Этнокультурные аспекты при изучении географии


МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем»
Тоджинский кожуун Республики Тыва
ПРОЕКТ
Этнокультурные аспекты
при изучении географии
на основе технологии
развивающего обучения
/Автор-составитель Балажик Галина Таржааевна,
учитель географии I квалификационной категории/
2017
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим не оскорбляю тебя,
а напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Современное географическое образование должно в полной мере отвечать потребностям мирового сообщества в формировании межэтнического и межконфессионального уважения к другим культурам и цивилизационным ценностям. В Декларации многокультурного образования, принятой Международным географическим сообществом, отмечалось, что географическое образование может способствовать взаимопониманию различных культурных групп в различных местностях.
Идея проекта: Способствовать воспитанию уважения и взаимопонимания других народов мира через воспитание уважения и понимание культуры, истории своего народа, своего края, на основе проблемного обучения.
Актуальность: В нашем поликультурном мире каждый человек должен быть терпимым к другим народам, уважать их язык, традиции, культуру. Человек должен быть готов к межнациональному сотрудничеству, уметь жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.
Новизна: на основе адаптации технологии развивающего обучения будет происходить разработка программы по развитию толерантной личности через этнокультурные аспекты на основе технологии развивающего обучения.
Цели:
формирование этнокультурной компетентности учащихся;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
способствовать воспитанию патриотизма и интернационализма;
Задачи:
адаптация технологии проблемного обучения по совершенствованию и развитию коммуникативных способностей учащихся;
реализация межпредметных связей;
социализация учащихся и воспитания у них правильных ориентиров и поведения в сфере межнациональных отношений;
Участники проекта: учащиеся YI – XI классов, учителя географии, истории.
В современной науке тематика взаимодействия этноса и географической среды представлена достаточно широко. Впервые мысль о влиянии природно-географических условий на судьбы народов высказал П.Я. Чаадаев: «Всякий народ несёт в самом себе то особое начало, которое накладывает отпечаток на его социальную жизнь, которое направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества, это образующее начало у нас – элемент географический, вот чего не хотят понять; вся наша история - продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел». О необходимости и значимости этнокультурной компетентности пишут в своих трудах Г. Д. Дмитриев, академик Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации: «Человек со множеством идентичностей легче адаптируется в обществе, лучше понимает людей разных культурных групп, более толерантен к культурным различиям, проявляет большую готовность к совместной деятельности и ищет в других объединяющее начало, а не разъединяющее начало». При всей очевидности этногеографической составляющей географического образования она недостаточно представлена в программах и учебниках (за исключением курса страноведения в YII классе). Недооценка этнокультурного компонента в географии связана с тем, что его рассматривают как некий исторический материал, а ведь современная жизнь предъявляет всё новые требования к науке о народах. Именно эти знания могут дать максимально много для полноценной социализации современной личности и воспитания у неё правильных ориентиров и поведения в сфере межнациональных отношений. В.Н. Гурова, доктор педагогических наук, убеждена в том, что «эффективное взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учиться ».
Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.
Порою ученик, хорошо зная историю других стран и других народов, не располагает элементарными сведениями об истории своего родного края, своего народа. А чего не знаешь, то не полюбишь. Именно эта мысль натолкнула меня работать в этом направлении. Дети должны знать всё о своей малой родине, чтобы чувствовать себя частью своего народа, гражданином своей страны.
Тема изучения своей страны является одной из важнейших задач географии. Каждый школьник должен знать природные особенности, культурное наследие, географию населения, экономики своей страны. Кроме того, он должен знать и чувствовать неповторимый колорит места, где он живёт, учится. Одновременно учитель должен открыть глаза на весь мир, познакомить его с материками, регионами, странами.
Какое место занимает изучение своего края в программах по географии? На этот счёт существует несколько вариантов. Но наиболее приемлемой является версия, по которой изучение географии идёт по принципу: «от общего к частному». Школьник, прежде всего, познаёт мир во всем его природном, этнокультурном, хозяйственном многообразии. А уже позже он начинает понимать, что его страна, его деревня всего лишь частичка огромного разнообразного, но тесно связанного мира, частичка не простая, а уникальная, неповторимая. После этого целесообразно вернуться к изучению мира, но уже на новом, более высоком уровне.
