Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС ООО


Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
протокол № 1 от 28.08.2015 г.
заседания НМС «Согласовано»
29.08.2015 г. «Утверждено»
приказ № 388-о от 31 августа 2015 г.
Председатель НМС Зам.директора по УВР Директор школы
Алдакаева Н.Г. ______________Костюкевич Е.Ф. Ямполец Н.И.
_______________ _______________
Рабочая программа по биологии
Ступень: II
Класс: 7
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: авторской программы: Биология. Программа для основной школы: 5-9 классы/ А.Ю. Пентин, А.А. Елизаров.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – (Программы и планирование), Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения)
Учебник: Биология: Учебник для 7 класса ФГОС (Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Малеева Ю.В.,: - Бином. Лаборатория знаний, 2013 год
Салехард 2015
Пояснительная записка
1.Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год»
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
2.Цели изучения курса
Цель изучения курса– Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:
глобальном,
метапредметном,
личностном,
предметном,
на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
1) социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включёние учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
2) приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
3) обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей; признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
5) овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
6) формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
3. Особенности в содержании и структуре предмета
Главная идея Рабочая программа по биологии для 6 класса средней школы «Биология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение биологии, начатый в 5 классе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Бином», автор И.В.Горелова.
Учебное содержание курса включает 70 часов, 2 часа в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
Достижение предметных результатов ФГОС по биологии должно обеспечиваться реализацией примерной программы по биологии для 5–9 классов (приложение к ФГОС), содержание которой, в свою очередь, основывается на фундаментальном ядре общего образования по биологии (приложение к ФГОС). Содержание завершенной предметной линии учебников по биологии для 5–9 классов соответствует примерной программе и фундаментальному ядру в той его части, которая касается основного общего образования.
Программа и учебники «Биология» для 5–9 классов издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» обеспечивают освоение школьниками курса биологии основной школы и достижение предметных результатов ФГОС по биологии, реализацию требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, способствуют формированию естественнонаучной грамотности учащихся.
5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Завершенная предметная линия учебников «Биология» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Авторы: С.В. Суматохин, В.И. Радионов (5 класс), М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, Ю.В. Малеева, В.В. Чуб (6 класс), М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.В. Чуб (7-9 класс ы) создана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), возрастными и психологическими особенностями подростков, обучающихся в основной школе, спецификой учебного предмета биология, научными биологическими знаниями. В учебниках реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Этот подход подразумевает ориентацию на конкретные результаты образования, которые выражаются не только в овладении учащимися определенными умениями и способами деятельности, но и в формировании личностной составляющей, обеспечивающей мотивацию к осуществлению этой деятельности и ее смысловое наполнение.
В состав учебно-методического комплекта по биологии для основной ступени образования включены:
методическое пособие для учителя к линейке учебников, разработанных для реализации курса биологии в рамках ФГОС;
учебники биологии для 5−9 классов;
рабочие тетради для 5−7 классов;
лабораторные журналы для 8−9 классов;
задачник с контрольными материалам для подготовки к итоговой аттестации.
К УМК разработано электронное приложение, включающее:
электронную форму учебников — контейнер электронных учебников для 5−9 классов на носителе с интегрированными в него интерактивными электронными рабочими тетрадями или лабораторными журналами для учеников, подборкой ссылок к темам учебников на электронные образовательные ресурсы государственной коллекции ФЦИОР (www.fcior.edu.ru) по биологии для основной школы и различные открытые образовательные ресурсы в Интернете; электронное методическое приложение — авторскую мастерскую в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видео-лекциями, электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей (http://metodist.lbz.ru/authors/biology/1/). Для участия в форуме и просмотра видео-лекций необходимо зарегистрироваться на сайте.
Учебники поддержаны сетевой методической службой БИНОМ:
Видеолекторий http://metodist.lbz.ru/content/videocourse.php
ДО-модули для самообразования педагогов к УМК http://metodist.lbz.ru/nio/
Электронный УМК – прототип выложен по ссылке http://uchim.info/6klass/index.htm
Все учебники предметной линии способствуют формированию целостного научного мировоззрения. Достигается это благодаря тому, что курс биологии в полной мере отвечает критериям научности и системности, насыщен межпредметными связями, показывающими общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира. Начиная с учебника 5 класса, в предметной линии подчеркивается идея единства живой и неживой природы и взаимосвязь явлений природы (5-2, 5-3), обсуждается общность и особенности разных наук о природе (5-6). В 6 классе более подробно рассматривается связь биологии с другими науками, а также роль биологии в практической жизни людей (6-1). На новом качественном уровне системный характер взаимосвязей между различными биологическими науками рассматривается в учебнике 9 класса «Биология как система наук. Основные методы биологии» (9-1).
