Конспект урока по литературе на тему Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Парус (6 класс)


Тема: Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. «Парус».
Цели урока:
Обучающие:
продолжение знакомства с творчеством М.Ю. Лермонтова;
ознакомление с приемом инверсии;
сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства.
Развивающие:
способствовать развитию творческого воображения;
развивать умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову.
Воспитательные:
воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы;
прививать культуру умственного труда;
воспитывать эстетический вкус учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: мультимедиа; компьютер; аудиозапись: стихотворение читает Царев, актёр театра и кино; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»; шум моря; картины художников: И. К. Айвазовского «Море», А. И. Куинджи «Море», парусник.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационное начало урока.
Учитель. В моей руке маленький кораблик. Что у вас ассоциируется с этим предметом? ( Конечно, море.) Послушаем его шум и полюбуемся акварелью М.Ю.Лермонтова «Морской вид с парусной лодкой». Что вы представляли, слушая морской прибой?
(У наших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется и волнуется сказочно-необъятное море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Слушаем крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят нас в бесконечные просторы).- Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (Человек волнуется, гордится, любуется красотой моря.)
Целеполагание.
- Если мы говорим о чувствах, какой род литературы будем изучать?
(Лирику)
- Рассматривали акварель М.Ю.Лермонтова, о ком пойдет речь на уроке?
( О творчестве М.Ю.Лермонтова)
- В руке у меня парусник, как будет называться произведение?
( Стихотворение «Парус»)
Определим тему нашего урока.
( Лирика М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус».) И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие в творческие дали М.Ю.Лермонтова, а точнее попытаемся разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус». Для этого нам нужно определить задачи урока:
Знать: художественные средства языка стихотворения.
Уметь: определять художественные средства языка стихотворения.
Сделать свои маленькие открытия – задача нашего урока. В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: Для чего нам, потомкам Лермонтова, изучать это стихотворение? Какой след оно оставит в душе и оставит ли? И о чем заставит задуматься? 
4.Подготовка к восприятию стихотворения.
Учитель. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину. Стоя на берегу моря у Финского залива, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
Давайте послушаем стихотворение в исполнении актера театра и кино Царева.
Работа с текстом стихотворения «Парус».
Прекрасное стихотворение! Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта. Разгадка тайны кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
Составьте ассоциативный ряд со словами «парус» и «море». (Работа в печатной тетради, урок 32 задание 1)
Анализ текста.
Прочитаем первую строфу:
- Дайте определение этому термину.
(Группа стихотворных строк от двух до шестнадцати)
- Как читаем 1 строфу?
(Спокойно, повествовательно)
-Какими словами рисует Лермонтов море?
(Голубое)
- Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение?
( Парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
- А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий".
 
- Что обозначает слово отдаленный?
( Отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)
А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
- Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
- А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
(Парус белеет, это можно заметить только с берега.)
Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
- А есть ли глаголы, относящиеся к морю?
(Нет.)
Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа.
- Что видим?
( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
- Как читаем?
(взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».
- А парус?
( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
- А где сейчас по отношению к нам находится парус?
(близко, мы слышим скрип мачты)
Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа.
- Что видим?
(Ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
- Как читаем?
(Светло, торжественно)
- А где находится парус?
(Одинокий парус между небом и морем)
- Сколько раз употребляется в стихотворении слово парус?
(Один)
- Чем потом заменяется оно?
(Местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
- Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу?
(Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить о людях, гордых и смелых.) Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.
Любимый прием – антитеза («край родной» - «страна далёкая», «ищет» - «кинул», «под ним» - «над ним»).- Выпишите антитезы из стихотворения.
( Работа в печатной тетради, урок 32 задание 3)
- Для чего используется этот прием?
(Чтобы ещё раз показать, что парус мечется между покоем и бурей и как не может определиться, что ему нужно)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: « Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.
Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.
- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту?
(на палубе парусника)
Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками?
Одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину.
 - В природе воцарился покой. А парус?
(«А он, мятежный, просит бури»).
- Посмотрим на другие картины о море.
- Посмотрите на этюд Куинджи «Море», что мы видим? 
(бездонную синеву моря, в которой хочется раствориться)
- Нужно ли такое море лермонтовскому парусу?
(нет, ему не нужно спокойное море, ему нужна буря)
А теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра Щедрина «Вид Амальфи близ Неаполя». Похожа ли она на лермонтовскую или отличается от неё?
(Здесь два паруса и не волнуешься. Здесь видны берега. Скала создает впечатление защищенности)- А что вы можете сказать о картине Айвазовского «Море»? 
(Здесь корабль хочет спастись, а лермонтовский парус не боится бури)
- Мы рассмотрели репродукции разных художников, имеющих отношение к содержанию стихотворения Лермонтова «Парус». Увидели море, отметили сходство и различие с рисунком Лермонтова.
- Лермонтов перенес образ одинокого паруса в другое художественное измерение, подчеркнул свое настроение, владевшее им в те годы. Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?
Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный (словарь Ожегова).
- Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение?
(Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое)
- Почему жизнь поэта можно назвать мятежной? На какого человека похож парус?
(Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им)
Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.
А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
Выразительное чтение стихотворения «Парус».
Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.
Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»).Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца.
- Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.
- Ваши впечатления?
В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.
Заключительное слово учителя.
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. Вот и мы с вами попытались разгадать тайну стихотворения. Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают « души прекрасные порывы».
Рефлексия.
- Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. 
«В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»? Для чего нам, потомкам Лермонтова, изучать это стихотворение? Какой след оно оставило в душе? И о чем заставило задуматься?
Оно не увядает с годами, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами. Мы изучаем, чтобы знать, какие были сильные духом люди. Мы должны быть тоже сильными, целеустремленными, не боящимися трудностей).Повторили сведения из биографии Лермонтова, познакомились с новым термином инверсия, познакомились с картинами художников Куинджи, Айвазовского, Щедрина, послушали романс, узнали, что Лермонтов, как и его лирический герой мятежный, неспокойный).Стихотворение оставило неизгладимый след в душе, заставило о многом задуматься, а это и есть главная цель любого поэта…
Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.
Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Выполнить задания урока 32 в печатной тетради.
3. По выбору: выполнить иллюстрации к стихотворению «Парус».
Заключение.
Парус всегда является символом надежды и мечты, так вот пусть у вас всегда будут светлые и радостные надежды и пусть всегда исполняются все ваши мечты. А сейчас, я думаю, что самая главная надежда – это успешное завершение четверти!
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди!
 Исполнение песни на слова Б.Окуджавы музыка Е. Глебова «Белый парус»)