Конспект урока истории по теме: Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока


Тема: Суффикс, его роль в словеЦель: повторить суффикс как значимую часть слова.
Задачи: уметь находить в слове суффикс, образовывать слова с помощью суффикса, знать значение суффикса в слове; обогатить словарный запас.
Ход урока
1. Целеполагание: постановка учебных задач урока.
Минута чистописания.
Беседа: Что знаем — повторяем: Что такое суффикс? (Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня.) Какова роль суффикса в слове?
(С помощью суффикса можно образовать новое слово. Например: (лесник, лесной.)
Работа в парах (упр. 75). Досказать слово, обозначить в нем суффикс, определить значение суффикса в этих словах:
Наша-то хозяюшка сметлива была, Всем в избе работушку к празднику дала: Чашечку собачка моет языком, Мышка собирает крошки под окном, По столу котище лапкою скребет, Половичку курочка веничком метет.
Объяснение нового материала. Слово учителя: часть слова, которая стоит после корня и придает слову новое значение, называется суффиксом.
Каждый суффикс в слове имеет смысл. Одни суффиксы уменьшают, другие - увеличивают, ласкают, называют профессию. Например: грибок (уменьш.), домище (увелич.), беленький (ласк.), учитель (профессия), лисонька (ласк.).Наблюдение над языковым материалом: упр. 76. Сравнить два текста. Рассказать, чем отличаются тексты? Как изменился текст, когда исчезли в словах суффиксы? Какое они придают слову значение?
Чтение и анализ для подтверждения смыслоразличительной функции суффикса: упр. 85. Минутка для шутки: как суффиксы помогают узнать, кто шуршит под листьями? Кто папа, кто мама, а кто ребенок ? (Шурш, Шуршиха и Шуриюнок)
Как найти суффикс в словах? Обсуждение алгоритма действий.
Чтобы найти в слове суффикс, нужно:
Найти окончание и корень: огурчик, облачный, приклеить.
Обозначить часть слова - суффикс - после корня:
огурчик, облачный, приклеить
Тренировочные упражнения по закреплению материала. 1) Работа по схеме: когда в словах пишется суффикс -ИК-, а когда -ЕК-? Учащиеся самостоятельно читают схему, подбирают свои примеры, выполняют упражнение на закрепление данного правила (упр. 83). Распределить слова в два столбика: в первый - слова с суффиксом -ЕК-, во второй - слова с суффиксом -ИК-. Раскрыть секрет проверки слов. Объяснить, какой суффикс нужно написать в данных словах.
2) Упр. 77. Правильно ли думает девочка? Суффикс -К-, действительно, придает слову отрицательное значение при образовании имен.
11оэтому данное упражнение имеет и воспитательное значение. Как ты думаешь, можно ли называть своих товарищей, используя суффикс -К-? Почему?
Упр. 79. Найти в словах суффиксы, с помощью которых автор высказал свое отношение к котенку. (-ЁНОК, -ИК-, -ЕК-). Написать отпеты на вопросы: Где любил спать котенок? Что прятал котенок, когда спал? На что он был похож?
Упр. 81. Работа по картинке. Рассмотреть картинки. Написать слова с суффиксами -ЯТ-, -АТ-. Выделить суффиксы. Какое они вносят значение в слово?
Лиса - лисята, тигр и тигрята, слон и слонята, медведь и медвежата, волк и волчата.
Упр. 86. Образование слов с помощью суффиксов -ТЕЛЬ-, ЩИК-, -ЁНОК. Выделение суффикса в слове.
Самостоятельная работа (упр. 80). Спиши. Вставь пропущенные буквы. Укажи суффикс в выделенных словах.
Работа с текстом. Развитие связной речи (упр. 87): чтение и пересказ текста.
Выписать из текста слова, обозначающие детенышей. Указать, с помощью каких суффиксов они образованы.
Самоконтроль: Что я таю и умею: знаю, что такое суффикс, его место и роль в слове, умею находить в слове суффикс; образовывать слова с помощью суффикса; писать слова с суффиксами -ИК- и -ЕК-.
Задание на дом
Упр. 78. Образование слов с помощью суффиксов: -ОК-, -ЕНЬК-, -ИК, -ЕК-.