Научно-исследовательская работа Диалог двух поэтов: сравнительный анализ стихотворений «России» А.С. Хомякова и «Родина» М.Ю.Лермонтова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Евгения Николаевича Волкова»







Литературное краеведение, лингвистика, этнография





Исследовательская работа



Диалог двух поэтов:
сравнительный анализ стихотворений «России» А.С. Хомякова
и «Родина» М.Ю.Лермонтова





Нефедова К.В., п. Барсуки,
МБОУ ЦО № 13
им. Е.Н.Волкова, 9 класс

Третьякова Ю.Н.,
МБОУ ЦО № 13 им. Е.Н.Волкова,
учитель русского языка и
литературы, I квалификационная
категория







п. Барсуки, 2015

Вступление

Кто не знает своего Отечества,
тот не достоин называться его сыном.
А.С.Хомяков

Творчество А.С. Хомякова оказало большое влияние на литературу своего Отечества, а также на прозу и поэзию западных и южных славян. Немаловажное значение в его работах отводилось славянофильскому движению.
В наше время идеи славянофильства злободневны. Они имеют непреходящее значение, в них заложены этический потенциал, способный противостоять дегуманизации, агрессивности, непримиримости общества. Ценности и идеалы, сложившиеся на базе славянофильского учения, стали одним из источников методологических наук XXI века – века гуманизма и терпимости.
Сегодня нужна и смена ценностей, и смена приоритетов. А.С. Хомякова считают человеком, предвидевшим торжество Церкви. Он первый выявил и сформулировал интересы России. В его личности и творчестве содержится колоссальная сила, необходимая для сохранения русской нации и России в целом.
А.С. Хомяков имел необыкновенные дарования. И. Аксаков называл А.С. Хомякова «общественной совестью». Современники воспринимали его как непобедимого спорщика и диалектика, но сущность А.С. Хомякова была для них так же закрыта, как и сущность всех людей религиозного духа. Поэтому они, по словам Н.А. Бердяева, «заподозривают искренность Хомякова, глубину его убеждений, как это всегда любят делать неверующие относительно верующих».
Соотечественники считали А.С. Хомякова «первым из первых», «великим» человеком, «открывшим Россию». Его ставят в один ряд с такими личностями, как М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин (с последним А.С. Хомяков нередко вступал в живую и эпистолярную полемику).
В нашей работе мы хотим проследить творческий диалог двух поэтов-современников: А.С. Хомякова и М.Ю. Лермонтова.
На примере сопоставления стихотворений разных авторов на одну и ту же тему – «России» А.С. Хомякова и «Родина» М.Ю. Лермонтова – нам хотелось бы доказать, что этот диалог существует и что он может осмысливаться в христианском аспекте, так как оба стихотворения посвящены духовной основе их Родины.
Цель нашей работы – проанализировать идейно-политическую борьбу того времени в России, выбор пути её развития; посмотреть на Россию как на некий христианский идеал, страну, на которую «рано или поздно снизойдет Божья благодать». Также мы постараемся проследить личностное отношение каждого из поэтов к своей Отчизне.
М.Ю. Лермонтов на 10 лет был моложе А.С. Хомякова. Несмотря на это, образ поэта в «Родине» - это образ глубоко любящего свою отчизну русского человека того времени. В.Г. Белинский называл «Родину» пушкинским стихотворением, так как М.Ю. Лермонтов первым показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю. Лермонтов в «Родине» - поэт-реалист. «Родина» была высоко оценена Л.Н. Толстым, который считал это стихотворение свойственным литературной традиции. Оно утвердило в русской поэзии жанр литературы, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни. Стихотворение «Родина» отличается самодостаточностью, полнотой и неизбыточностью, оно созвучно со стихотворением «России» А.С. Хомякова и свидетельствует о том, что данное литературное произведение несет в себе художественную целостность.