КРАЙ
СТРАНА
М И Р МАТЕРИКИ
М И РСтепень сложности
15-16 лет
14-15 лет
13-14 лет
12-13 лет
11-12 лет


Какова доля учебного времени отводимого на изучение своей страны, края? На изучение своей страны в виде отдельного курса нужно выделить не более 20% от общего курса географии. В то же время при изучении мира, материков, региона необходимо всё время возвращаться к своей стране, используя известные географические приёмы: сравнение и игру масштабами. При таком подходе доля своей страны возрастёт ещё на 10-20% и составляет уже 30-40% от общего курса географии.
Таким образом, обеспечивается достижение сразу двух целей: школьники смогут более подробно изучать свою страну, свой край не изолированно, а в контексте изучения географии мира, сравнивая особенности своей страны, края с особенностями других стран, других регионов. Такой подход относится как к младшим, так и к старшим классам при изучении географии мира. В условиях глобализации именно такой подход представляется наиболее рациональным.
Методы и технологии реализации этнокультурных аспектов преподавания географии:
Сравнение – изучение своего края, страны как части мира;
Проектов – как способ практической и творческой самореализации школьников;
Практической работы на местности;
Частично-поисковый;
Проблемное обучение;
Диалог;
Игра;
Информационные технологии.
Формы проведения этнокультурного образования:
Проведение уроков;
Изучение своего края в 8 классе «География Тувы»;
Организация кружков, элективных курсов;
Сбор материалов, анализ статистических материалов и подготовка рефератов, сообщений;
Исследовательская работа учащихся;
Внеклассная работа по предмету.
В реализации этой проблемы помогают, прежде всего, уроки и внеклассная работа.
С учащимися 6-ых классов при изучении географических координат определяем координаты г. Кызыла и Тувы, а при прохождении геосфер уделяем внимание их особенностям в нашей республике. Например, при изучении темы «Горы суши» находим по карте горы нашей республики, а в курсе 8 класса уже определяем возраст этих гор. Прилагаю разработку урока- путешествия «В мир вод Тувы».
Изучая курс 7 класса, учащиеся должны понимать, что каждая культура отражает часть опыта, накопленного человечеством. Не случайно Л.Н. Гумилёв писал, что «единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве – «В мире – но порознь»». Вражда и кровопролитие начинаются тогда, когда людям внушают, что они одинаковые. В этом курсе географии изучают всё многообразие наших этносов, влияние на их жизнь и хозяйственную деятельность природы. При изучении разнообразия стран мира, я часто на уроках использую информационные технологии. В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Применяю следующие направления использования информационных технологий: демонстрация материалов, показ процессов, проверка знаний, самостоятельная работа. Здесь для лучшего понимания целесообразно использовать метод сравнения изучаемых объектов со своим регионом, Россией. В качестве примера прилагаю разработку урока «Бразилия», при проведении которого использовала информационные технологии.
В 8 классе при изучении природных компонентов России можно опять использовать метод сравнения, сопоставления природы России и Тыва (Приложение урок «Природные зоны России»).
Как показывает практика, изучение глобальных вопросов воспринимается гораздо легче, если ученики хорошо владеют материалом по географии своего края. Только при сравнении, анализе человек получает более глубокие прочные знания. Азы географических знаний овладевают учащиеся в 6 классе. В последнее время трудно дать учащимся 6-ых классов прочные знания из-за сокращения часов с двух часов до одного часа в неделю. А ведь именно этот курс является основополагающим в географии, в этот год они получают представления о карте, учатся её читать, много номенклатуры, практических работ. И, в этом курсе получают параллельно с общемировыми знаниями первые представления о природе своей республики. При изучении последующих курсов географии знания накапливаются, представления о географии своего края увеличиваются. Ученики уже могут объяснить многие явления и процессы, происходящие в мире и у себя на местности. В результате использования этой технологии наблюдается повышение интереса предметом, увеличение уровня обученности и качества знаний.
