Рабочая программа вокально-хорового кружка Мелодинка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренский лицей им.Н.А. Белозорова
Россошанского муниципального района
Воронежской области






«Рассмотрено назаседании МО»
Руководитель МО
_________
Протокол №


от « » августа 2015г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР

Л.В. Хромина______


от « » августа 2015г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Подгоренский лицей
им. Н.А.Белозорова» А.М. Гринёв____________
Приказ №
от « » сентября 2015г.











ПРОГРАММА
Вокально- хорового кружка
«Мелодинка» I год обучения
направление «художественно - эстетическое»
(1-2 класс).





Разработала:
педагог дополнительного образования
Л.И. Швечикова








с. Подгорное 2015- 2016 г.

1. Пояснительная записка.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Музыка играет важную роль в жизни людей, песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Современная песня в школе – это эффективная форма работы различного возраста. Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов.
Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность, целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя. Хоровое пение содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного произношения.
А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».
«Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства».
Программа разработана на основе ФГОС НОО.
Цель программы:
Создание условий для развития личности. Воспитание нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей. Развитие эстетических и этических качеств и способностей школьников с нарушением зрения, которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества.


Задачи программы:

- Закрепить и углубить интерес к хоровому пению, как самому массовому и доступному виду искусства.
- Посредством заняти приобщить обучающихся к искусству, познанию мира прекрасного.
- Продолжить развитие музыкального слуха, совершенствовать музыкальные способности.
- Создать в хоре обстановку творческой активности, дружбы и товарищества.
- Отработать новые для данного возраста слуховые и певческие навыки, навыки хорового исполнительства.
- Посредством работы над лучшими образцами мировой хоровой литературы способствовать формированию высокого художественного вкуса.
- Воспитывать бережное отношение к своему голосовому аппарату и здоровью вообще.
- Развивать эмоциональность и артистизм .
- Способствовать формированию культурной среды используя коллективные посещения концертных залов, театров, лекториев и т.д.
- Развивать у обучающихся самостоятельность, активность, «чувство локтя», взаимовыручки.
- Способствовать быстрейшей адаптации, поступивших в хор без предварительной подготовки.
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством , ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Новизна программы:
-Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
-Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
-В данных условиях данная программа -это механизм, который определяет содержание обучения вокалу , методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
2. Общая характеристика программы.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей;
- Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии;
- Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений;
- Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус;
- Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы;
- Воспитание потребности в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений;
- Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Основными критериями установления сроков обучения являются возраст и способности учащихся, это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. В процессе занятий возможен естественный отбор, способных заниматься пением. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио.
3. Описание места программы.
Вокально-хоровая работа проводится в кабинете школы оборудованном звукоусиливающей аппаратурой, музыкальным инструментом, компьютером, принтером и другими средствами для обучения.
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- Практические занятия, где учащиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
- Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности учащихся;
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
- Согласно Сан ПиН (2.4.4.125.1 – 03) режим занятий в кружке продолжительность – 35 минут ( групповые) и 30 минут (индивидуальные) с 10- минутным перерывом между ними для отдыха и проветривания. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу ; 1-2 класс- 68 внеурочных часов в год;

Формы организации вокально- хоровой деятельности:
- музыкальные занятия( индивидуальные, групповые);
- занятия – концерт;
- репетиции ( генеральные);
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимся и строится на основе индивидуального подхода к каждому.
4. Описание ценностных ориентиров программы.
Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта учащихся, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего учащимся адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности обучающихся на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности обучающихся в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций учащегося.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

5. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы.
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся.

6. Содержание программы .

1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбль.
7.Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
8.Музыкально – исполнительская работа.
9.Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. 10.Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Ритм.Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
.Сцендвижение.
11. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
12. Репертуар.Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
13.Концертная деятельность.
14.Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
15.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.


7. Календарно- тематическое планирование.
№ п/п

Тема занятия
Вид деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата




теория
практика
всего


1 год обучения

1
Вводное занятие
Техника безопасности, прослушивание
1

1
15.02

2
Хоровые голоса, краткая характеристика.
Правила пения.
1

1
16.02

3
Понятие унисон
Упражнения для развития слуха и голоса.
1

1
19.02

4
Понятие унисон
Упражнения для развития слуха и голос
1

1
22.02

5
Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Виды дыхания. Дыхательная гимнастика.
1

1
29.02

6
Роль дикции в пении.
Умение четко произносить слова, умение формировать певческий звук.