Соответствие содержания учебников требованиям ФГОС
В учебниках реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Этот подход подразумевает ориентацию на конкретные результаты образования, которые выражаются не только в овладении учащимися определенных умений и способов деятельности, но и в формировании личностной составляющей, обеспечивающей мотивацию к осуществлению этой деятельности и ее смысловое наполнение.
Содержание учебников данной предметной линии строится на основе универсальности естественнонаучного метода познания, главными особенностями которого являются моделирование природных процессов и явлений и экспериментальное исследование. Методический аппарат учебников включает инструментарий, обеспечивающий не только овладение предметными знаниями и умениями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование интереса к науке, способности к усвоению новых знаний, поиску, критическому осмыслению и переработке новой информации. Все это, в свою очередь, способствует формированию и развитию ключевой компетентности «умение учиться».
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание учебников 5–9 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по биологии.
7. Межпредметные связи.
Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы «Окружающий мир» и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания.
8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
9. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Личностные результаты
Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
осознание значения здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;
5. В эстетической сфере:
развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Метапредметные результаты
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

10. Содержание учебного предмета, курса. (ФГОС)
Содержание программы
Биология.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Живые организмы. (35 часов)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментам. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Рост, развитие и размножение растений. Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Значение растений в природе и жизни человека.
Бактерии. Многообразие бактерий. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные работы: «Устройство микроскопа и работа с ним». «Клеточное строение растений». «Определение домашних животных по определительным карточкам». «Изучение органов цветкового растения», «Ткани растительных организмов», «Изучение состава семян», «Размножение комнатных растений» «Изучение состава почвы». «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», «Изучение строения плесневых грибов». «Изучение внутреннего строения млекопитающего», «Наблюдение за поведением животных».
Экскурсия «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных».
3.Учебно-тематический план (ФГОС)
Количество часов, распределено исходя из расчёта _2_часа в неделю в течение всего учебного года.
Циклограмма тематического контроля
Календарно-тематическое планирование

п/п№
урока
в
четвертиНаименование разделов, тем Содержание урока Планируемые результаты (УУД) СОТ
(техно логии) Формы
контроля Дата КоррекцияПредметные Мета –
предметные Личност –
ныеI четверть
1. 1. Учение об эволюции органического мира.
Геологическая летопись
Развитие науки зоологии. Этапы развития животного мира на Земле. Знать геологические эры, распознавать коллекции древних форм организмов Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.
Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.
Технология проблемного диалога Работа в парах. Взаимоконтроль.
2. 2 Теория эволюции
Доказательства
эволюции животного мира. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Многообразие
видов как результат эволюции сущность биологических процессов: размножение, наследственность и
изменчивость, объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных, выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм).
Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.
Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 3. 3 Живые организмы. Многообразие и эволюция растений.
Водоросли - древнейшие растения на Земле Л/Р №1 "Выявление приспособлений растений к среде обитания"
Водоросли - древнейшие растения на Земле. Особенности строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений. Знать особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных
водорослей Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.
Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Работа в парах. Взаимоконтроль.
4 4 Классификация и строение водорослей. Л/Р № 2 "Изучение внешнего строения водорослей"
Классификация и строение водорослей. Красные, бурые, зеленые, одноклеточные, многоклеточные водоросли основные систематические группы растений Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Выполнение теста по индивидуальным карточкам, работа с терминами по учебнику. Ответы на вопросы по фильмам. 5 5 Размножение водорослей
Половое и бесполое размножение водорослей. Особенности размножения и развития водорослей. Соотношение спорофита и гаметофита. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 6 6 Экология водорослей. Водоросли и человек. Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Водоросли"
Экология водорослей. Водоросли человек. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 7 7 Отдел мохообразные. Л/Р №3 "Изучение внешнего строения мхов"
Особенности организации высших растений. Общие признаки основных отделов высших растений. Происхождение высших растений. Особенности организации моховидных растений. Признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями. Распространение и роль в биоценозах. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 8 8 Отдел папоротникообразные. Л/Р № 4 "Изучение внешнего строения папоротникообразных"
Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Эволюционные преимущества папоротников по сравнению с хвощами, мхами и плаунами. Знать: особенности строения жизнедеятельности папоротников; особенности распространения; многообразие; происхождение; разнообразие жизненных форм.