Большую роль в изучении родного края играет внеклассная работа. За время работы мной было разработано и проведено много мероприятий разнообразной формы. В журнале «Башкы» в №2 за 2006г. Было напечатано одно из мероприятий о Туве «Край голубых озёр». В каждое внеклассное мероприятие стараюсь внести вопросы и задания по Туве. Прилагаю разработку этого мероприятия, разработку круглого стола по теме «Мы в ответе за нашу планету», «Туристско-географическая эстафета»…
Большое раздолье для изучения своего края даёт курс «География Тувы». В течение года учащиеся 8 класса знакомятся с географическим положением, природой, населением, хозяйством республики. Учащиеся занимаются исследованием истории своего населенного пункта, происхождением названий улиц своего села, известных людей района. При этом учащиеся проводят исследование, опрос жителей села, работают в библиотеках. В результате могут поделиться теми крупицами знаний, которые они изыскали. Я считаю, большой недостаток при изучении курса представляет отсутствие атласов, контурных карт республики. В качестве примера прилагаю разработку обобщающего урока по курсу географии Тувы КВН «Наша Тува», сообщения учениц 9-ых классов «Солёные и грязевые озёра Тувы», «Озеро Азас», «Заповедник Азас», «Возникновение села Тоора-Хем».
На основе этнокультурных аспектов мною разработан элективный курс «Население Тувы», где освещаются вопросы истории заселения территории Тувы, появление русских и их влиянием на культуру, быт тувинцев. При знакомстве с численностью, плотностью населения высчитывают естественный прирост, плотность населения республики, района. Когда изучают этносы, проживающие в Туве, то составляют характеристику каждому крупному этносу республики, района. Особое внимание уделяется культуре, быту тувинцев-тоджинцев. Курс способствует улучшению межнациональных отношений, вызывает гордость за своих соотечественников. Этот спецкурс может быть «вставкой» в действующие учебные курсы географии при изучении определённых тем или стать самостоятельным курсом.
Одной из форм изучения своей местности является туристско-краеведческая работа. Опыт, полученный в разных формах и видах туристско-краеведческой деятельности не только расширяет образовательное пространство и социальную среду, но и имеет исключительно важное значение для иных качеств личности, как социальная активность, мобильность, коммуникативность, толерантность, коллективизм, ответственность… На туристических слётах и соревнованиях участвуют представители многих национальностей нашей республики и это хороший урок для развития интернационализма, дружбы и взаимопонимания представителей разных национальностей. Я убеждена, что вовлечение детей в систему дополнительного образования туристско-краеведческого профиля меняет уклад их жизни, обогащает жизнь новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненным ориентиром.
Неоспоримое значение в изучении родного края имеют исследовательские проекты. Они формируют интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность школьников, желание узнать состояние среды, в которой они живут. При этом для учащихся интересен сам процесс работы.
Основным результатом проекта будет понимание поликультурности мира, необходимости людей жить в мире и согласии. Оценка практической деятельности по формированию этнокультурной компетентности будет оцениваться при посещении уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий. Включенность учащихся можно отследить через анкетирование.
В результате этнокультурного образования учащиеся должны иметь не только сформированное географическое мышление, но и научиться соотносить свою деятельность с законами толерантного поведения в социальной среде, приумножать и развивать культурные традиции своего народа, способствовать взаимопониманию между разными народами и культурами в решении глобальных проблем человечества.
В своей практике учитель использует не одну технологию. Применение их зависит от типа, структуры урока, подготовленности учащихся, наличия учебно-методического комплекса. Я в своей деятельности часто пользуюсь технологией развивающего обучения, а именно проблемным обучением. Я считаю, что эта технология как никакая другая способствует целям и задачам географии. Ведь на уроках учащиеся часто должны решать различные проблемы, а учитель помогает им в этом. В последнее время использую ИКТ, мультимедийные презентации, уроки. Для всего этого кабинет оснащён необходимым оборудованием. Для учащихся, я думаю, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Каким бы ярким, красочным ни был рассказ учителя, учащиеся не смогут так хорошо усвоить изучаемый материал, как после того как увидели это на мониторах, не ответили на практические задания, тесты в мультмедийных учебниках.
Литература:
А.А. Лобжанидзе «Этнокультурные аспекты географического образования в поликультурном пространстве России», Журнал «География в школе», №4,2007г. С.39.
«Башкы», №4,2009,с.3. Е.Танова. «Воспитание на добрых традициях народа».
«География в школе», №9,2002, В.А. Горбанев. «Место изучения своей Родины в программах географии», с. 55.
«География в школе», №5, 2004г. В.В.Николина. «Культурологический подход в школьном географическом образовании», с. 37.
Сборник нормативных документов по географии. МО РФ, Москва. 2008