Технологическая карта к уроку Правописание приставок -пре- и -при-.


Технологическая карта к уроку
« Правописание приставок пре- и при-»
Обучающая цель: помочь учащимся уяснить, что употребление приставок при- и пре- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа написания).
Развивающая цель: формировать навыки правильного написания и употребления в речи слов с приставками пре- и при-.
Воспитательная цель: прививать интерес к предмету, учить бережно относиться к природе.
Оборудование: мел, презентация, смайлики, физкультминутка, текст «Совёнок» Н.Сладкова, словосочетания для объяснительного диктанта, вопросы для беседы, схемы, тренировочные упражнения.Универсальные учебные действия:
Регулятивные:Ставить и адекватно формулировать цель деятельности и при необходимости изменять её.
Личностные:Осознавать эстетические ценности русского языка
Предметные: Знать правила написания приставок, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфограмм.
Коммуникативные: Умение находить и использовать информацию, уметь ясно и чётко излагать свои мысли.
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся УУД
I.Орг.момент. Цель: мотивация учебной деятельности. Вступительное слово.
Будем отвечать активно,Хорошо себя вести,Чтобы на урок всем нам, Захотелось вновь прийти. (Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок). Личностные
Коммуникативные
II. Сообщение темы и цели урока.
Цель: подведение к формулированию целей урока. Тема урока « Правописание гласных в приставках пре- и при-.
Учитель записывает тему урока на доске, ученики – в тетради.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Помните, что вы уже знакомы с этой темой. Используйте опорные слова, записанные на доске
Закрепить…
Совершенствовать
- Цель нашего урока: закрепить знания о правописании гласных в приставках пре- и при-; совершенствовать умение правильного написания слов с приставками пре-, при-.
Предметные
Коммуникативные
Регулятивные
III. Тренировочные упражнения.
Цель: закрепить изученную орфограмму. Задание №1:Вспомним орфограмму «Правописание приставок пре- и при-». (Рассказ ученика на лингвистическую тему) (слайд №2).
В русском языке есть много слов, в которых значение приставок пре- и при- определить очень трудно, например: преодолеть, приготовить. Правописание этих слов надо узнавать по словарю или запоминать
(слайд 3)
Задание №2: Добавьте слова, обозначающие приближение
(слайд №4):
человека, самолёта, лодки;
поезда к станции, к поверхности Земли, Луны;
зайца, черепахи.
- Какая приставка употребляется в данных словах?
- Каково её значение?
Задание №3: замените данные словосочетания одним словом (слайд №5)
Присоедините с помощью:
1)верёвки,
2)молотка и гвоздей,
3)иголки с ниткой,
4)клея,
5)винтов и шурупов.
- Что вы можете сказать о приставках?
- Каково их значение?
Задание №4:Объяснительный диктант.
Задание: записать словосочетания и объяснить написание приставок (по цепочке).
Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, слегка прихрамывает, приглушить свет, прекрасная музыка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
Мы превосходно потрудились.
А сейчас давайте привстанем и немного отдохнём. Руками прихлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, дух переведём, присядем и приостановленную работу опять начнём.
Задание №5:Работа с текстом.
Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
(Работа выполняется самостоятельно).
На голом сучке сидит пр…забавный совёнок. Очень важно сидит, хотя со стороны похож на клок простой овечьей шерсти. Я пр…седаю на корточках и строю совёнку рожу.
Совёнок польщён, он рад - радёшенек развлечению. Переминается с ноги на ногу, словно пр…танцовывает. (По Н.Сладкову)
Один ученик выписывает слова с пропущенными гласными в приставках.
(Слайды№6 и №7) ВЗАИМОПРОВЕРКА (обменялись тетрадями, оценили работу соседа по парте)
Проверьте написание слов с пропущенными орфограммами.
Беседа: (Слайд 9)
- О какой птице идёт речь в упражнении?
- А кто из вас видел сову?
- Какова особенность этой птицы?
- Какую пользу приносит сова?
Задание №6: Самостоятельная работа. Работа в группах. (слайды11, 12,13,14,15.)
Задание: вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из известных сказок А.С.Пушкина (по желанию зачитывают ответы)
Задание №7: Творческая работа.                           
Задание:  на месте пропуска необходимо вставить слова с приставками пре- или при-, используя слова из справочного бюро.
             Из снежного плена.
Все … в лесу. Деревья стараются …. , вырваться из снежного плена. С юга ….. лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес ….  в движение. Всё оживает.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.
Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).
При проверке текст необходимо озвучить.
Задание №8: Подобрать к данным словам антонимы с приставкой пре- и при-
- Какие слова называются антонимами?
Отсутствие - (присутствие)
Уход - (приход)
Очень злой - (предобрый)
Отодвинуть - (придвинуть)
Отклеить - (приклеить)
Ленивый - (прилежный)
Любить - (презирать) Предметные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
V. Рефлексия
Цель: подведение итогов. Приставки ПРЕ- и ПРИ- (концовка)
  Жили-были две сестры – приставки ПРЕ- и ПРИ-. Они были очень похожи друг на друга, и их часто путали. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно разные.
  ПРЕ- была очень умная, очень любопытная и очень храбрая. Дружила она с приставкой ПЕРЕ- . Где ПЕРЕ-, там и ПРЕ-. ПРЕ- преграждает дорогу, и ПЕРЕ- рядом. ПРЕ- что-нибудь преломит, и ПЕРЕ- тут же. ПРЕ- преодолевает препятствие, и ПЕРЕ- не отстаёт.
  Вторая сестра  ПРИ- всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только прикроет, попросят её сесть на стул, а она только на краешек присядет. Но ПРИ- всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ПРИ- уже на привокзальной площади. Едешь в город, а ПРИ- уже въехала в пригород. Спешишь в школу, а ПРИ- уже на пришкольном участке.
  Так и жили приставки ПРЕ- и ПРИ-, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Итоги урока. Рефлексия учащихся.
(Оценочный лист у каждого)
Я понял…
Я закрепил…
Было интересно…
Особенно понравилось…
В ходе работы появились трудности…
Как я их преодолевал…
Нужно выучить…
-Помогли нам сегодня разобраться с написанием приставок при- и пре-…
Назвать оценки. Регулятивные
Личностные
VI. Домашнее задание. Повторить орфограмму «Правописание приставок пре- и при»;
Составить лингвистическую сказку о приставках пре- и при-(Слайд 11)
(Слайд 12) Ребята, я хочу вам сказать большое спасибо. Мне было очень приятно с вами работать. Предметные
Приложение №1
Работа с текстом.
Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
(Работа выполняется самостоятельно).
На голом сучке сидит пр…забавный совёнок. Очень важно сидит, хотя со стороны похож на клок простой овечьей шерсти. Я пр…седаю на корточках и строю совёнку рожу.
Совёнок польщён, он рад - радёшенек развлечению. Переминается с ноги на ногу, словно пр…танцовывает. (По Н.Сладкову)
Приложение №2
Пришёл Коля в библиотеку. Только присел он на стул, как перед ним возник образ прекрасной женщины – библиотекаря. Она предложила мальчику книгу, прочитав которую, Николай станет мудрым и со временем сможет даже полететь на Луну и там прилуниться. Мальчик взял лист бумаги и написал «мудрый», но, подумав, приписал приставку пре-.