Статья. Здоровьесозидание, как общенациональная ценность. Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки.

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки
Т.В.Гречихина,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г.Белгорода,
И.Г.Демченко,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г.Белгорода,
И.В.Четверикова,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г.Белгорода

Аннотация на английском языке A requirement in self-control and critical self-appraisal of the actions, constantly developing in a student, grows into his personality quality. By major pre-condition for forming student skills of self-control and self-appraisal have creation of psychological comfort for acquisition of knowledge and self-expression
Ключевые слова на английском языке: control, self-control, estimation, self-appraisal, development, саморазвитие, self-education, individuality.
Аннотация на русском языке Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество. Важнейшей предпосылкой для формирования у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки является создание психологического комфорта для приобретения знаний и самовыражения.
Ключевые слова на русском языке: контроль, самоконтроль, оценка, самооценка, развитие, саморазвитие, самообразование, индивидуальность.

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.
Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек,
наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим».
Марк Твен
Современное общество требует формирования социально активной, инициативной и творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка. Слова известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, являются тому свидетельством: «Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать».
Исходя из этого, нашей задачей является, во-первых, создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, во-вторых, способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценной фигурой своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет распоряжаться ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его "хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её реализации, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.
Опыт показывает, что часто из неделимой структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать [3]. В связи с этим учебный труд ребёнка постепенно утрачивает собственно контролирующий и оценивающий компоненты и, следовательно, внутреннюю мотивирующую и направляющую основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия мы направляем на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
Полагаем, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося [5]. И, конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей, обучающихся является русский язык.
Главным в учебной деятельности ребёнка считаем понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваемся, чтобы ученик ощущал своё развитие. Стремимся пробудить в детях желание подняться интеллектуально на ступеньку выше и ощутить духовную пользу от усвоения русского языка. Стержневой предпосылкой для этого является создание психологического комфорта для приобретения обучающимися знаний и самовыражения. Компоненты положительной психологической атмосферы: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении предметов не скупимся на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараемся вселить в них уверенность в свои силы, свои способности. Поддерживаем положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке: стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.
Выделяются следующие фазы формирования самоконтроля:
1-я фаза. Научиться понимать и принимать контроль преподавателя. Для этого необходимо:
1) показать обучающимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной конфигурации учебного материала и обнаружение степени усвоения этого материала.
2) ознакомить обучающихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
3) сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
4) выставляя тот или иной балл, объяснять его, исходя из критериев оценки.
2-я фаза. Наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-я фаза. Научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Обучающиеся в диалоге с преподавателем учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе он состоит из четырёх вопросов, со второго класса алгоритм увеличивается на два пункта.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель, что нужно было получить в итоге? (Целеполагание, гипотезы, план действий – неотъемлемая часть каждого этапа учебного занятия)
2. Удалось получить результат? (Найдено решение, ответ?)
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой ошибкой, в чём? (Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного выполнения задания и сравнить с ним свою работу; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на свою работу – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ).
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью? (Кто помогал, в чём?)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания?
В результате этой работы учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексии.
Цикличная форма организации деятельности предполагает организацию работы в нескольких циклах со сходным строением этапов: формулировка или уточнение целей, генерация идей в рамках поставленных целей, выработка критериев для анализа, оценка и проверка предложенных идей и выработка нового представления о цели [1].
Рассмотрим цикл работы на примере.
Перед тем как приступить к выполнению работы учащиеся, совместно с учителем анализируют задания, выделяют критерии оценки каждого задания. По ходу выполнения работы, учащиеся оценивают себя по заданным критериям.
2) На следующем уроке дети получают проверенные работы с содержательной оценкой и начинают соотносить отметку учителя по каждому критерию со своей отметкой, определяя, как получилась общая отметка всей работы.
3) Далее учащиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы: причины ошибки, как избежать ошибки, выполнение аналогичного задания. Как действовал я? Как надо было действовать? Почему я ошибся?
В результате систематической работы такого вида, они уже определяют почти все возможные причины, по которым могут возникнуть ошибки.
Таким образом, через систему таких уроков формируется диагностический и коррекционный способы работы над ошибками, которые базируются на действии самоконтроля и самооценки.
4) После определения причин ошибок начинается этап коррекции. С этой целью создается система специальных заданий. Задания выполняются не на карточках, как ранее, а в рабочих тетрадях, на этапе самокоррекции. Для этого дети используют алгоритмы действий, правила, словесные указания, схемы, модели, чертежи. С их помощью дети работают над своими умениями, самостоятельно определяя объем и содержание тренировки, и консультируются в случаях затруднения у учителя, или у своих товарищей. После тренировки ребенок переходит к работе с оценочным листом на отметку. Роль учителя на данном этапе сводится к консультации ребенка по его просьбе. В данном случае «Оценочный лист» выполняет функцию «Рефлексивной карты», когда ясен ответ на вопрос: «Какой интеллектуальный рост вы ощутили? Какую духовную прибыль вы получили?»
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практике я использую следующие приемы:
1.Обучающимся необходимо составить задания для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении заданий ученику приходится побывать и в позиции учителя, и в позиции ученика. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно и выполнялось, и в то же время содержало некоторую трудность, то есть требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний, полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.
2.Учащимся даются задания, составленные сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Эти ошибки заставят ученика подумать, критически переосмыслить, оценить не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
3. Учитель при истолковании «испытывает потребность в помощи детей».  Ученикам, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, а, значит, включаться в активную умственную деятельность.
4. Учащиеся выполняют одно и то же задание несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачный ход. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения, тщательного анализа каждого шага, сравнения методов и способов решения. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
5.Учащимся дается задание с недостающими или с избыточными данными, которые им необходимо самим определить.  Цель таких заданий научить обнаруживать неполноту данных.
6. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, обучающийся учится правильно оценивать свои знания. Задача преподавателя тактично посоветовать ребёнку правильный ход, если он на первых порах затрудняется в выборе.
Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность создаёт у обучающихся движение от незнания к знанию. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Обучающийся наблюдает собственное движение, вносит поправки, если в этом есть необходимость, то есть активно управляет собственной учебной деятельностью.
Литература
Бортова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики / М.М.Бортова // Начальная школа. – 2005. № 9. – С. 24-26.
Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов. - М.: Просвещение, 1989. – 148 с.
Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителей / Г. Ю. Ксензова. - М.: педагогическое общество России, 2000. - 120 с.
Лебедев, П. А. «Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения». -М.: 1982. С. 734.
Майорова, Н.П., Чепурных, Е.Е., Шурухт, С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
Маркова, А. К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова, Т. А.Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990. – 205 с.
hђ Заголовок 115