Сравнительный анализ двух стихотворений А.А. Фета (10 класс)


Сравнительный анализ двух стихотворений Фета А.А.
Учитель Кремнева И.А.
Цель: научить сравнительному анализу стихотворений.
Задачи: сформировать навыки сравнительного лингвокультурологического анализа текстов.
Для сегодняшнего урока я взяла два стихотворения Фета А.А., вошедшие в его сборники «Вечерние огни». Они написаны с разницей в 13 лет. Что изменилось в чувствах поэта? Как преломляется его мироощущение, которое мы отмечали в биографии, за 13 лет? Выделим основные концепты его лирики, увидим, как они актуализируются в текстах.
Прежде всего наш народ знает лирику Фета А.А. по романсам. Романсы пишутся на стихи, которые доступны любому человеку. На стихи Фета А.А. написано больше всего музыкальных произведений. А почему? Попытаемся сегодня это понять.
- Читаем стихотворения ( «Сияла ночь», 1877 год, «На качелях», 1890 год ).
- О чем они? (о любви).
«Сияла ночь» «На качелях»
- Что лежит в основе построения?
(Контраст: есть любимая – и нет ее!)
Стих условно делится на 3 части:
1.Она и он, ночь, лунный свет, песня, любовь.
2.Её нет.
3.Снова вместе.
Чтобы понять состояние лирического героя, попробуем определить звуковую гамму стихотворения.
- Звуковое поле.
1ч. Рояль раскрыт, струны дрожали, пела до зари, звука не роняя.
2ч. Тишь ночная.
3ч. Вздохи звучные, рыдающие звуки.
- Когда герой слышит звуки?
(Когда она рядом)
- Как меняется действительность, когда она рядом?
(оживает, расцвечивается)
- Когда ее нет – томительные дни.
- Почему?
(нет звуков, нет света – только воспоминания).
Давайте определим поле цвета.
1ч. Сияла ночь, луна, лучи.
2ч. Томительно, скучно – цвет ассоциативно – серый.
3ч. Ночь … как тогда (следовательно, опять свет)
Луна – символ загадочности, таинственности, к тому же, свет естественный, природный.
- назовите слова, которые переосмысливаются в контексте стихотворения, т.е. их можно трактовать не так, как они трактуются в словаре.
(например, «сад» - слово-символ)
- Какие ассоциации возникают?
( сад Эдема, рай, начало жизни – недаром говорят «сад жизни»)
Свои слова-символы есть у каждого поэта, писателя. В данном случае слово «сад» актуализирует сему «жизнь».
Слова «слезы», «плакать» - в русской поэзии символизируют большие чувства.
- Итак, давайте суммируем, что происходит, когда она рядом.
( Она рядом – свет, цвет, звуки, любовь, вера, жизнь)
- Когда ее нет: тишина, томление, ночь (без света). Жизнь будто замирает.
ОНА – символ. Слово имеет обобщающее значение: источник вдохновения, Муза и Жизнь, Душа. Источником звука становится душа.
- Когда мы говорим: душа поет?
(Когда нам хорошо)
- Главные слова, ключевая строка?
(Тебя любить, обнять и плакать над тобой (дважды повторяется)- размер стиха?
(ямб)
Грустные размышления, сочетание мягкости, легкости, светлой грусти.
Обращение «ТЫ» принимает обобщенное значение: это та, что вдохновляет, его Муза, его вдохновение. Для того чтобы творить, поэт должен испытывать чувства. Смысл его жизни – быть рядом с любимой и любить ее – только тогда ты способен творить. На дотекстовом уровне заголовок можно интерпретировать так:
1.Связь с юностью – в душе лирический герой молод.
2.В заголовке подчеркнута сема движения, а движение – жизнь.
3.На качелях – значит, оторванный от земли. Мы говорим так, когда мы счастливы.
Встречается ли в тексте слово «качели»?
(нет, но есть детали, которые эти качели составляют: веревки, доска.)
Можно сказать, что слово «качели» - ключевое и будет словом-символом, будет переосмысливаться.
- Поле звука выражено имплицитно – движение качелей (бросаем друг друга), интенсивность и звук.
- Как мы ощущаем это движение, каким образом Фет А.А. доносит до нас эти звуки?
(звукоподражанием: с, ч, ш, с, с, ч, ж, ш, с, вз, з, с, ж, с - это имитативы, имитация природного звука).- Цветовое поле – полусвет ночной (опять естественный, природный свет)
Русские писатели, поэты часто проверяют своих героев, их отношением к природе, через восприятие природы (вспомните героев Толстого: Наташа, князь Андрей).Лирический герой Фета сливается с природой, чувствует ее, следовательно, это красивый человек, сам себя ощущает он частью природы; природа для него – источник силы.
- У Фета А.А. в стихах полутона, полузвуки (тихие, шепот, полуявь, спрятанность, таинственность). Это внутреннее состояние человека.
Стихи – медитация.
- Как меняется звук в третьей строфе?
(р – повторяющийся звук. Р содержится в слове «игра»)
- Какое ощущение содержит звук?
(Опасность)
Прием аллитерации осмысливает, превращается в фоническую цепь: игра – правда – играть – роковая – дорогая.
- «Играть жизнью». Как вы понимаете это выражение? Подберите устойчивое выражение, связанное ассоциативно с этим словосочетанием (играть с огнем, со смертью – то есть находиться на грани, рисковать).
Игра роковая – со знаком минус, обязательно беда, все равно что игра со смертью.
Но они рядом – вдвоем – это счастье.
- При каком условии лирический герой готов рисковать?
Главное для него, что он не один. Для поэтов характерно ходить по грани: если любят, то сильнее, чем обычные люди. Они и видят дальше – пророки!
- Как вы понимаете словосочетание «вершина лесная»?
(оно употреблено не в прямом значении – это стремление к мечте, что-то высокое, светлое)
- Семантика высокого, светлого, возвышенного заключена в одном ассоциативном поле: вершина лесная – небеса – над землей – счастье).- Стихотворение построено на оппозиции: с одной стороны – стремление к высоте, к счастью (взлетать над обыденностью, отрываться от обыденного; с другой стороны – опасение за жизнь – можно и упасть, так как это риск, постоянно между жизнью и смертью (доска шаткая, страшнее стоять и держаться).Легче стоять на земле (спокойнее, надежнее), но лучше мечта!
Лирический герой выбирает риск, несмотря на опасность, потому что он не одинок.
Качели – это орудие этой борьбы /игры, между жизнью и смертью / это стремление ввысь.
Качели – ключевое слово, слово – символ.
Еще одно ключевое слово - игра, синоним ему – риск. Герой осознает, что рискует, игра может стать роковой, но для него это одновременно счастье.
Вывод.
1.Лирический герой обоих стихотворений – тонко чувствующий, легкоранимый. Малейшая балансировка может привести к неустойчивости, к роковому исходу, но для него не характерна спокойная жизнь на твердой земле, для него смыслом становится вечный поиск, риск. Сердце должно испытывать какое-то чувство, страдание – ведь это и есть жизнь.
2.Слияние с природой подчеркивает полноту проявления чувств. Источником звука является душа. Лирический герой – красивый человек, он ощущает себя частью природы. Природа для него – источник света.
3.Стихотворения построены на простых приемах, здесь почти нет метафор, но это не пустые стихи.
4.Обязательное условие для творчества, по мнению Фета А.А., - испытать сильные чувства, чтобы любимая была рядом.
5. Стихи пленяют музыкой очищения, красотой образов, поэтому и кладутся на музыку.