Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО И вот сама идёт волшебница зима( 2 класс)


Интегрированный урок "И вот сама идёт волшебница зима"
Бобкова Ольга Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ "СОШ № 4 ЗМР РТ"
Пояснительная записка к уроку.
Учитель: Бобкова Ольга Алексеевна
Класс: 2 класс
Предмет: литературное чтение
Тип урока: интегрированный урок ( литература, музыка, живопись)
Программа: Образовательная система "Школа 2100", авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, книга для чтения в двух частях "Маленькая дверь в большой мир".
Характеристика класса: В классе 32 ученика ( 15 девочек, 17 мальчиков)
Общий темп деятельности класса – средний , но есть  учащиеся , которые испытывают  проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия.  Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Все дети с удовольствием ходят в школу. Высокий уровень школьной мотивации показали 8 человек, средний – 19 человек. Следует отметить, что в  результате совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива.
Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения, в основном, соблюдают.
Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к литературе, живописи и музыке, понимание взаимосвязей в различных областях культуры; развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: компьютер, проекционная аппаратура, экран, иллюстрации картин, карточки.
Вся работа на уроке построена в форме устного журнала. Где ребята знакомятся с произведениями известных поэтов и художников о зиме, учатся понимать и сравнивать художественный и литературный ряд. Цель всего урока - научить детей видеть, понимать и любить природу родного края, красоту зимнего пейзажа и привлечь детей к литературе и чтению в целом.
Конспект урока.
« И вот сама идёт волшебница зима».
Устный журнал - 2 класс. Бобкова О.А
Тема. Зима в произведениях русских художников и поэтов.
Цели:
1. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.
2. Учить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать.
3. Воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения.
Оборудование:
Репродукции картин известных художников; художественные фотографии зимних пейзажей; аудиозапись «Времена года» П.Чайковского; рисунки детей.
Ход занятия.
Организационный момент.
– Ребята, тему нашего урока вы сейчас определите сами, отгадав загадку:
Дел у меня много – Я белым одеяломВсю землю укрываю,В лёд реки убираю,Белю поля, дома,Зовут меня … (зима)
- Ребята, вы любите сказки, верите в чудеса и волшебство?
Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её … зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия. ( Просмотр видеоролика с песней о зиме)
- Вот как она появляется у А.С.Пушкина – холодная, спокойная, величественная. ( «Вот север тучи нагоняя…» читает ученица)
Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдёт волшебница зима!Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов,Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою,Блеснул мороз… И рады мыПроказам матушки-зимы!
(выразительное чтение учителем)
 Пришла хозяйка синеокая,Собольей бровью повела.Из рукава ее широкогоПылит серебряная мгла.
 Она командует метелями.Ей прекословить не к добру.Зайчишки прячутся под елями.Медведь притих в густом бору.
 Шугнула птиц, которых встретилаВ своем заснеженном лесу,И белой меткою отметилаОгнисто-рыжую лису.
Сбежались к ней друзья-сохатые.А волк при ней, как верный пес.Махая шапкою косматою,Ее приветствует мороз.
 Ей месяц золотыми бивнямиВ буранах пролагает путь.Ей утро, солнечными ливнямиБлистая, падает на грудь.
 В ее ветрах раздолье слышится,В повадках – молодость сама.Как вольно мне с тобою дышится,Родная русская зима!(Галина Милова.“Зима”)
-Приветствуйте зиму.
Чтение стихотворения «Встреча зимы» Никитина Ивана Саввича
(читает ученица)
«Встреча зимы»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нем не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
II. Словарная работа.
- Попробуйте ответить на вопрос: “Какая у нас зима?” (Ответы детей.)
- Подберите подходящие имена прилагательные: снежная, морозная, холодная, чудная, яркая, белоснежная, студёная, пушистая….– Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
- Вспомните, как впервые выпал в этом году снег и как вы радовались приближающемуся Новому году.
(Фет Афанасий Афанасьевич, читает ученик)
Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-
Видно, есть мороз.
Неколючий, светло-синий
По ветвям развешан иней-
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
(Бунин Иван Алексеевич «Первый снег», читает ученица)
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкойБелой скатертью полей
Мы простились с запоздалойВереницею гусей.
( стихотворение «Зимнее» читает учитель)
А я все гладил снег рукой,А он все звездами отсвечивал...На свете нет тоски такой,Которой снег бы не излечивал.
Живет он в белом шалаше,Колдует там необычайно.Ах, этот снег... В его душеВсегда какая-нибудь тайна.
То станет жестким, будто лед,То все заткет суровой пряжей,А то вдруг крыльями взмахнет,И – вот он – легкий да лебяжий.
Летит... летит... Лови его.Губами. Горстью. Без оглядки.Гляди на это волшебство –Как он с землей играет в прятки.
Как затаится вдруг. Немой.Как петь начнет. А то засвищет.Ни по кривой, ни по прямойНикто и следа не отыщет.И снова добрый. И простой.И просветленный весь. И новый.Омою душу чистотойИ прямотой его суровой.
Он весь, как музыка. Он – весть.Его безудержность бескрайна.Ах, этот снег... Не зря в нем естьВсегда какая-нибудь тайна.
- И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
(Чтение стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.С.Пушкина. Читают ученики)«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
IV. Основная часть урока. ( дети читают стихи, на доске репродукции картин, фотографии)
- И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха. Это шумит Мороз-воевода.
(«Мороз-воевода» Некрасов Николай Алексеевич, читает ученик)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. (Звучит музыка Чайковского «Времена года. Зима»)А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.
(читает наизусть)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещетНа него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- А вот и красавица одинокая сосна, пройдём немного по лесу дальше и увидим берёзку. – Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем ещё Есенина:
(«Белая берёза…», читает ученица)
Белая берёза Под моим окномПринакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймойРаспушились кистиБелой бахромой.
И стоит берёзаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
– А другой поэт Сергей Александрович Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.
( выразительное чтение учеником)
Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу,Только серые вороныРасшумелись на лугу.Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкой Повязалася сосна.Понагнулась, как старушка,Оперлася на клюку,А над самою макушкойДолбит дятел на суку.Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль.Бесконечная дорогаУбегает лентой в даль.
– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.
( Есенин Сергей Александрович, читает ученица)
Поёт зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далёкуюСедые облака.
А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробушки игривые, Как детки сиротливые,Прижались у окна.
Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с рёвом бешеннымСтучит по ставням свешеннымИ злится всё сильней.
И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мёрзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
V.Итог урока.- Вот и подходит к концу наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, сребристым инеем.

И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.