Способность младших школьников полноценно воспринимать художественный текст


Способность младших школьников
полноценно воспринимать художественный текст
Огромный развивающий и воспитательный потенциал несет в себе художественная литература: она приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринят читателем тот или иной художественный текст, тем большее воздействие на личность он оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения русскому языку является обучение восприятию художественного текста.
К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу, учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над пониманием содержания, всесторонним анализом и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
Часто дети, читая художественный текст, воспринимают содержание неполно или искаженно, следовательно, как считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности, «технике восприятия нужно учить». Однако на уроках чтения учитель не всегда работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.
Чтобы литературное произведение дошло до сознания ребенка, заинтересовало, доставило удовольствие, нужно учить детей отличать художественный текст от любого другого текста и понимать произведение, правильно воспринимать прочитанное.
Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Так, М.Р. Львов отмечал, что если произведение изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и своего отношения к прочитанному.
Читателям младшего школьного возраста присущ ряд особенностей, который должен учитывать преподаватель при работе с текстом:
- в первую очередь ребенок реагирует на текст эмоционально, поэтому надо подбирать тексты, вызывающие эмоции, способствующие развитию личности;
- один из периодов в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма», так как ребенок отождествляет художественный мир и реальный; это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному, в проявлении доверчивости к его изображению;
- важно отметить особую чуткость к слову и к художественной детали: зачастую дети реагируют на такие психологические тонкости, которые остаются вне поля зрения взрослого читателя;
- ребенок способен «жить в образе», четко ощущать себя на месте события, что называют эффектом присутствия;
- у маленького читателя отсутствует реакция на художественную форму, то есть структуру художественного текста, его внутреннюю организацию, весь комплекс выразительных средств.
При восприятии художественного текста ребенок испытывает ряд трудностей. Дети часто уделяют внимание отдельным деталям, что мешает целостному восприятию, не видят проблемы произведения, не могут определить мотивы поступков героев, позицию автора.
Согласно классификации Н.Д. Молдавской для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:
1. Фрагментарный уровень.
У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.
2. Констатирующий уровень.
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно.
3. Уровень «героя».
Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении.
4. Уровень «идеи».
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму.
Следовательно, учитель должен определить, на каком уровне восприятия находятся его ученики, и, исходя из этого, вести дальнейшее обучении работе с текстом так, чтобы перейти на следующий уровень.
Художественный текст должен вызывать у ребенка соответствующие чувства, побуждать к сопереживанию героям. Но личностное отношение может не совпадать с авторским, если ученик не разобрался в мотивах поступков, причинах и взаимосвязях событий, не понял их смысл и позицию автора. Учитель должен воспитывать у учеников элементарное эстетическое восприятие художественных текстов, так как любовь к чтению и литературе оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование его нравственных идеалов.
Важно проводить работу над восприятием художественного текста также на уроках русского языка. Начиная с первого класса, можно применять следующие виды упражнений:
- выбор заголовка из предложенных учителем, соотнесение его с текстом;
- подбор собственного заглавия;
- поиск в тексте ответов на вопросы по произведению;
- определение основной мысли произведения.
Приведем пример упражнения, нацеленного на формирование умения подбирать заголовок к тексту.
Задание. Прочитай текст.
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная, белая, желтая и черная.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
1. Выбери подходящий заголовок:
А) Четыре бабочки;
Б) Луг;
В) Черная птица.
2. Что отражено в заголовке: тема текста или основная мысль?
3. Почему птица не увидела бабочек?
Уровень сложности упражнений постепенно повышают. Ведется целенаправленная работа по формированию умения озаглавливать текст, например, выбрать из ряда пословиц одну в качестве заголовка для конкретного текста; придумать заглавие самостоятельно и т. п.
Также следует проводить упражнения, формирующие умение определять основную мысль, позицию автора, выявлять мотивы поступков героев.
В результате систематической работы над художественным текстом на уроках русского языка учащиеся должны научиться:
- озаглавливать текст по разным признакам, сравнивать заглавия, выбирать наиболее удачные;
- делить текст на части по разным признакам (по событиям, по эмоциональному тону, по наличию/отсутствию авторского отношения);
- составлять план произведения;
- определять отношение автора к событиям и героям.
Итак, над проблемой полноценного восприятия художественного текста работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного текста является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятия художественного текста.