Урок изучения нового материала по математике на тему Решение задач на дроби


27.01(28.01) Решение задач на нахождение дроби от числа
Цели деятельности педагога: формировать понятие об обыкновенных дробях; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе
Предметные: пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
Личностные: объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают положительную оценку и самооценку результатам деятельности.
Метапредметные:
– регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;
– познавательные: записывают выводы в виде правил «если … , то …»;
– коммуникативные: умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.
Ресурсный материал: карточки
 
Ход урока
I. Организационный момент.
 II. Индивидуальный опрос учащихся.
Карточка I
1) Записать цифрами число: а) одна девятая; б) одна тридцатая.
2) В коробке лежит 18 мячей. часть – черные мячи, – желтые, остальные белые. Сколько белых мячей в коробке?
3) Решить уравнение:
р – 375 = 2341.
Карточка I1
1) Записать цифрами число: а) одна семнадцатая; б) одна девятая.
2) Туристы проделали путь 36 км. часть пути прошли пешком, часть проплыли на лодке, остальной путь ехали автобусом. Сколько километров туристы проехали автобусом?
3) Решите уравнение: 85 – z = 36.
Карточка 3.
1) Кусок материала разрезали на 12 равных частей. Какую долю всего куска составляет каждая часть? Что называется долей?
Карточка 4.
Как называют доли ; ; ? Чему равна половина часа? Какой доли метра равен 1 см?
Карточка 5.
1) Выразите дробью закрашенную часть круга.

Почему в знаменателе записано именно это число?
Что оно показывает? Почему в числителе записано такое число?
Что оно показывает?
Карточка 6.
1) Выразить дробью незакрашенную часть фигуры.

Объяснить, почему в числителе и в знаменателе записаны эти числа.
3)Отметьте на координатном луче точки С; Dи Е. Предварительно спросить учащихся: «Какой длины удобней взять единичный отрезок? Почему?
Карточка 7
1. Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали этого куска. Сколько метров провода осталось?
2. Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?
Карточка 2. На координатной прямой отметьте точки  выбрав удобный единичный отрезок.
III. Устная работа.
1. Назовите все правильные дроби со знаменателем 7.
2. Назовите все неправильные дроби с числителем 6.
3. Буквой n обозначено число. Известно, что существует ровно одна правильная дробь со знаменателем n. Какое число обозначено буквой n?
4. Назовите три дроби, которые расположены на координатной прямой (рис. 146) правее (левее) единицы. 

 
Рис. 146
 
5. Какие из точек, отмеченных на координатной прямой (рис. 147), изображают правильные дроби? неправильные дроби?
 

 
Рис. 147
 
 
V. Формирование умений и навыков.
1. Упражнения на нахождение одной доли.
1). Найдите: а) 1/3 от 15; б) 1/2 от 24;  в) 1/5 от 35; г) 1/7 от 42; д) 1/100 от 500; е) 1/4 от 36.
2). а) Сколько минут в 1/3 ч? б) Сколько минут в 1/5 ч? в) Сколько минут в 1/6 ч? г) Сколько минут в 1/10 ч?
3). Сколько сантиметров содержится в 1/10 м; в 1/2 м; в 1/5 м; в 1/20 м?
2. Нахождение дроби от числа.
1). Используя предыдущие упражнения, ответьте на вопросы:
а) Сколько минут в 2/3 ч; в 4/5 ч; в 5/6 ч; в 7/10 ч?
б) Сколько сантиметров в 3/10 м; в 4/5 м; в 17/20 м?
2). Найдите: а) 2/5 от 70; б) 3/7 от 70; в) 7/10 от 70; г) 11/35 от 70.
Физкультминутка «Хлопушка»
Учащиеся хлопают, если названа неправильная дробь:  и т.д.
3. Решение задач на нахождение дроби от числа. Обратить внимание учащихся на то, что ключом к решению рассматриваемых задач является отыскание одной доли.
1). У, № 637(а) .,№634
 VI. Итог урока.
Сколько граммов содержится в одной сотой килограмма; в 1/10 кг; в 3/10 кг; в 1/2 кг; в 3/5 кг?
 VII. Домашнее задание.
У, п. 8.2, № 637(б),639,641