Уметь: сравнивать; обосновывать принадлежность растений к отделу папоротниковидные.
Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Выполнение теста по индивидуальным карточкам,
проект. 9 9 Отдел голосеменные. Л/Р № 5 "Изучение микропрепаратов хвои, древесины хвойных"
Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Предки голосеменных растений знать: особенности строения голосеменных; особенности жизнедеятельности; происхождение; распространение; многообразие. Усложнение организации голосеменных в ходе эволюции; значение семени для развития растений; сравнение размножения папоротников и голосеменных.
Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Формировать умения классифицировать организмы.
Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 10 10 Многообразие голосеменных. Л/Р № 6 "Изучение строения многообразия голосеменных растений"
Особенности строения, происхождения голосеменных растений.  Уметь: узнавать виды голосеменных; сравнивать их между собой и с видами папоротникообразных; работать с гербариями. 
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.
Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.
Технология проблемного диалога Работа в парах. Взаимоконтроль.
11 11 Контрольная работа №1 "Отдел мохообразные. Отдел папоротникообразные. Отдел голосеменные"
Проверить уровень усвоения знаний учащихся по теме «Низшие и Высшие растения». Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм).
Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.
Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 12 12 Отдел покрытосеменные (цветковые). Л/Р № 7 "Распознавание растений разных разделов"
Черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции. Знать: значение размножения для покрытосеменных; особенности полового и бесполого способов размножения; характеристику двудольных; многообразие двудольных; значение. Преимущества полового размножения над бесполым; суть и значение двойного оплодотворения;
Уметь: узнавать изученные покрытосеменные; обосновывать их более сложную организацию по сравнению с голосеменными.
Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.
Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Работа в парах. Взаимоконтроль.
13 13 Формула цветка. Семейства цветковых растений. Л/Р № 8 "Составление формулы цветка"
Однодольные и двудольные. Л/Р№9 "Изучение строения и многообразия цветковых растений"
Околоцветник, мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Цветок его значение и строение. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Выполнение теста по индивидуальным карточкам, работа с терминами по учебнику. Ответы на вопросы по фильмам. 14 14 Класс Двудольные. Семейство розоцветные. Л/Р № 10 "Определение по карте растений семейства розоцветные"
Двудольные и однодольные. Семейства класса двудольные: розоцветные, крестоцветные. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 15 15 Культурные растения семейства розоцветные. Л/Р № 11 "Определение по карте растений семейства розоцветные"
Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 16 16 Класс двудольные. Семейство Крестоцветные (капустные). Л/Р № 12 "Определение по карте растений семейства крестоцветные"
Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 17 17 Многообразие крестоцветных. Л/Р № 13 "Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей"
Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Выполнение теста по индивидуальным карточкам,
проект. 18 18 Класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые).
Семейства класса однодольных растения: лилейные и луковые. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Формировать умения классифицировать организмы.
Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль II четверть
19 1 Многообразие сложноцветных. Л/Р № 14 "Распознавание наиболее распространенных растений своей местности"
Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Технология проблемного диалога Оценка устных ответов по терминам. 20 2 Класс однодольные. Семейство лилейные.
Овладение учебными умениями проводить анализ и обработку информации. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Интерактивные технологии Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 21 3 Класс однодольные. Семейство злаковые (мятликовые).
Двудольные и однодольные. Семейства класса двудольные: розоцветные, крестоцветные. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи (Р)
Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.
Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания Де-
монстрация моделей.
Самостоятельное постро-
ение модели из конструк-
тора Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Оценка устных ответов по терминам. 22 4 Важнейшие зерновые культуры. Л/Р № 15 "Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур"
Двудольные и однодольные. Семейства класса двудольные: розоцветные, крестоцветные. овладение исследовательскими умениями: определять цели работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы
демонстрация коллекций
минералов Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 23 5 Охрана растительного мира.
