Урок литературы А.П.Чехов. Маленькая трилогия.


Предмет: русская литература
Тема: А.П.Чехов. Рассказы. Маленькая трилогия.
Павловская Валентина Тимофеевна
Учитель русского языка и литературы
Средняя школа имени Гани Муратбаева города Шу Жамбылской области
Класс:10
Данный урок иллюстрирует интерактивную работу в малых группах. Ученики пробуют исследовать в трех рассказах А.П.Чехова три категории футлярной жизни: категорию футлярной власти, категорию футлярной семьи, категорию футлярной собственности. Вопросы учителя помогут детям найти решение проблемы. Создается впечатление, что рассказы ничем не связаны, но когда их начинают изучать, оказывается, что футлярность - вполне распространенное явление, так что связь с жизнью абсолютно уместна.
Цель: усвоить творчество зрелого Чехова, проанализировать содержание «маленькой трилогии»,
привитие навыков составления презентаций, выявления общего из частного, образа персонажей и категорий их футлярной жизни,
воспитание экстравертности в отношениях к людям и себе.
Задачи: научить подбирать цитаты к литературному персонажу;
уметь делать обобщающий вывод на основе общих признаков;
работать с диагностическим материалом к образам-персонажам.
Ожидаемый результат: научиться делать выводы по заявленной проблеме, собирая факты и доказательства.
Предмет: русская литература.
Учебник «Русская литература»
Оборудование: тексты, иллюстрации, презентация, интерактивная доскТип урока: исследование, интерактивная работа в малых группах.
Оборудование: интерактивная доска, оценочные ведомости.

Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Усвоение нового материала.
1. Вступительное слово учителя о Чехове А.П. Отзывы современников. /Слайд 1 /.
2.Презентация « Творческий путь А.Чехова».
3. « Маленькая Трилогия»: Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» ./слайд2/
-Что называем трилогией? Что объединяет все три рассказа?
4. Работа 1 группы по содержанию рассказа «Человек в футляре». Понятие интроверта и экстраверта в психологии /слайды 3-8/:
1.Описание внешности Беликова. Почему он словно упакован в кокон? Футлярная внешность.
2.Коллектив гимназии. Почему подчинился беликовскому контролю?
3.Город и его реакция на Беликова. Почему нет сопротивления?
4.Смерть героя. Есть ли сострадание или есть вздох облегчения, потому что ушел тотальный контроль?
5.Тирада Ивана Ивановича о Буркине. В чем смысл обличения?
6.Достиг ли герой своего идеала? Есть ли этот идеал?. Резюме под запись /слайд 9/:категория футлярной власти.
5. Работа 2 группы по содержанию рассказа «Крыжовник»:
1. Почему рассказ начинается с пейзажа?
2.Рассказ Ивана Ивановича о брате - вариант футлярной жизни.
3.Цель жизни Николая Ивановича? Кем стал?
4.Иван Иванович о смысле жизни Николая Ивановича.
5.Описание гостиной. К чему оно? Одеяло. От чего хочет закрыться с головой герой?
Резюме под запись/слайд 10/: категория футлярной собственности.
6.Работа 3 группы по содержанию рассказа «О любви»:
1.Футлярное существование вне обязанностей.
2.Обыденность помещичьей жизни - безлюбовное существование.
3.Причина пребывания Алехина в деревне – футляр от семьи.
4.Призыв Ивана Ивановича делать добро.
Резюме под запись /слайд 11/: категория футлярной семьи.
3. Обобщение по уроку.
1. Фронтальный опрос: Почему рассказы объединены в трилогию? Какие категории футлярной жизни рассматривает Чехов?
4.Домашнее задание: рассказы «Ионыч», «Палата №6».
5.Итоги урока.