«Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова –Щедрина»

Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Иркутский авиационный техникум»
(ГБПОУИО «ИАТ»)





Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине: Литература

на тему:

«Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова –Щедрина»

для студентов 1 курса

специальности 24.02.08 Производство летательных аппаратов
15.02. 08 Технология машиностроения




Разработчик: преподаватель Меринова Дарья Викторовна










2016


Рассмотрена
ВЦК ПКС
Протокол №5
от 13 января 2016 г.


Утверждаю
Зам. директора по учебной работе

_____________ Е.А. Коробкова






Председатель
ВЦК ПКС
_________________ М.А. Богачева




Методист
_________________В.А. Ринчино



Разработал преподаватель
_________________ Д.В. Меринова

Тема: Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Тип занятия: урок усвоения новых знаний (изучение биографии писателя и основных этапов творчества)
Вид урока: урок-беседа
Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, развитие самостоятельности мысли, умение анализировать, выступать;
методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания литературы
Задачи:
- образовательная
· систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание студентами личности писателя и особенностей его творчества;
- развивающая – совершенствовать умение анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
- воспитательная – формировать систему нравственных ценностей.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
- связь с историей (общественная жизнь второй половины XIX века);
- связь с философией (философское осмысление действительности).
Вид используемых на занятии ИКТ: электронные образовательные ресурсы, презентация, интернет.
Необходимое программное и аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, выход в сеть интернет, браузер, программа Power Point
Дидактические материалы:
Приложения «Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
Стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к сказкам;
Презентация «Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Индивидуальные карты.

Формы работы:
фронтальная;
коллективная;
индивидуальная.
Образовательные ресурсы Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – мультфильм «Дикий помещик»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Тест по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
Викторина по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Этап урока
Цель
Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
(7 мин.)
Мотивация студентов к деятельности, настрой на работу.


Приветствие студентов преподавателем.
Не объявляя темы занятия, преподаватель задает вопрос - Когда вы слышите слово сказка – какой ассоциативный ряд слов возникает у вас? Запишите их в тетрадях с пометкой «Знаю»
Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя.
(Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты. Значителен и тот факт, что печатались сказки нелегально. Цензура в печать их не пропускала).
- Дома вы читали сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество Салтыкова-Щедрина разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии. Сказки «для детей изрядного возраста»
-Какие вопросы возникли у вас? Запишите их в тетрадях с пометкой «Хочу знать».
Прослушаем вопросы, а теперь и запишите важные вопросы (обучающиеся говорят свои варианты)
На эти и другие вопросы мы будем вместе искать ответы.
Обозначим теперь тему нашего урока: «Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».
В тетрадях записываем.
-А какая главная цель нашей работы? – ( исследование данной темы).
Выскажите ваши предположения.


Готовность к занятию.
Студенты совещаются, предлагают варианты, формулируют вопросы:
-Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?
-Каковы особенности сказок Салтыкова-щедрина?
-Каковы особенности сказок Салтыкова-щедрина?
- Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
и т.д.
Определяют тему занятия: «Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».
Ответы – предположения:
а) в сказках есть сатира на современную М.Е. Салтыкову-Щедрину действительность, сочетание вымысла и реальности, фантастического и комического с элементами фольклора;
б) необычная форма и содержание продиктованы необходимостью обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни России XIX века и обойти цензуру.

2




Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
(20 мин.)




















Повторение  пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.





















Преподаватель организует повторение. Приложение №1
Викторина на знание биографии писателя (вопросы на слайде №3; ответы дает гиперссылка- слайд №4).
- Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? (Детство на фоне крепостного права, помещичьего произвола и семейного деспотизма).

- Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писатель-сатирик, критик и публицист? (Салтыков-Щедрин человек необычной работоспособности. Работа для него являлась непреодолимой потребностью. Писатель предстает перед нами человеком прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика).

- Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира
· обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде).

Работа с терминами. (Слайд № 7)
1. Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из произведения Щедрина.
2. Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «эзопов язык»?
(Слайд №8) Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное. Выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые пороки и делает их смешными.
Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния.
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние.
Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками.
Выполнить он-лайн тест по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Каждый обучающийся после прочтения вопроса дает свой ответ, фиксируют в бланк для самоконтроля.
Проверяют свои ответы по готовому образцу, фиксируют ошибки в бланке.


3
Локализации затруднений
(8 мин)
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Преподаватель организует обсуждение ответов. Рассмотрение ошибок и затруднений, которые возникли в ходе выполнения данного задания.
Вопросы:
В чем возникли затруднения? Почему?

Студенты, допустившие ошибки отвечают на вопросы. Студенты, выполнившие правильно задание, проверяют и подсказывают ответы. Определяют место и причину ошибки; фиксируют, какие вопросы требуют уточнения.

