Программа элективного курса по физике Физики Владимирского края


Программа элективного курса « Физики Владимирского края».
ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Формирование длительного интереса к предмету и его содержанию с использованием историко-методологического подхода, что позволяет укрепить основы знаний по физике и определиться с выбором профиля обучения.
ЗАДАЧИ КУРСА
Повторить и расширить знания по конкретным темам физики связанным с деятельностью наших земляков.
Подобрать историко-краеведческий материал по теме курса «Физики Владимирского края».
Подобрать расчётные и качественные задачи по основам теоретическим вопросам в области, которых работали физики Владимирского края.
Использовать активные формы работы с учащимися для активизации их интереса и помощи в понимании теоретического и практического материала.
Использовать различные источники информации, в том числе средства современных информационных технологий.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Исторический материал должен быть логически связан с учебной программой по физике в средней школе;
История должна быть представлена основными, главными вопросами, по содержанию исторические сведения должны способствовать осуществлению учебно-воспитательных задач, стоящих перед преподаванием физики;
Подбор краеведческого материала осуществляется, как учителем, так и учащимися в ходе самостоятельной работы с литературой и архивными документами.
Изложение теоретических основ научных исследований предполагается в пределах школьной программы, что обеспечивает их повторение. Освоение материала может быть облегчено применением компьютерных демонстраций и исследований, проведением опытов, изучением физических приборов на музейных экскурсиях.
Данный элективный курс составлен на основе следующих положений:
История науки позволяет понять, что физика является непрерывно развивающейся и обновляющейся областью познания.
Использование элементов истории науки позволяет понять, как под влиянием определённых практических потребностей возникли научные проблемы и протекали исследования.
История науки позволяет увидеть, что научные открытия не явились трудом только отдельных личностей, а всегда явились результатом коллективного творчества учёных, если даже они жили в разных странах и в разное время.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Улучшение качества знаний по темам: «Законы сохранения», «Основы МКТ», «Световые кванты», «Электрический ток в различных средах»;
Чёткое знание учащимися ряда учёных физиков и их открытий;
Рефераты учащихся;
Повышение познавательного интереса к предмету;
Сознательное самоопределение ученика.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1. Анкетирование учащихся в начальной школе и в конце курса.
2. Защита рефератов.
3. Практическая работа по решению задач.
4. Участие рефератов в конкурсах в рамках школы и города.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(8 ЧАСОВ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ДЕМОНСТРАЦИИ.
Начало развития естествознания в России. Организация Петербургской Академии наук. Исследования М.В.Ломоносова.
МЕХАНИКА
Законы сохранения: Подъёмная сила крыла самолёта. Значение работ Н.Е.Жуковского в развитии авиации.
Демонстрации: Подъёмная сила крыла. Карбюратор. Модель ветреного двигателя.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
Основы МКТ: Механические свойства твёрдых тел и материалов: упругость, пластичность, создание материалов с заданными техническими свойствами. Значение работ Беляева Н.М.
Демонстрации: Упругая и остаточная деформации
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Световые кванты: Фотоэлектрический эффект и его законы. Кванты света. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике. Значение работ Столетова А.Г.
Демонстрации: Фотоэффект на установке с цинковой пластиной. Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Электрический ток в различных средах: Свойства полупроводников. Электрический ток в полупроводниках. Зависимость сопротивления полупроводников от их температуры и освещённости. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Применение полупроводников. Значение работ Скипетрова Е.П.
Демонстрации: Зависимость сопротивления полупроводников от температуры. Зависимость силы тока в полупроводниках от напряжения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕМЕ
«Физики Владимирского края»
Фамилия, имя, отчество учёного История жизни.
Область научных интересов Возможные формы занятий Количество часов
Вводное занятие
Жуковский
Николай Егорович
Беляев
Николай Михайлович
(05.02.1890 г.-25.04.1944 г.)
Столетов
Александр Григорьевич
(29.07.1839 г.-15.05.1896 г.)Скипетров
Евгений Павлович (29.07.1950 .) Начало развития естествознания в России. Организация Петербургской Академии наук. Исследования М.В.Ломоносова
Биография. Воздухоплавание. Исследования по аэродинамике и авиации. Практическая направленность исследований. Решение задач (расчёт подъёмной силы крыла самолёта). Экскурсия в усадьбу Жуковского Н.Е.
Биография. Труды по теории прочности (устойчивость стержней, упругие и пластические деформации). Решение практических задач.
Биография. Фотоэффект. Его применение. Законы фотоэффекта. Расчёт красной границы фотоэффекта. Экскурсия в дом-музей Столетовых.
Биография. Полупроводники электрические и фотоэлектрические. Свойства полупроводников. Применение полупроводников. эвристический беседы
эвристическая беседа;
решение задач
лекция; практические исследования
эвристическая беседа с компьютерными демонстрациями; экскурсия
лекция; семинар
1ч.
2 ч.
1,5 ч.
2 ч.
1,5 ч.
ЛИТЕРАТУРА
Буров В.А., Зворыкин Б.С., Покровский А.А., Румянцев Ч.М. «Демонстрационный эксперимент по физике», М., Просвещение, 1968 г.
Иванов А.С., Проказа А.Т. «Мир механики и техники», М., Просвещение, 1993 г.
Дегилёв Ф.М. «Из истории физики и жизни её творцов», М., Просвещение, 1986 г.
Хрестоматия по физике, под редакцией профессора Б.И.Спасского. Учебное пособие для учащихся, М., Просвещение, 1982 г.
Кудрявцев П.С. «История физики» том 1-3, М., Просвещение, 1956-1971 гг.
Мощанский В.Н., Савелова Е.В. «История физики в средней школе», М., Просвещение, 1981 г.
Храмов Ю.А. «Физики. Биографический справочник», М., Наука, 1983 г.