Технологическая карта изучения темы Предмет: Русский язык УМК: ПНШ Тип урока: изучения нового материала

Технологическая карта изучения темы
Предмет: Русский язык УМК: ПНШ
Тип урока: изучения нового материала
Учитель начальных классов: Кузьмина Наталья Георгиевна Класс: 2 «А»
Тема
Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Цель
введение понятия «сложные слова», формирование умения образовывать сложные слова.

Задачи
познакомить со способами словообразования (сложение основ с соединительным гласным);
расширять знания о составе слова;
закреплять умение пользоваться Обратным словарём;

Формируемые УУД
Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации .
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Планируемый результат
Предметные: Уметь образовывать сложные слова.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Базовый учебник
Н.А.Чуракова. Русский язык. 2 класс. Учебник в трёх частях. Часть третья. Под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/Учебник. 2011.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика
Планируемые результаты


1
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
-Начинаем урок русского языка.




2
Актуализация опорных знаний
- Найдите значения выражения: первое слагаемое 29, второе слагаемое 5, найдите сумму.
- Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Но это неспроста. Найдите сумму 29 и 5 (34)
А что мы складываем в обычной жизни?

А на уроке математики?
Повторяют материал, отвечают на вопросы учителя.





Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан
Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков.
Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров
Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний


3
Создание проблемной ситуации
А что можно сложить на уроке русского языка?
Рассуждают на проблемный вопрос, высказывая свои предположения
Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.

4
Постановка учебной задачи
Тема нашего урока зашифрована

Снлыоеж свлао
(Сложные слова)
Так что мы будем сегодня складывать?
Какие слова называются сложными?
Расшифровывают запись и формулируют тему урока (работа в парах)







Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.


5
Решение учебной задачи
Посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:Как образуются сложные слова?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Прочитайте отрывок из стихотворения «Паповоз».(упражнение 105)
Почему мальчик по-разному называл папу? Какие слова помогли вам догадаться? Можно ли объяснить значение таких слов, если они обозначают несуществующие предметы, явления? Выпишите сложные слова с двумя корнями. Выделите корень.
На какие слова похожи выписанные вами слова?
Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106) Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных. Разные ли это буквы?
Сколько всего групп сложных слов обнаружили?
Какие корни стоят на втором месте?


Что вы можете сказать о сложных словах?
Поделитесь знаниями друг с другом.

Высказывают свои предположения.





















Это буквы о и е.


5 групп









Фронтальная беседа

После обсуждения в парах делают вывод:
-сложные слова образуются из нескольких корней;
- Чтобы корни соединить, есть помощницы – соединительные гласные о и е
Познавательные: осознано строят речевые высказывания в устной форме о структуре сложных слов.
Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров
Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний


6
Физминутка
Учитель выполняет упражнения вместе с детьми.
Один из учащихся показывает упражнения, остальные – повторяют.


7
Первичное закрепление
- А можно ли из корней этих слов составить другие слова?( ЭОР)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Записать полученные слова, самостоятельно сделать разбор.
Конструирование






Взаимопроверка.
Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров
Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8
Самостоятельная работа с самопроверкой
Задание по выбору:
Составь сложные слова и разбери их:
1.Чёрные щёки, белые зубы, синие глаза, жёлтый рот, чёрная слива.
2. Найди сложные слова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Индивидуальная работа с проверкой.

Регулятивные УУД: уметь выполнять работу по предложенному плану.


9
Оценка (рефлексия)
На какие вопросы искали ответ?
Дополните фразы:
самое интересное было
я бы мог, но меня не спросили
мне понравилось
у меня все время вертелось в голове
-Сегодня мы с вами решали трудную задачу, но все с ней успешно справились. Молодцы!
Отвечают на вопросы.

Дополняют фразы




Регулятивные: фиксируют в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

10
Домашнее задание
По выбору:
выписать из рассказа «Листопадничек» с.60-66 сложные слова и разобрать их по составу.
Упр.60 (печатная тетрадь)
Разбери слова по составу вместе с гномом, используя ЭОР


























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315