Разработка по литературному чтению. Стихи о Победе. Б. Окуджава «До свиданья, мальчики», М. Ждалиль «О героизме», А. Усачев «День Победы» (3 класс)

Дата __________ литературное чтение 3 класс «Б»
Тема. Стихи о Победе. Б. Окуджава «До свиданья, мальчики», М. Ждалиль «О героизме», А. Усачев «День Победы»
Цель: познакомить учащихся с произведениями о Победе; научить воспринимать выразительные в них чувства, настроения; обучать выразительному чтению целыми предложениями;
- развивать речь, память, мышление; сформировать умение определять и использовать средства образовательной выразительности;
- воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: урок формирования навыков и умения.
Оборудование урока: портреты писателей, выставка книг, фотографий о войне.
Межпредметная связь: русский язык, познание мира, музыка.
Форма урока: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы работы: словесный.
Технология: развитие речи через коллективные, фронтальные, индивидуальные формы работы.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Всё дружок беритесь скорей за работу.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка. (Упражнения для развития умения правильно, точно делать логические ударения.)
На доске записано следующее предложение:
«Сегодня ученики читали рассказ Н. Богданова»
Прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка. Для этой цели дополнительно учащимся задаются следующие вопросы:
- Кто читал сегодня рассказ Н. Богданова?
- Что читали учащиеся сегодня?
- Что делали сегодня учащиеся?
- Чей рассказ читали учащиеся сегодня?
IV. Усвоение новых знаний и способов действия.
1. Чтение и анализ стихотворения Б. Окуджава «До свиданья, мальчики» (стр. 175)
1) Знакомство с жизнью и творчеством Б. Окуджава.
Булат Шалвович Окуджава - советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е - 1980-е годы.
Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терзяна. Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе.
В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» рассказал о невзгодах своей семьи.
В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря. В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком.
23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже, в военном госпитале. Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печорского монастыря. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.
2) Чтение стихотворения.
3) Первичная проверка чтения.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какое настроение вызывает это стихотворение? С какой интонацией его нужно читать?
4) Повторное чтение стихотворения. Работа по вопросам (стр. 176).
- Почему стали тихими дворы?
- Какой наказ даётся в стихотворении мальчикам?
- Как вы понимаете выражение «будьте высокими»? Прав ли автор?
2. Чтение и анализ стихотворения М. Ждалиль «О героизме» (стр. 176).
1) Знакомство с жизнью и творчеством М. Ждалиля.
2) Чтение стихотворения.
3) Первичная проверка чтения.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какое настроение вызывает это стихотворение? С какой интонацией его нужно читать?
4) Повторное чтение стихотворения. Работа по вопросам (стр. 177).
- Что такое героизм?
- Как проверяется герой?
- Как ты понимаешь выражение «умирай, не умрёт герой»?
3. Чтение и анализ стихотворения А. Усачев «День Победы» (стр. 177 - 178).
1) Знакомство с жизнью и творчеством А. Усачева.
Андрей Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве. Российский детский писатель, поэт, драматург, сценарист. Учился в Московском институте электронной техники, после четвёртого курса перешел на филологический факультет Тверского государственного университета. Публикуется с 1985 года.
Помимо стихов и прозы, Андрей Усачев также пишет пьесы для кукольного театра и песни. В 2005 году как автор детских песен он был удостоен премии "Золотой Остап". Персонажи его сказок, стихов, рассказов и песен – это всегда дети, хоть и в обличие зверей или сказочных существ.
Довольно быстро Усачев стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Всего же в России вышло более 100 книг писателя.
2) Чтение стихотворения.
3) Первичная проверка чтения.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Как вы понимаете выражение «День Победы – это значит, нет войны»?
- Почему в День Победы нужно устраивать парад?
V. Закрепление знаний и способов действий.
Работа над выразительным чтением стихотворений.
VI. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/стало хуже
6.Материал урока мне был интересен/скучен
VII. Подведение итогов урока.
- Какие произведения вы читали на уроке? Кто их автор?
- Что вам показалось особенно интересным?
VIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из стихотворений.