Многообразие природных сообществ: сообщества(поле, сад, парк). Умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.
Учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Уметь слушать и слышать друг друга. Объяснения на примере моделей. Демонстрационный
опыт: «Реакция разложения сложного вещества».
Обсуждение и выводы наоснове наблюдений Технология проблемного диалога Оценка устных ответов по терминам. 24 6 Контрольная работа №2 "Класс двудольные растения. Класс однодольные растения". Зачетная работа с определительными картами
"Класс двудольные растения. Класс однодольные растения". Зачетная работа с определительными картами
Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Называть основные части листа, проводить наблюдение с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 25 7 Живые организмы. Многообразие и эволюция протистов.
Возникновение и характерные особенности протистов.
Особенности строения и жизнедеятельности простейшиЗнать: особенности строения и жизнедеятельности простейших; многообразие; характеристику типа саркожгутиконосцев; характеристику саркодовых.
Уметь: сравнивать; обосновывать отличительные черты строения одноклеточных; работать с текстом и рисунками.
Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Умение работать с моделями, самостоятельно выстраивать алгоритм работы. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 26 8 Корненожки.
Одноклеточные животные Знать общую характеристику простейших, многообразие, черты сходства и различия Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Технология проблемного диалога Оценка устных ответов по терминам. 27 9 "Растительные" и "животные" жгутиконосцы.
Одноклеточные животные Знать особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев, инфузорий Овладение учебными умениями проводить анализ и обработку информации. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Интерактивные технологии Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 28 10 Тип инфузории. Л/Р № 16 "Простейшие аквариумного ила"
Одноклеточные животные Знать особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев, инфузорий Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи (Р)
Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.
Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания Де-
монстрация моделей.
Самостоятельное постро-
ение модели из конструк-
тора Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Оценка устных ответов по терминам. 29 11 Значение протистов в природе и жизни человека. Повторение, обобщение знаний по теме "Многообразие протистов".
Разнообразие простейших. Роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека. Знать: многообразие одноклеточных; роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека.
Уметь:конкретизировать основные понятия; обосновывать принадлежность одноклеточных к определённому типу.
овладение исследовательскими умениями: определять цели работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы
демонстрация коллекций
минералов Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 30 12 Живые организмы. Многообразие и эволюция многоклеточных животных.
Тип кишечнополостные. Гидра.
Многоклеточные животные Беспозвоночные животные
Особенности организации многоклеточных животных. Значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции.  Знать общую характеристику типа, классификацию, родство с одноклеточными, значение в природе и жизни человека.Систематика типа Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности. Бесполое и половое размножение. Умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.
Учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Уметь слушать и слышать друг друга. Объяснения на примере моделей. Демонстрационный
опыт: «Реакция разложения сложного вещества».
Обсуждение и выводы наоснове наблюдений Технология проблемного диалога Оценка устных ответов по терминам. 31 13 Морские кишечнополостные. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Значение кишечнополостных в природных сообществах и в жизни человека. Знать: многообразие кишечнополостных; классы сцифоидных, коралловых полипов; разнообразие значения полипов в природных сообществах; практическое значение для человека.
Уметь: узнавать кишечнополостных на таблице; обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.
Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Называть основные части листа, проводить наблюдение с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 32 14 Тип плоские черви.
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей, их роль в биоценозах. Знать общую характеристику типов, классификацию, особенности строения в связи с паразитическим образом жизни, значение в природе и жизни человека. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Жизненный цикл. Многообразие плоских червей. Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм). Умение работать с моделями, самостоятельно выстраивать алгоритм работы. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль III четверть
33 1 Тип круглые черви.
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические плоские черви. Цикл развития аскариды. Меры профилактики аскаридоза. Знать общую характеристику типа, классификацию, особен-ности строения в связи с парази-тическим образом жизни, значе-ние в природе и жизни человека Доказывать преимущество полового размножение перед бесполым. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Формирование умения сравнивать типы размножения, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группе, само- и взаимоконтроль 34 2 Паразитические плоские и круглые черви.
Черви. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Знать: особенности организации круглых червей; многообразие видов круглых червей; черты приспособленности аскариды к паразитизму.
Уметь: узнавать на таблицах, рисунках представителей круглых червей; сравнивать червей разных типов; обосновывать строение аскариды и жизнедеятельность связанные с паразитизмом.