Основная часть

Стихотворение А.С. Хомякова «России», написанное в 1840 году, практически не рассматривалось в контексте творческого диалога со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841). А сам диалог не осмысливался в христианском аспекте, хотя даже при беглом анализе бросается в глаза созвучие строк А.С. Хомякова и М.Ю. Лермонтова, посвящённое духовной основе их Родины: «Бесплоден всякий дух гордыни, не верно злато, сталь хрупка; но крепок ясный мир святыни, сильна молящихся рука!» (А.С. Хомяков), «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Но я люблю – за что не знаю сам» (М.Ю. Лермонтов). Эти поэтические мысли в конечном смысле родственны тютчевским: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»
А.С. Хомяков, говоря о предназначении России, уповает на её духовную миссию в мире:
О, вспомни свой удел высокой,
Былое в сердце воскреси,
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему – и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
М.Ю. Лермонтов, подразумевая уникальность своей Родины, любуется ей, как бы говоря читателям: Россия выше любого романтического христианского идеала, в ней нет прошлого, она вся в настоящем и будущем. Первый вывод. Таким образом, напрашивается сам за себя: оба произведения посвящены одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России – выбору пути её развития. По А.С. Хомякову и М.Ю. Лермонтову, любовь к родине не определяется её историческими заслугами («ни слава, купленная кровью»), а также принципами «официальной народности» («ни тёмной старины Заветные преданья»). Правда, М.Ю. Лермонтов утверждает свою любовь как глубоко личное чувство («но я люблю – за что не знаю сам»). В отличие от официальной любви того времени это, действительно, «странная любовь». А.С. Хомяков своё сокровенное чувство к Родине основывает на надежде, что рано или поздно на Россию снизойдёт Божья благодать, ей станет доступно Божие откровение:
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный
Прозрачный Вышняго покров!
Анализируя диалог двух поэтов, нельзя не отметить, как у М.Ю. Лермонтова с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: «безбрежные леса», «разливы рек, подобные морям».
В «Родине» продолжены мысли А.С. Пушкина из главы «Путешествие Онегина». А.С. Пушкин пишет: «Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор». У М.Ю. Лермонтова пушкинская традиция заключается в глубокой нежности к родной земле, без сердечной привязанности к которой он не мыслит своей связи с любимой Отчизной. В его чувстве к России акценты расставлены прежде всего на созерцании природы и своеобразии уклада российской жизни. Стихотворение наполнено светлым пушкинским настроением. Здесь нет характерного для М.Ю. Лермонтова мятежного гневного духа. Всё тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость великих русских рек. В «Родине» поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям.
«Люблю – за что не знаю сам» можно сказать и о человеке, ибо люди – главное богатство России. Вот так И.В.Киреевский, первым сказал о народности А.С. Пушкина, утверждал, что эта народность не поддается рациональному осмыслению. Продолжая эту тему, Ф.М. Достоевский в своей знаменитой пушкинской речи кинул христианский кличь: «Смирись, гордый человек!». Эта мысль своеобразно перекликается с поэтическим обращением А.С. Хомякова к России: « Не верь, не слушай, не гордись!» Поэт, сравнивая реки своей страны с морями, перечисляя богатство гор, недра которых полны алмазов, «тук степей», которые пышны хлебом, наконец, говоря о величии и славе России среди других мировых держав, делает вывод: «Всем этим прахом не гордись!» Богатство России, действительно, её люди! Среди них – и А.С. Пушкин, и сам А.С. Хомяков, и М.Ю. Лермонтов, и Ф.М. Достоевский – певцы своей Родины, впитавшие сам дух, ставшие поистине народными писателями.
Для М.Ю. Лермонтова в отличие от А.С. Хомякова важна в любви к России её природа. Он рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ ( река. Силу рек М.Ю. Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте «отрадные мечтанья» о великом будущем России и её народа. Ведь такой народ, являющийся для М.Ю.Лермонтова продолжением богатырской природы, не может не «воспрянуть от сна», он подобен легендарному Илье Муромцу, «сиднем просидевшему» треть века. В родной природе для поэта таится отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто всё лермонтовское стихотворение, в нем нет аристократического «снисхождения» к антуражу крестьянской жизни:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно
Поэт ведет нас за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской «с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Именно в этом чувствуется горячее желание увидеть русский народ счастливым и свободным. Только её, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.
Для М.Ю. Лермонтова неприемлем официальный патриотизм, основанный на гордости имперскими завоеваниями России: сам участник Кавказской войны, он знает, что этот патриотизм – слава, «купленная кровью».
Не привлекает М.Ю. Лермонтова и тот официоз, что выражен формулой Уварова «самодержавие, православие, народность», раздуваемый булгариными и гречами. Но именно всё это не привлекает и поэта-славянофила А.С. Хомякова, участника войны за независимость христианской Греции и православной Сербии от турецкого ига. А.С.Хомяков, как и М.Ю. Лермонтов, видит в судьбе России сокровенный промысел, понять который может лишь ум, преодолевший стереотипы своего времени. Для настоящего художника нет сиюминутности в искусстве, для него время выражено понятием вечности, где прошлое, настоящее и будущее сосуществует одновременно. Для соборного ума важно то непреходящее, что не теряет своей духовной ценности от смены политической конъюнктуры. И для А.С. Хомякова, и для М.Ю. Лермонтова (впрочем, как и для А.С.Пушкина), усвоение опыта своего народа, его русского духа – есть обретение духовного стержня в своей поэзии. Родина, таким образом, становится для них не просто историческим наследием – это центр собственного «Я», но «Я», растворённого в любви к своей Родине. В отличие от большинства своих современников, «зараженных» идеями западничества, поэты совершенно по-иному взглянули на привычный мир: родная земля стала для них не территорией для проведения социальных экспериментов по западническим рецептам, не стороной «тёмных преданий», не примером всем того, как не следует существовать в мировом сообществе, а точкой приложения творческих сил, забот и любви. Любить Россию учит православная Церковь. Но если у А.С. Хомякова прямо говорится об избранности России перед Богом, то у М.Ю. Лермонтова эта мысль передаётся через любовь к укладу народной жизни, через православное сознание «пьяных мужичков». Эти пьяные и пляшущие мужички – не просто деталь на поверхности этнографического полотна картины, написанной поэтом. Это и не сообщество свободных хлебопашцев, объединенных языком и территорией. У поэта и той народной среды, что он запечатлел своим талантливым пером, общее сознание, целостное сознание. И поэт, и его «пьяные мужички», о которых М.Ю.Лермонтов говорит с любовью, братья по кресту, а значит и по соборному сознанию, позволяющему обрести национальную идею. Без национального самосознания народ превращается в население, художник – в продажного писаку. Поэтому главная поэтическая идея М.Ю. Лермонтова, как и у А.С. Хомякова, посвящена процессу соединения в обществе всех сословий «по кресту». Русский «крест», конечно же, Православие! Россия – единственная к тому времени независимая православная держава, на которую обращены взоры и надежды всех православных людей из других стран. А.С.Хомяков постарался этому процессу соединения дать философско-диалектическое обоснование. М.Ю.Лермонтов (особенно в последний год жизни), как и А.С.Пушкин, был на пути к этому осмыслению единства микро- и макрокосма. Важна и роль самого поэта, призывающего к идее собирания творческих сил своей Родины, через воспевание своей «странной» любви к ней, идущей от сердца, а не от общепринятых установок разума.

