Методическая разработка урока Мотивы былого в лирике поэтов 19 века


Организационная информация
Предмет Литература
Класс/группа 8
Тема Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.
Автор урока (ФИО) Касиянчук Татьяна Капитоновна
Должность Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа №10
с углублённым изучением отдельных предметов
Республика/край Россия, Московская область, Раменский район
Город/поселение Ново-Харитоновское поселение,
п. Электроизолятор
Тип урока (мероприятия, занятия) Урок открытия новых знаний
Время реализации урока 45 минут(1 урок)
Цели и задачи урока
(образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные цели: познакомить обучающихся с творчеством поэтов, отобразивших былое в своих произведениях; расширить и углубить знания об особенностях лирики.
Развивающие цели: развивать мышление, творческое воображение, речь обучающихся; развивать умение анализировать, систематизировать материал из разных источников информации.
Воспитательные цели: воспитывать чувство любви и уважения к родной литературе, интерес к предмету через создание ситуации успеха, формировать чувство гордости за свою Родину.
Образовательные задачи: активизировать познавательную деятельность обучающихся на основе применения активных методов обучения; повторить отличия лирики от драмы и эпоса, основные средства выразительности, используемые в лирике, жанровое разнообразие лирических произведений.
Развивающие: развивать способности и умения, связанные с литературным творчеством и коммуникацией.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение работать в группе.
Дополнительная информация
Ресурсы, оборудование и материалы
(требующиеся для проведения урока) Компьютер, интерактивная доска, листы ватмана, скотч, фломастеры.
Список учебной и дополнительной литературы Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.Москва. «Вако».2016
Курдюмова Т.Ф. «Литература» 8 класс. Москва. «Дрофа».2014
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Мультимедийные презентации, тексты стихотворений, портреты поэтов.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы «Копилочка активных методов обучения» ,http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo;
Сайт «Знайка».ру
Дополнительная необходимая информация Дети сидят группами по своим направлениям работы.
Обоснование выбора интерактивной технологии
Применение АМО на уроках обеспечивает организацию и осуществление образовательного процесса для достижения следующих целей: заинтересовать и увлечь учащихся, дать возможность пережить ситуацию успеха, проявить самостоятельность, почувствовать уверенность в своих силах; помогает учителю организовать учебный процесс в соответствии с ожиданиями и потребностями детей и общества.
Технологическая карта урока на основе технологии АМО
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы технологии АМО и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока Время, продолжительность
этапа Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме:
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
- Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока)
- инициация (приветствие, знакомство)
- вхождение или погружение в тему (целеполагание),
- формирование ожиданий обучающихся 5. Инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство)
Учитель приветствует детей и предлагает занять места в своих группах.
Метод начала образовательного мероприятия.
Название метода: «Венок поэту».
Цели и задачи метода: создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта обучающихся, формирование положительного ожидания.
Время проведения: 5минут.
Численность: весь класс.
Необходимые материалы: на столе каждой группы лежат лист формата А 4 и вырезанные из бумаги цветочки 3 цветов: красного, белого и синего, двухсторонний скотч.
Технология проведения: Модератор говорит: «Когда-то в древности было принято дарить победителю состязаний в красноречии лавровый венок. Мы сегодня заменим лавр на традиционные цветы (мак, ромашка, василёк). Прикрепим цветы на бумагу таким образом, чтобы получился венок, и в конце урока «подарим» одному из поэтов, чтобы выразить свою признательность.
Происхождение метода : авторский.
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия)
Учитель: К сегодняшнему уроку вы, ребята, выполняли различные задания. Одни выполняли задания как историки, другие стали библиографами, а третьи - литературоведами.
На этапе вхождения и погружения в тему дети самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи.
Используется АМО «Древо познания».
Цели и задачи метода: направить мышление детей на определение темы и целей урока.
Время проведения: 2 минуты.
Численность: весь класс.
Необходимые материалы: ватман, фломастеры.
Технология проведения: Модератор предлагает на ватмане создать древо познания ( с корнями, высоким стволом и густой кроной). Далее дети определяют, что необходимо повторить теорию- это «корни», активно трудиться на уроке, чтобы сформировать «ствол», а в конце урока посмотрим, насколько густая крона «вырастет» у нашего древа.
Происхождение метода : авторский.
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап/ы (в зависимости от типа урока)
- интерактивная лекция (инпут),
- проработка содержания темы 20 Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
Метод представления информации.
Название метода: «Колесо обозрения».
Цели и задачи метода: познакомить учащихся с творчеством поэтов, воспевших былое; обучать подаче информации в соответствии с поставленной целью.
Количество участников: весь класс
Группы:5человек (количество человек в группе может меняться в зависимости от количества учащихся в классе и количества сформированных групп).
Время проведения: 30-35минут (в зависимости от объема информации).