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии Проблемно-практический урок Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группе, само- и взаимоконтроль 35 3 Тип кольчатые черви.
Особенности организации кольчатых червей, вторичная полость тела. Знать общую характеристику типа, классификацию, особенности строения и жизнедеятельности многощетинковых червей Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Установление гармонических отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 36 4 Размножение и развитие кольчатых червей.
особенности организации кольчатых червей; происхождение; размножение; значение в природных сообществах и в жизни человека. Расширить знания о кольчатых червях, познакомиться с особенностями строения классов Олигохеты , Пиявки Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией Установление гармонических отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 37 5 Разнообразие кольчатых червей и их роль в природе. Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Тип плоский черви. Тип круглые черви. Тип круглые черви".
Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви. Значение кольчатых червей в биоценозах. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией Установление гармонических отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 38 6 Тип моллюски. Система органов.
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Знать: особенности строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождение моллюсков; многообразие видов; среды жизни; размножение.
Уметь: узнавать изученных животных (моллюсков); обосновывать из более высокую организацию.
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 39 7 Размножение и развитие моллюсков.
Моллюски
Расширить представления о типе Моллюсков, знать классификацию, особенности строения и жизнедеятельности Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 40 8 Разнообразие моллюсков и их роль в природе. Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Тип моллюски"
Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах, роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Расширить представления о типе Моллюсков, знать классификацию, особенности строения и жизнедеятельности Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 41 9 Тип членистоногие. Класс ракообразные. Л/Р № 17 "Изучение в нешнего строения и многообразия членистоногих".
Происхождение и особенности организации членистоногих. Общая характеристика класса ракообразные на примере речного рака. Знать характерные признаки типа как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ
Умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.
Умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей, участие в дискуссии, умение вести диалог, полилог. Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Работа в парах. Взаимоконтроль.
42 10 Класс паукообразные.
Общая характеристика паукообразных. Особенности строения и жизнедеятельности. Знать: особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, связанные с наземной средой обитания; происхождение; значение в природных биогеоценозах.Уметь: узнавать изученные виды паукообразных; выявлять их особенные признаки на таблицах; объяснять особенности их организации.
Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ
Умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.
Умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.
Формирование коммуникативных компетентностей в учебно-исследовательской деятельности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 43 11 Класс насекомые.
Общая характеристика класса насекомых. Знать: особенности организации насекомых; многообразие видов насекомых; распространение; заселение всех основных сред обитания.
Уметь: узнавать изученных животных (насекомых) на таблицах, рисунках; сравнивать их между собой; выявлять черты приспособленности к среде обитания. Доказывать преимущество полового размножение перед бесполым. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Формирование умения сравнивать типы размножения, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группе, само- и взаимоконтроль 44 12 Размножение и развитие насекомых.
Размножение насекомых. Насекомые с полным и неполным метаморфозом. Знать: особенности строения органов размножения, связанные с их функциями; типы развития насекомых (с полным и неполным превращением).
Уметь: объяснять особенности строения, жизнедеятельности насекомых как наиболее сложноорганизованных членистоногих Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии Проблемно-практический урок Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группе, само- и взаимоконтроль 45 13 Разнообразие насекомых и их роль в природе. Л/Р № 18 "Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей".
Многообразие насекомых, их значение в биоценозах. Знать: многообразие насекомых; особенности первичнобескрылых и крылатых насекомых; значение и роль насекомых в разнообразных природных сообществах.
Уметь: узнавать насекомых на рисунках, таблицах, в природе; объяснять особенности строения и жизнедеятельности.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии Установление гармонических отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 46 14 Общественные насекомые. Обобщение и повторение знаний по теме "Тип членистоногие"
Кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие Обобщить и систематизировать знания по теме «Одноклеточные и беспозвоночные животные» Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией Установление гармонических отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 47 15 Тип хордовые. Бесчерепные. Л/Р № 19 "Распознавание животных разных типов".
Усложнение животных в процессе эволюции на примере
позвоночных Знать общую характеристику типа, подтипов, классификацию, особенности строения, классы Ланцетники, Круглоротые Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией Установление гармонических отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 48 16 Класс хрящевые рыбы и костные рыбы.
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Знать: особенности организации рыб как водных позвоночных; классификацию рыб; многообразие; экологические группы рыб.