Заключение

Итак, именно в собирании, в соборности духовных возможностей каждого русского человека поэты видят возрождение России. В этом процессе никоим образом нельзя игнорировать Православие, душою которого является соборность, поэтому не привлекает поэтов любовь, основанная на преклонении перед петровской Россией, реформы Петры осуждали славянофилы, сложно относился к царю-реформатору и А.С.Пушкин, так и не написавший ни строчки о его «великих деяниях», несмотря на просьбы его царственного потомка, открывшего ему все тайны династии Романовых.
Таким образом, в стихотворениях А.С. Хомякова и М.Ю. Лермонтова явно продолжаются заданные А.С. Пушкиным мотивы – именно это в первую очередь объединяет этих двух поэтов, которые любят свою родину за её «детскую простоту» и тот неистощимый духовный потенциал, что и сегодня выделяет её из круга значимых мировых супердержав.






































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 2-х т. - М., Правда, 1988.
Хомяков А.С. Избранное: Лирика. Трагедии. – Т.: Приок. кн. изд-во, 2004.
Статья Бердяева Н.А. Русские мыслители: А.С.Хомяков – М., 1992.
Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., Просвещение, 2002.





































Заявка на участие в Хомяковских молодежных чтениях.

Ф.И.О. ученика: Нефёдова Кристина Витальевна.

Город (область): п. Барсуки.

Школа (ВУЗ): Муниципальное образовательное учреждение «Барсуковская средняя общеобразовательная школа имени Евгения Николаевича Волкова».

Класс (группа): 9 класс.

Секция: Литературное краеведение, лингвистика, этнография.

Вид работы: Исследовательская работа.

Тема: Диалог двух поэтов: сравнительный анализ стихотворений «России» А.С. Хомякова и «Родина» М.Ю.Лермонтова.

Индивидуальная работа: Нефёдова Кристина Витальевна.

Ф.И.О., должность научного руководителя, место работы, категория, звания: Третьякова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Барсуковская СОШ им. Е.Н.Волкова», I квалификационная категория.

Контактный телефон: 8(4876)79-95-45

E-mail: barsuki.shkola@mail.ru



15