Необходимые материалы: плакат, на который выступающие крепят портреты поэтов, иллюстрации.
Проведение: Учитель заранее объединяет учащихся в группы и даёт задания подготовить краткие сообщения-презентации о жизни и творчестве поэтов данного направления. В группу входит историк (даёт характеристику эпохи, о которой пишет автор; показывает классу слайды, характеризующие эту эпоху; одновременно крепит к ватману картинки с тем же изображением), библиограф (рассказывает о поэте; визуализация при помощи компьютерных слайдов; одновременно крепит изображения на ватман) и теоретик (объясняет особенности стихотворений). Выступления краткие, чётко структурированные. На ватман по кругу крепятся портреты, рисунки. Получается своеобразный коллаж в виде колеса обозрения. Группы делают сообщения по очереди.
Происхождение метода : авторский.
10
Проработка содержания темы.
Работа по выразительному чтению и анализу стихотворения И.И.Козлова «Вечерний звон». Прослушивание исполнения песни церковным хором.
Анализ стихотворения выполняется по стандартной схеме. Показать алгоритм анализа поэтического текста на интерактивной доске.
Беседа (диалогического характера) по содержанию и особенностям произведения.
Вопрос учителя: Как вы думаете, почему до сих пор не угасает интерес к этой песне?
Обсуждение ответов учащихся.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока)
- разминка (релаксация),
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
- домашнее задание. 10
Метод релаксации и активизации.
Эмоциональная разрядка (разминка)

Название метода: «Ёжики»
Цели и задачи метода: повышение уровня энергии в классе.
Численность: весь класс.
Время: 3-4минуты.
Проведение:
Участники встают со стульев и сначала переминаются с ноги на ногу, потом топают ногами, как будто ёжики бегут за яблочком в саду. Затем делают дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой , слегка пофыркивая.
Происхождение метода : авторский.
Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Возвращение к Древу познания, определяем, сумел ли каждый ученик «вырастить» густую крону на Древе (что нового узнал сегодня на уроке), использовал ли в полной мере ранее приобретённые знания, насколько эффективно работал на уроке, дорисовать Древо.
Решаем, кому из поэтов «вручим» свой венок, объясняем причину выбора.
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений. По желанию можно сделать иллюстрацию к стихотворению (практически все они сюжетные).
Апробация образовательного мероприятия
Повысился интерес к изучению предмета! У детей стали рождаться собственные идеи, чтобы разнообразить формы проведения урока. Появилось больше доверия во взаимоотношениях с учителем. Интерактивность дает возможность отслеживать промежуточные этапы обучения и направлять соответственно ход образовательного мероприятия. Смена видов деятельности создает здоровьесберегающие условия на уроке. Дети проявили большой интерес, стали активнее и дружнее, более открытыми для общения.
Примечания Учитывать уровень успеваемости класса с целью своевременной коррекции и дополнения информации.
Деятельность учителя и учащихся
Подробный конспект урока
Этапы занятияВремя
мин. Деятельность учителя Деятельность учащихсяПримечание
Введение в тему, целеполагание.
5 Учитель направляет мыслительную деятельность учащихся на понимание целей и задач урока. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи. Необычное начало привлекает учащихся.
Работа над новой темой (инпут). 20 Учитель следит за достоверностью представляемого материала, правильностью речи выступающих, корректирует и исправляет ошибки. Обучающиеся демонстрируют уровень выполнения задания, понимания поставленной задачи, объясняют способ достижения цели. Проработка содержания темы. 10 Учитель контролирует степень усвоения нового материала, задаёт вопросы с целью активизации полученных знаний, организует практическое применение их. Обучающиеся формируют умения и совершенствуют навыки анализа стихотворений, выразительного чтения. Релаксация. 3 Учитель организует и объясняет способ проведения «минутки отдыха». Обучающиеся меняют вид деятельности, повышают уровень энергии и заинтересованности. Рефлексия. 5 Учитель организует подведение итогов урока, помогает детям осознать значимость их деятельности. Обучающиеся определяют значимость приобретённых знаний, способ их применения в практической жизни. Объяснение домашнего задания. 2 Учитель объясняет способ выполнения домашнего задания. Обучающиеся понимают смысл и способ выполнения домашнего задания. Апробация образовательного мероприятия
Повысился интерес к изучению предмета! У детей стали рождаться собственные идеи, чтобы разнообразить формы проведения урока. Появилось больше доверия во взаимоотношениях с учителем. Интерактивность дает возможность отслеживать промежуточные этапы обучения и направлять соответственно ход образовательного мероприятия. Смена видов деятельности создает здоровьесберегающие условия на уроке. Дети проявили большой интерес, стали активнее и дружнее, более открытыми для общения.
Примечания Учитывать уровень успеваемости класса с целью своевременной коррекции и дополнения информации.