Уметь: узнавать изученных хордовых (рыб); обосновывать особенности их строения, связанные со средой обитания.
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 49 17 Размножение рыб и забота о потомстве.
Рыбы Знать характеристику класса, особенности строения, разнообразие представителей Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 50 18 Разнообразие рыб и их роль в жизни человека. Повторение и обобщение знаний по теме "Класс хрящевые и костные рыбы".
Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Знать: характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб; черты приспособленности к обитанию в водной среде; роль в природе и практическое значение.
Уметь: узнавать изученных рыб4 выявлять черты приспособленности к водной среде.
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 51 19 Класс земноводные (амфибии). Л/Р № 20 "выявление внешнего строения лягушки в связи с образом жизни".
Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Первые земноводные. Знать: особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде; происхождение; распространение.
Уметь: наблюдать; выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания.
Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ
Умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.
Умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей, участие в дискуссии, умение вести диалог, полилог. Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Работа в парах. Взаимоконтроль.
52 20 Пищеварение, дыхание и выделение у амфибий. Кровеносная система.
Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки.
Знать характеристику класса, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, разнообразие представителей Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ
Умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.
Умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.
Формирование коммуникативных компетентностей в учебно-исследовательской деятельности Технология оценивания (правило самооценивания)
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 53 21 Размножение и развитие амфибий. Разнообразие земноводных.
Многообразие, среда обитания и экологические особенности земноводных.емноводные Знать характеристику класса, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, разнообразие представителей IV четверть
54 1 Класс пресмыкающиеся (рептилии).
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Организация пресмыкающихся на примере строения ящерицы. Знать: особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающихся, их происхождение.
Уметь: узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше.
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 55 2 Разнообразие рептилий и их роль в природе.
Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Знать особенности строения, связь со средой обитания и образом жизни, разнообразие представителей Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 56 3 Ископаемые рептилии.
Вымершие группы пресмыкающихся. Знать: основные отряды пресмыкающихся, их место и роль в природе и жизни человека.
Уметь: узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, находить в их строении черты приспособленности к жизни на суше.
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 57 4 Класс птицы. Л/Р № 21 "Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни".
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц. Знать общую характеристику класса, особенности внешнего и внутреннего строения, разнообразие представителей, гнездовые, выводковые птицы Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 58 5 Обеспечение организма птиц веществами и энергией. Теплокровность.
Особенности строения и жизнедеятельности птиц. Знать особенности строения, жизнедеятельности, разнообразие представителей, их приспособленность к условиям среды обитания анализировать и сравнивать системы внутренних органов; объяснять их функции в организме животного а так же знать какие системы регулируют совместную работу всех органов; выяснить о чем свидетельствует усложнение систем органов позвоночных животных по сравнению с беспозвоночными. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Выбор фотографий животных и обсуждение: «Какие
Бывают животные?» Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 59 6 Размножение птиц.
Птицы
Знать особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, разнообразие представителей, их приспособленность к условиям среды обитания анализировать и сравнивать системы внутренних органов; объяснять их функции в организме животного а так же знать какие системы регулируют совместную работу всех органов; выяснить о чем свидетельствует усложнение систем органов позвоночных животных по сравнению с беспозвоночными. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного диалога Работа в парах. Взаимоконтроль.
60 7 Происхождение и многообразие птиц. Их роль в природе. Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Класс птицы"
Птицы
Знать особенности строения, жизнедеятельности, разнообразие представителей, их приспособленность к условиям среды обитания. Закрепить умение распознавать птиц изученных отрядов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Работа в парах. Взаимоконтроль.
61 8 Класс млекопитающие. Звери.
Происхождение млекопитающих. Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Знать: прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, сходство с пресмыкающимися, их происхождение от зверозубых рептилий.
Уметь: узнавать млекопитающих, обосновывать их наиболее высокую организацию.
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Тестовый контроль знаний. 62 9 Системы органов млекопитающих.
Млекопитающие
Знать особенности строения, жизнедеятельности, разнообразие представителей, образ жизни Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Технология оценивания (правило самооценивания)
Защита проектов 63 Разнообразие млекопитающих: первозвери, сумчатые и плацентарные.
Низшие звери (сумчатые), настоящие звери (плацентарные). Основные отряды плацентарных млекопитающих. Знать: особенности размножения, развития плацентарных млек-х, основные отряды, роль в природных сообществах.
