Основная философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Общеобразовательный комплекс «Школа – детский сад» № 77
УРОК ПОИСКА ИСТИНЫ
Предмет: литература
Класс: 11
Тема: Основная философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: обобщающий
Учитель: Аубакирова С.С.
Караганды - 2014
Тема: Основная философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цели:
- обобщить изученный материал по роману и попытаться понять замысел Булгакова; - продолжить работу над анализом художественного произведения, исполь-зуя технологии RWCT; учить умению грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения; - воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту и порядочность.
Оборудование урока: фотовыставка «Жизнь и творчество М.А.Булгакова», текст романа «Мастер и Маргарита», эпизод из фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита», презентация «Викторина по роману «Мастер и Маргарита».
Ожидаемые результаты: работая в группе, смогут выделить нравственно-философские проблемы романа; покажут знание текста и умение анализи-ровать художественный текст, работая в группе; все этапы урока помогут разрешить Проблему, поставленную перед учениками.
Ход урока
Психологический настрой на урок (Я Сауле – смелая, Я…)
I.Организационный момент. 2 мин. (слайд 1, 2)
- Сегодня у нас заключительный урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема урока… Цели: обобщим изученный материал, вы покажете, как умеете грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения. В конце урока попробуем решить такую Проблему: «Что такое истина?» (слайд 3-4)
Словарная работа.
Истина – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда.
(слайд 5)
II. Слово учителя. 2 мин.
Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягатель-ное произведение. Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних поклонников во всем мире. «Мастер и Маргарита» - роман о жизни, роман о любви и творчестве. Не случайно именно Мастер и Маргарита дают название книге. «Мастер и Маргарита» - это роман о чуде. О том, что есть мир, в котором обыденность уступает место безграничной фантазии. Этот мир внутри самого человека. Вашему вниманию викторина на проверку содержания текста романа.
III. Презентация. «Викторина по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (проверка содержания текста) 5 мин.
(слайд 6- 32)
IV. Слово учителя. 1 мин.
В своём романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков создаёт и разви-вает философско - художественную концепцию «троемирия», согласно которой жизнь многомерна, существование человека не исчерпывается внешним, видимым планом, бытие имеет скрытые стороны, не доступные логическому познанию. Исследователи находят в романе три мира. Какие это миры?
- Древний ершалаимский.
- Вечный потусторонний.
- Современный московский.
(слайд 33)
Задание: дать характеристику этих миров, назвать героев, населяющих этот мир, привести цитаты из текста. Каждая группа характеризует один из миров. (выбор темы по жребию)
V.Работа в группе. 5 мин.
Обсудите в группе 4 мин., выберите спикера. (листы и маркеры на партах)
Выступления спикеров 3 мин.
VI. Беседа о проблемах, поставленных в романе.
Конфликтное взаимодействие этих трёх миров и определяет общую нравственно-философскую проблематику романа Булгакова. И именно потусторонние силы, активно проникая в реальность, играют роль особого связующего звена между древним и современным мирами.
Назовите проблемы, которые ставит Булгаков в своём романе. 2 мин.
VII. Работа над раскрытием проблемы в группе. 6 мин.
Из всего сказанного мы можем выделить 4 основные нравственно-философские проблемы:
(слайд 34)
Вера и истина
Власть и свобода
Добро и зло
Любовь и творчество
Задание: в течение 5 мин. в виде тезисов раскрыть вашу проблему, оформить на листах, выбрать спикера. (учитель работает над четвёртой проблемой)
Выступления спикеров 5 мин.
VIII. Просмотр эпизода из фильма В.Бортко «Понтий Пилат и Иешуа» - Допрос. (серия 1, 22 – 26 минута) 4 мин.
- Главный вопрос разговора героев коснулся понятия «истина» (см. словарную работу). А если спросить вас, то как бы вы ответили на вопрос «Что такое истина?». (ответы учащихся)
(вернуться к слайду 4)

В ответе Иешуа неземное, далекое понятие – «истина» - вдруг оказы-вается человеческим понятием. Посмотрите на последнее предложение: «Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Чудо? Нет. Исцеление словом. В основе слова – внушение и проницательность, и ум, и наблюда-тельность, и главное, сострадательность. Она и лечит Понтия Пилата.
Сострадание избавило человека от страдания.  Не таинственная магия, а простое человеческое участие. Обратите внимание, какова реакция секретаря (см. текст).
Далее Иешуа говорит: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Не веры, а истины! Истина есть правда (у Горького в пьесе «На дне» звучат слова: «Правда – Бог свободного человека!»). Вера может быть слепа, истина – нет. Правду – истину легко говорить человеку свободному  от пут зависти, денежных пут, от карьеры, от зла, от лжи, от равнодушия, от чинопочитания… Значит, вновь выходим на проблему свободы – несвободы (внутренней). Следовательно, Иешуа проповедует одно: «Идите, люди, от зла к добру, от веры - к истине». Это и есть путь человечества: к внутренней свободе!
IХ. Рефлексия. Оценивание.
(слайд 35)
«Закончи предложения»
- Если бы в русской литературе не было Булгакова, то….
- На мой взгляд, роман Булгакова-это…
2 мин.
Х.Задание на дом.
(слайд 36)
Написать сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», тему сформулировать самим.