4
Построение проекта выхода из затруднений
(5 мин)
Постановки гипотезы
Какую гипотезу можно сформулировать? (Гипотезу формулируют сами учащиеся).
Данную гипотезу мы можем доказать или опровергнуть в ходе исследования.
Студенты выдвигают свои предположения:
Предположим, что сказки Салтыкова-Щедрина - едкая сатира, направленная против общественных пороков и общественного устройства России второй половины 19 века. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.


5
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(30 мин)
Самопроверка усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели
Просмотр мультфильма «Дикий помещик»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Четыре рабочие группы, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказку: «Дикий помещик»
Каждая рабочая группа на уроке анализирует сказку, доказывая или опровергая гипотезу.
Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
Из рабочей группы назначить одного эксперта в области изучения определенной сказки.
Рабочая группа, выявив особенности сказки Салтыкова-Щедрина, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации вновь созданной (экспертной) группе.
Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы учителем подготовлен справочный материал и задания (каждой группе). см.приложение
Ребята предлагают задачи:
провести анализ художественной формы и идейного содержания сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина;
выявить особенности формы и содержания сказки «Дикий помещик», сопоставив сказку писателя с народными;
обобщить полученные результаты и сделать вывод;
представить (защитить) результаты исследования.
Студенты делятся на группы и выполняют задание


6
Этап включения в систему знаний и повторения
(15 мин)
Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов

Преподаватель организует коллективную проверку выполненного задания. Поочередно показывает слайды с ответами, студенты, допустившие ошибки или имеющие недочеты в предыдущих заданиях дают свой ответ. При необходимости другие студенты дополняют ответ.
Преподаватель задает вопрос:
Для чего вам понадобятся данные знания?

Студенты дают ответы, записанные в их бланках.
Анализируют, для чего им понадобятся полученные знания.
Записывают в тетрадь домашнее задание:
Подготовить ответ по теме урока, используя одну из предложенных форм: кластер, эссе, устное сообщение, презентация.
Можно ли считать сказки С-Щедрина современными?


7
Этап рефлексии деятельности
(5 мин)
Осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности
Студентам предлагается написать синквейн в бланке самоконтроля, выражающий отношение к теме занятия.
Преподаватель предлагает оценить студентам свою работу, поставив себе оценку в бланке самоконтроля.
Организует обсуждение:
- Что особенно вызвало затруднения?
- Какая цель была поставлена в начале урока?
- Смогли достичь?

Спасибо за внимание!

С помощью синквейна выражают свое отношение к тематике занятия либо занятию в целом.
Участвуют в анализе.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.



Приложение № 1
Бланк самостоятельного контроля
Группа ______
Ф.И.О.______________________________________________

Задание № 1
Вопрос
Ответ
Проверка (+,-)

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





Количество правильных ответов









Приложение пункт №5
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1, №2, № 3, №4
Докажите или опровергните гипотезу, проведя исследование идейно-художественного своеобразия сказки «Дикий помещик».
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Выясните основные понятия темы исследования.
Для анализа формы: вспомните элементы народной сказки; найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина; подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки; найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа помещика, определите их роль; выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?
Проанализируйте содержание сказки, ответив на вопросы: Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется? Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке? Какой смысл «вкладывает» писатель в название? Какова главная идея сказки? Почему писатель использовал в названии эпитет «дикий», а не « глупый»? Как показан народ? Какие исторические факты нашли отражение в сказке? Считаете ли вы данную сказку политической? В чем отличие сказки Щедрина от народной? Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?
Подготовьте презентацию ответа.
Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.
Итоговая оценка
Оценка группы
Оценка преподавателя
Среднее






«Синквейн»
Одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.


Два прилагательных, выражающих главную мысль


Три глагола, показывающие действия в рамках темы


Фраза, несущая определенный смысл



Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)


Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Итоговая оценка
Оценка студента
Оценка преподавателя
Среднее






Приложение пункт № 5

План исследовательской работы
по теме «Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»

1. Исследование темы в рабочей группе.

Каждая рабочая группа анализирует сказку, доказывая или опровергая гипотезу.
Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объеме.
Рабочая группа, изучив вопрос, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации другим группам.
Группа оценивает работу каждого члена.
Члены группы становятся экспертами в области изучения определенной сказки и предают информацию вновь созданным группам.

2.Исследование темы в экспертной группе.
Экспертная группа:
- выслушивает каждого члена группы;
- заполняет схему « Карт успехов»;
- делает вывод;
- подтверждает или опровергают гипотезу;
- представляет результаты исследования;
- оценивает работу каждого члена группы.
Список используемых источников

1. Литературные викторины. Л.Л. Бельская.- М., Просвещение, 2007.
2. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной. - М., Дрофа, 2006.
3. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. - М., Мнемозина, 2011.
4. Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru
5. Интернет-ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Интернет-ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Викторина по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

|ђ Заголовок 115