Уметь: узнавать изученные виды, обосновывать их принадлежность к классу.
Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ
Умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.
Умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей, участие в дискуссии, умение вести диалог, полилог. Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) Защита проектов 64 Разнообразие млекопитающих: отряд хищные, ластоногие и китообразные. Л/Р № 22 "Выявление приспособлений у животных к среде обитания".
Млекопитающие
Знать характеристику класса, особенности строения, разнообразие представителей Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 65 Отряды непарнокопытные, парнокопытные, хоботные, приматы.
Млекопитающие
Знать характеристику класса, особенности строения, разнообразие представителей Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 66 Роль животных в природе и жизни человека. Л/Р № 23 "Распознавание домашних животных".
Роль животных в природе, жизни и деятельности человека Знать этапы одомашнивания животных, биологические особенности. Ознакомиться с многообразием пород сельскохозяйственных и домашних животных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 67 Контрольная работа №3 по теме "Тип хордовые".
Обобщить и систематизировать знания об особенностях организации животных - одного из царств живой природы, о многообразии видов, населяющих разнообразные среды обитания нашей планеты, играющих значительную роль в природе. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 68 Живые организмы
Проектная деятельность "Тайны животного мира"
анализировать и сравнивать системы внутренних органов; объяснять их функции в организме животного а так же знать какие системы регулируют совместную работу всех органов; выяснить о чем свидетельствует усложнение систем органов позвоночных животных по сравнению с беспозвоночными. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Выбор фотографий животных и обсуждение: «Какие
Бывают животные?» Технология проблемного диалога Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль 69 Итоговая контрольная работа
анализировать и сравнивать системы внутренних органов; объяснять их функции в организме животного а так же знать какие системы регулируют совместную работу всех органов; выяснить о чем свидетельствует усложнение систем органов позвоночных животных по сравнению с беспозвоночными. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного диалога Работа в парах. Взаимоконтроль.
70 Экскурсия в палеонтологический музей Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Знание о санитарных нормах, экологической безопасности Технология проблемного обучения Работа в парах. Взаимоконтроль.
Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение
Дополнительной литературы для учителя:
Закон РФ «Об образовании».
ФГОС (базовый уровни).
Примерной программы по биологии (базовый уровень).
Требования к оснащению учебного процесса по биологии.
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа.
«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000.
Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000.
Дополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383 с.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218 с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год.
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
Компьютерные и коммуникативные средства
Компьютерные слайдовые презентации:
- мультимедийные презентации к урокам (диск) «Ботаника»
Интернет-рессурсы:
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
http://plant.geoman.ru/ - Растения
www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем
 www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
www.college.ru - Учебник по биологии онлайн, иллюстрированный
15.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/ 16.www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/ 17.school-collection.edu.ru/.
18.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
19. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуниативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.Комплекты печатных демонстрационных пособий: таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Натуральные объекты:
Гербарии.
Основные группы растений.
Сельскохозяйственные растения.
Коллекции.
Голосеменные растения.
Семена и плоды.
Чучела позвоночных животных.
Комплекты микропрепаратов.
Ботаника I.
Ботаника II.
Зоология.
Объёмные модели.
Строение корня.
Строение листа.
Стебель растения.
Цветок.
Рельефные таблицы:
Магнитные модели-аппликации.
Классификация растений и животных.
Развитие птицы и млекопитающего (человека).
Наборы муляжей.
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы.
Приборы:
Демонстрационные:
Для демонстрации всасывания воды корнями растений.
Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных.
Раздаточные:
Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.
Лупа ручная.
Лупа препаровальная.
Микроскоп.
Посуда и принадлежности для опытов.
Демонстрационные:
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ).
Штатив лабораторный (ШЛб).
Доска для сушки посуды.
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями.
Лабораторные:
Набор препаровальных инструментов.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ).
Спиртовка лабораторная литая.
Печатные пособия:
Демонстрационные:
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений».
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные».
Портреты биологов.
Раздаточные:
Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие».
Вмешательство человека».
Дидактические материалы.
Карточки с заданиями, тесты.
Экранно-звуковые средства обучения.
Учебные видеофильмы:
Транспаранты:
«Зоология. Млекопитающие».
«Культурные растения».
«Размножение и развитие».