научение, в процессе которого накапливается некоторый навык устных высказываний, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества.
На первых порах во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам задание: составить несколько предложений на определенную тему, чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе. Например: «Осенний воздух», «Снег на солнце», «Капризный апрель» и т. д. Дети пишут эти небольшие работы без всяких подсказок. Кроме указанных заданий, нужно практиковать сочинения-миниатюры: «Опиши цветок» (любой, по своему выбору) и др.
Работая над сочинениями по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы: 1) соответствие теме; 2) полнота и последовательность изложения; 3) не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, свое понимание, собственные чувства и свой рассказ, т. е. творчество; 4) стилистическая и орфографическая грамотность. Учитель должен доводить эти требования до учащихся на понятном им языке. Нужно объяснить, в частности, что требование стилистической грамотности предполагает следование в описании выбранному стилю речи. Если, к примеру, в сочинении дети используют художественное описание, то не следует включать какие-либо научные (предметные) сведения, так как происходит смешение стилей речи.
Вместе с духовным ростом ребенка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности, больше проявляется индивидуальность автора. Все эти изменения можно проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: «Мои друзья», «Любимые игры», «Мое любимое занятие», «Как я провожу выходной день (каникулы)», «Мои трудовые обязанности в семье (как я помогаю дома, что я умею делать)», «Мой дом (моя улица, мой двор)», «Мои рыбки (хомячки, кошка, собака, попугай)», «Зима и весна», «Снежинки», «Природа весной», «Что мне рассказала капелька дождя» и т. д. — на выбор учащихся. На данном возрастном этапе дети любят загадочные, сказочные сюжеты, им нравится фантазировать и сочинять сказки. Тему может предложить учитель или дать задание придумать сказку на свою тему.)