Конспект урока по теме «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)


«Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Базаров перед лицом смерти
(анализ эпизода)
урок литературы в 10 классе
Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!
Просто хоть караул кричи! Болезнь
Базарова сделана так сильно,
что я ослабел, и было чувство, как будто я
заразился от него.
А.П.Чехов
Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».
Задачи:
Обучающие:
Систематизация изученного материала.
Развивающие:
Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
Систематизация знаний по теории литературы.
Воспитательные:
Воспитание любви к родному слову.
Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.
Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).Ход урока
1. Оргмомент. Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.
Учитель: Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» - роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.
2. Учитель: Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж? Каким вы запомнили главного героя романа? (Учащиеся составляют характеристику героя)
Ученики: С одной стороны, умный, уверенный в себе, циничный молодой человек, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача — "жить для великой цели обновления мира". Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо. С другой стороны, - романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью.
Учитель: Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?
Ученики: Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.
Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм
Учитель: Как изменилось мнение читателя о Базарове?
Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.
3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».
Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?
Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».
А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».
Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».
Овсянико-Куликовский: «Смерть Базарова – апофеоз его личности»
Учитель: Что объединяет эти высказывания?
Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.
Учитель: Как раскрывается пред лицом смерти его отношение к родителям и Одинцовой?
Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)
Ученики: Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.
Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?
Составляем таблицу.
Средства выразительности Примеры Их роль в тексте
Эпитеты Распростертое бессильное тело Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.
Великодушная! Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.
Эпитеты, градация. Молодая, свежая, чистая… Она – жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.
Сравнение Обломаю дел много… Ведь я гигант! Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.
Метафоры Старая шутка смерть…
Моя собственная форма разлагается Старается держаться, не показывать слабость
Метафора Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет Романтик.
Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.
Сравнения Червяк раздавленный Испытывает неловкость перед любимой женщиной.
Восклицательные знаки В начале разговора. Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.
В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.
Многоточия Особенно в конце монолога. Не только потому, что Базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.
Фразеологизмы и просторечия Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану. Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.
Учитель: Как Базаров встречает смерть?
Ученики: Он делает вид, что воспринимает близкую смерть спокойно, но все не так. Базарову не хочется умирать молодым, хотя, как врач, он понимает, что это неизбежно.
Учитель: Давайте найдем толкование слову «спокойно»
Словарная работа:
Спокой, спокойствие, спокойность – покой, отсутствие тревог, забот. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля)
Спокойно - наречие к спокойный; спокойный – не испытывающий волнения, тревог, беспокойства.(Четырехтомный толковый словарь)
Учитель: Прочитайте отрывок: «…и, внезапно, схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места» до « Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…»
Учитель: Можно ли сказать, что Базаров спокойно встречает свою смерть?
Ученики: Нет.
Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?
Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.
Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.
Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».
В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».
Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».
В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.
4.Выводы. Подведение итогов.
Учитель: О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.
Д. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».
Учитель: Как же сформулировать тему нашего урока? Пожалуй, словами Писарева: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».
5.Домашнее задание: написать сочинение «Можно ли назвать смерть Базарова подвигом?»
6. В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).