1
1.03


7
Артикуляция и ее особенности.
Умение активизировать речевой аппарат на примере скороговорок.

1
1
7.03


8
Орфоэпия в пении
Умение ффиксировать и удерживать на дыхании гласные на фонации.

1
1

14.03


9
Правила в орфоэпии
Умение правильно пропевать согласные заменяя другими согласными

1
1
15.03

10
Логика речи.
Специфика.

Уметь выделять главную смысловую нагрузку, ударные второстепенные слова в пении.

1
1
21.03

11
Диапазон. регистр голоса
Понятие диапазона. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара Пение специальных упражнений на развитие диапазона

1
1

22.03

12
Ансамбль в хоре.
Умение передавать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, сжатость и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов.

1
1

28.03

13
Ансамбль в хоре.
Умение передавать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, сжатость и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов

1
1

29.03

14
Ансамбль в хоре.
Умение передавать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, сжатость и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов.

1
1

4.04

15

Строй в хоре один из главных элементов хоровой техники
Умение петь: Зонный строй – интонирование в зоне одного звук. Мелодический строй (горизонтальный) - строй отдельной хоровой партии. Гармонический строй (вертикальный) - строй всего хора.

1
1

5.04


16
Подвижные и неподвижные нюансы.

Умение раскрыть внутреннее художественное содержание

1
1
11.04

17
Динамические оттенки.
Умение пользоваться приложением силы, ведущее к контрастам.

1
1

12.04



18
Динамические оттенки.
Умение пользоваться приложением силы, ведущее к контрастам.

1
1
18.04

19
Темпы в хоре
Умение правильно ощущать и сохранять в процессе исполнения обозначенный композитором темп.






1
1
19.04

20
Темпы в хоре
Умение правильно ощущать и сохранять в процессе исполнения обозначенный композитором темп.

1
1
25.04

21
Темпы в хоре
Умение правильно ощущать и сохранять в процессе исполнения обозначенный композитором темп.

1
1
26.04

22
Темпы в хоре
Умение правильно ощущать и сохранять в процессе исполнения обозначенный композитором темп.

1
1
4.05

23
Вокально-хоровая работа Работа с фонограммой и микрофонами.
Умение понимать руку дирижера. Работа над выразительностью произведения.


1
5.05

24
Выступление на концерте работа с фонограммой и микрофоном.
Умение понимать руку дирижера. Работа над выразительностью произведения.


1
7.05

25
Вокально-хоровая работа Работа с фонограммой и микрофонами.
Умение понимать руку дирижера. Работа над выразительностью произведения.


1
16.05

26
Вокально-хоровая работа Работа с фонограммой и микрофонами.
Умение понимать руку дирижера. Работа над выразительностью произведения.


1
17.05

27
Вокально-хоровая работа Работа с фонограммой и микрофонами.
Умение понимать руку дирижера. Работа над выразительностью произведения.

1
1
23.05

28
Вокально-хоровая работа Работа с фонограммой и микрофонами.
Умение понимать руку дирижера. Работа над выразительностью произведения.Итоговое занятие-концерт.

1
1
24.05


Итого:




28 ч.


8.Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованный кабинет;
- использование музыкальных инструментов;
- наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры;
- наличие микрофонов;
- фонотека (аудио - кассеты, компакт-диски ) с различными вокальными
произведениями;
- фонотека с качественными (что не маловажно) записями фонограмм;

9.Рекомендуемая литература:
Асафьев Б. Русская музыка от начала 19 столетия. М., 1930.
Бикмухаметова-Осипова Р.М. Из воспоминаний об А.А.Юрлове.
В книге: А.Юрлов. Статьи и воспоминания. М., 1983.
Доброхотов В.Д. Д.С.Бортнянскнй. М. Л., 1950.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1986.
Музыкальная энциклопедия, тт. 1-3. М., 1976.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
М.: Народное образование, 1998.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Заголовок 1 Заголовок 215