Классный час «Семья. Семейные ценности»

Классный час во 2 классе на тему «Семья и семейные ценности»
Учитель начальных классов МОУ «Моргуновская СОШ» Ушакова Неля Анатольевна
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, плакат, проектор.
Ход классного часа
1.Организационный момент. Психологический настрой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Постановка проблемной ситуации.
- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил.
На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
- Ребята, а кто хотел бы пригласить Кузю пожить в свой дом?
-Почему вы решили пригласить его к себе?
(Примерные ответы детей)
3. Открытие нового.
- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (составление кластера на доске).
(Ответы детей)
- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Это люди, которые связаны чувством долга и ответственностью друг за друга. Только самые близкие и дорогие люди выслушают, помогут, успокоят, дадут совет тогда, когда нам плохо или у нас случилось несчастье. Наши родные – это опора на всю жизнь. Недаром говорят: “Семья – печка: когда холодно, все к ней собираются.

- Итак, какова же тема нашего классного часа "Семья и семейные ценности". на экран выходит[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Что бы вы хотели узнать о семье на классном часе? (ответы детей)
-Нам с вами еще предстоит выяснить, какая семья называется счастливой, дружной? Как вы считаете, для чего человеку нужна семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают)
-Я хочу прочитать вам одну легенду «Как появилась дружная семья.
Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
4. Работа в группах. Коллективно-творческое дело- изготовление ромашки с качествами дружной семьи.
-Защита работ.

На доске в процессе защиты появляются таблички со словами:

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно. Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже. На этой сказочной земле!
-Что может быть всего дороже?
- А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи.
(Ответы детей)
- Кто в семье может быть главный? Есть разные семьи. У кого то главный папа, а у кого то - мама. Все семьи хороши! Сейчас Иван прочитает стихотворение «Моя семья».
Стихотворение "Моя семья"
Мама, бабушка и я - Вот и вся наша семья. Мы живем все дружно. Что нам еще нужно?
Мама ходит на работу, Дома бабушки сидят. Мурка, Стешка - это кошки- Лишь играют да едят.
Я хочу быть программистом И, конечно же, артистом, Как певец Олег Газманов. Говорю вам без обманов.
Про свою семью писал И маленечко устал. Не жалею, что тружусь. Я семьей своей горжусь!

3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

-А как вы называете своих родителей?

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы ни устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли? Ведь недаром говорят:

(На экране возникает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
"При солнышке тепло, при матери добро".Как понимаете эту пословицу?
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хотя у волшебницы есть волшебная палочка А у мамы такой палочки нет. Впрочем Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал Кто? (папа)

5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).
Молодцы! Замечательные помощники!

6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились, благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
4. Физкультминутка. )
.-Давайте мы с вами немного отдохнем.
«Семейная  зарядка». Осенью,  весною, Летом  и  зимой. Мы  во  двор  выходим Дружною  семьёй. Встанем  в  круг  и  по  порядку Каждый  делает  зарядку. Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз). Папа  бодро  приседает  (приседания). Повороты  вправо-влево Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом). А  я  сам  бегу  трусцой И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. Совместное выполнение заданий.
Задание № 1
У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи.
(После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи)
На экране появляется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- А вот, что по этому поводу писал великий китайский философ Конфуций: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
"Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство"
Задание № 2
Допишите в карточках три определения счастливой семьи.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Семья будет счастливой если:.
Выводы детей.
Задание №3
- Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Корова
жеребенок
конь

Кошка
теленок
заяц

Зайчиха
щенок
пес

Лошадь
котенок
бык

Собака
зайчонок
кот

Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.
6. Итоговое творческое задание
На доске ребус- 7я. Отгадайте его. Когда вы будете взрослыми, вы будете создавать свои семьи. Какая у вас будет семья? На каждую букву придумайте слова и запишите их.
С
Е
Мь
Я
-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали, по своему представлению, счастливую семью.
В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
7. Итог урока.
-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? Что нового вы узнали? Какую семью можно назвать счастливой, дружной? Зачем вам это знать?
-Главное , чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,....-тогда в этой семье все будет хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
8. Песня"Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
9. Выставка детских работ
Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения
Папа в зеркало глядит: Свитер как на нем сидит? Мама ловит папин взгляд: Папа рад или не рад? Папа рад, и мама рада, Ну, а мне того и надо: Если в доме каждый рад, Значит, в доме мир да лад!
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.