Конспект урока по теме Вычитание из числа 10. Состав числа 10. (1 класс)


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
План – конспект
урока математики в 1 классе по теме: «Вычитание из числа 10. Состав числа 10».
(УМК «Школа России», М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова)
Подготовила и провела:
учитель I КК
Чернышова Ольга Николаевна
Воронеж – 2011 г.
Задачи образовательные:
Познакомить с приёмами вычитания, основанными на знании состава чисел.
2. Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 10; зависимости между компонентами и результатами вычитания.
3. Закреплять умение составлять и решать задачи изученных типов, логические задачи.
Задачи развивающие:
Развивать навык беглого, правильного счёта.
Развитие воображения, мышления, памяти.
Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.
Задачи воспитательные:
1. Воспитание любознательности, активности, усидчивости, прилежания.
2. Активизация интереса к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, самоконтроль.
3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.
Форма урока: Урок – сказка (нетрадиционная форма урока, с использованием персонажей РНС «Колобок»)
Формы работы:
1. коллективная
2. фронтальная
3. индивидуальная
Методы:
Словесный (беседа);
Практические (задания сказочных героев);
Наглядные: интерактивная доска с презентацией урока, демонстрационные и индивидуальные блок-схемы условий задач, карточки блиц - контроля техники счёта, веер цифр у каждого ученика, раздаточный материал, ножницы.
I. Организационный момент (слайд №1).Долгожданный дан звонок-Начинается урок.
Урок не просто повседневный,А даже необыкновенный.
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы закрепим приёмы устных вычислений, узнаем новые, будем решать задачи.
(слайд №2). - Вы любите сказки?
- А кто вам их читает? - А кто сам читает сказки?
- Сегодня у нас необычный урок. Мы попадём в сказку
В сказку за наукой сегодня пойдёмСмекалку, фантазию с собою возьмём,Дорогой с пути никуда не свернём.
- А сказка эта не простая, а математическая, и её герои любят выполнять различные математические задания. А что эта за сказка, и кто её главный герой, вы узнаете, если правильно расставите числа по порядку.
7 2 4 1 5 6 3к о о к б о л
(3 слайд) - Ребята, вы помните, как заканчивается сказка «Колобок»?
Герои сказки «Колобок»
Пришли сегодня на урок.
Каждый заданье принёс,
А вместо ответа поставил вопрос.
-Мы выполним все задания и спасём Колобка.
III. Техника вычислений.
- Настроим себя на математический лад, проведём небольшую разминку:
Техника вычислений( Iв. – число 9, IIв. – число 8 (самопроверка «Считаем цифры»: кто от 15 до 20 – те молодцы). На решение столбика примеров даётся 2 мин. Кто сделал весь столбик – может выполнять задание другого варианта.
- У кого получилось меньше 15 знаков, должны сегодня на уроке быть особенно внимательны.
IV. Чистописание. (3 - А слайд) «Спасём Колобка».
Я - Колобок, сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел.
(4 слайд) (Заяц и Колобок)
Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь- дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
-Надо быстро Колобочка спасать.
Помочь от Зайчишки ему убежать!- Продолжает наш урок минутка чистописания. - Чтобы узнать какие цифры будем писать на минутке чистописания, нужно выполнить следующее задание: (слайд 5) - Как называется наука, которую мы изучаем на этом уроке? /МАТЕМАТИКА/ - А как называют учёного, изучающего эту науку? /МАТЕМАТИК/ - Как “математику” превратить в “математика”? /зачеркнуть букву А/
- Какое математическое выражение можно составить? /10-1=9/ - Назовите компоненты вычитания.
- Как найти уменьшаемое (вычитаемое)? (слайд 6) - С каким числом будем работать?/ 10/
-Дайте ему характеристику. - Определите закономерность и пропишите в той же последовательности. 10*10**10***10…….
V. Устный счёт. (слайд 7) (Волк и Колобок)
Вот навстречу серый Волк,
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек наш запел.
Волк.С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело побежишь.
Логическая задача: несколько детей работают индивидуально на карточках; проверку проводит 1 ученик у доски. (слайд 9)
Арифметический диктант (работа с веером цифр):
Сумму чисел 5 и 3 уменьшить на2.
Разность 7 и 3 увеличить на 2.
На сколько 3 меньше 8?
От какого числа отняли 5 и получили 2?
Повторяем состав чисел 6,7.
Состав числа 10 (слайд 8)
-Не попал он Волку в лапы.
Физкультминутка (слайд 10).
VI. Изучение нового материала. ( слайд 11) (Медведь и Колобок)
Вдруг навстречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.
Медведь. Ты не пой мне, Колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу
И пример в придачу.
- Мы поможем тебе, Колобок.
Всё решим! (слайд 12)
- Нужно из 10 вычесть 4.
-Как можно? /10 это 4 и 6, значит , из 10 вычесть 4, останется 6./
Работа по учебнику. (Стр.32) (слайд 13)
А) Рисунок и примеры под ним (устно; фронтальная работа).
Б) №1 решение с объяснением (1 и 2 столбики устно; 3-5 столбики записываются в тетрадь)
-Прочитать примеры, используя слова уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Физкультминутка для глаз (слайд 14).
VII. Работа над пройденным материалом.
В) Работа над задачами (стр. 32 продолжение)
№2 нарисовать рисунок в тетради, задача решается устно.
№3 по каждому рисунку составляется задача и решается устно. (условие записывается в ПАПКЕ)
( слайд 15) (Лиса и Колобок)
-Вот и лисонька идёт
И такую речь ведет
Лиса.Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за пять минут
Все решить, что есть вот тут.
(слайд 17, 18) Геометрическая задача: (на столах у детей бумажные прямоугольники и ножницы) выслушиваются ответы детей; проверку выполняют практически.
VIII. Итог урока (слайд 19).
Рефлексия. - В какой сказке мы сегодня побывали?
- С какими трудностями встретился Колобок?
- Какое задание понравилось больше всего?- Кто из вас на уроке работал активно?- А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
- Только настоящие друзья придут на быстро на помощь. Давайте всегда помотать друг другу и своим близким.
Ученик: Одному или однойТрудно справиться с бедой,Слово «МЫ»Сильней, чем «Я»,Мы – семья,И мы – друзья!- Ребята, сегодня я перед уроком дала вам солнышки. Возьмите карандаши и нарисуйте на нём своё настроение с которым вы уходите с урока.
- Ребята, поднимите свои солнышки. Покажите нашим гостям. Какое оно у вас? (Весёлое).
-А это значит, что у нас с вами всё в порядке, всё получилось.
Мы сегодня вычитали. Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решили. И все числа мы сравнили.
Все сумели! Все смогли! Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Нашей сказочке конец. Кто работал - МОЛОДЕЦ!
Источники и литература:
Сайты в интернете: http://vvkrm.shkola.hc.ru
http://www.uroki.net/docnach
http://sh.edurm.ru
Е. П. Фефилова. Поурочные разработки по математике. М., 2009г.
М. И. Моро, С. В. Степанова, С. И. Волкова. Математика 2 класс. М. 2010г.
В. В. Волина. Праздник числа. М. 1996 г.
Т. Н. Серая (учитель начальных классов МОУ СОШ с. Вехнемарково Усть – Кутского муниципального образования Иркутской области) разработка урока математики.
О. В.Зизевская (учитель начальных классов МОУСОШ № 41 Ленинского р-на г. Саратова). Разработка урока математики с презентацией.