«Верования восточных славян» 6 класс

Белоногова В.В., учитель истории
МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги»
Тема урока: «Верования восточных славян»
6 класс
Цель занятия: сформировать представление у обещающихся о верованиях восточных славян.
Задачи:
Обучающие: совместно с учащимися
выяснить, как славяне представляли окружающий мир;
рассмотреть пантеон славянских богов, определить роль каждого из них;
выделить особенности
проработать понятие язычество;
Развивающие:
продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы, учащихся с дополнительной литературой, умения обобщать, анализировать материал, выделять главное, умение составлять конспект;
приобщение к культуре публичных выступлений, выступлений перед аудиторией;
поддержание познавательного интереса через привлечение ребят к активной познавательной деятельности;
расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к родной истории и Родине;
умения взаимодействия друг с другом и доброжелательных отношений;
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, ответственности;
прививать терпимое отношение к другим религиям, мировоззренческим взглядам;
Учебно-методическая литература: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2012 г.;
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2012 г.;
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки -  М.: Просвещение, 2012 г.
Форма занятия: урок усвоения новых знаний с элементами дидактической игры.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Предварительная подготовка. В классе ребятам были предложены темы сообщений, оговорен примерный план рассказа, рассмотрены проблемные вопросы. Составлены вопросы и задания.
Темы сообщений:
- «Боги восточных славян»;
- «Праздники и обряды»;
- «Приметы и суеверия»;
- «Мир глазами славян».
УУД:
ПРЕДМЕТНЫЕ: проводить поиск информации в учебнике и документе; понимать и уметь объяснять, что такое язычество; на основании иллюстрации составлять рассказ о религиозных представлениях; излагать суждения о том, как образ жизни восточных славян отразился в их верованиях.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: поиск информации в учебном тексте; преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать исторический объект; построение логической цепи рассуждений.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ЛИЧНОСТНЫЕ: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Структура:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основные понятия и термины: язычество, пантеон богов, культ предков, капище, волхвы, кудесники, мировое дерево, горний мир, подземный мир, мировое дерево.

Оборудование: изображение мирового дерева, збруческого идола, солнца,
21 вырезанный из бумаги дом, дерева, река, макет мирового дерева.
Фломастеры, бланки с заданиями.
Цифровые ресурсы: мультфильм «Детство Ратибора»,

Ход урока
П/п №
Этапы урока.
Содержание материала
Работа учащихся на уроке

1.
Орг. момент



2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.










Актуализация знаний.













Первичное усвоение новых знаний.



















































Первичная проверка понимания.


Отрывок из мультфильма «Детство Ратибора». Беседа по фрагменту
Примерные вопросы:
Что было показано в мультфильме?
К кому обращаются росичи?
Как называется вера в богов и духов?
О чем мы будем говорить на уроке?
А что нам нужно узнать на уроке что б могли сами рассказать о религии восточных славян?
А кто такие восточные славяне?
На какой территории они проживали?
Кто были их соседи?
Назовите основные занятия.
Ученикам предлагается ответить на вопросы викторины (см. приложение 4)

«Сегодня мы с вами познакомимся с верованиями восточных славян. Узнаем, как представляли окружающий мир наши далекие предки. И должны будем дать определение понятию язычество. Но наш сегодняшний урок особенный, т.к. проведут его Знатоки. В роли экспертов выступят ученики нашего класса, они тщательно подготовились и готовы поделиться знаниями с остальными. Я же буду консультантом. А теперь обратите внимание на материалы, которые лежат у вас на парте (см приложение 1). Здесь есть листы с заданиями».

Передаю слово Знатокам они расскажут нам о богах, которым поклонялись славяне.
«Боги восточных славян»
Рассказ о богах сопровождается заполнением схемы «древо богов».
После рассказа учащимся дается задание выполнить упражнение №1.




Как вы заметили у наших предков многие боги были связаны с земледелием и солнышком. Как вы думаете почему?
Это нашло отражение и в праздниках, и в обрядах.

Я уступаю место нашим Знатокам
«Праздники и обряды»
на доску вывешивается макет «солнышко», по ходу рассказа праздники записываются на лучики.







Древние славяне бережно относились ко всему, что их окружало. Почему это нам объяснят Знатоки славянских суеверий и приметы.
На доске по ходу рассказа выполняются рисунки и делаются записи:







Как вы думаете, сохранились ли суеверия до сих пор?

Вы знаете,
· теперь наиболее почитаемых богов, любимые праздники, и то, что суеверия зародились столетия назад.
Интересно, в каком мире жили наши предки?
«Мир восточных славян».
Материал объясняется с опорой на иллюстрационный материал «Збруческий идол».

Итак, мы познакомились с верованиями древних славян. Какие особенности мы можем выделить?
Сложный пантеон богов;
Праздники и обряды связаны с земледелием;
Сложилась целостная картина мира, которая нашла отражение в мифологии;
Символичное изображение богов.
Ученики делают вывод что в фрагменте показаны верования (речь о богах)
Формулируют тему урока:
«Верования восточных славян». Записывают ее в тетрадь.
Определяем цели и задачи урока.


Викторина остается у ребят до конца урока. В конце учитель предлагает ответить на вопросы еще раз и сравнить.
















Ребята заслушивают объяснение и переносят рисунок в тетрадь.
Выполняют задание №1 на бланке. Проверяется задание.
Задают уточняющие вопросы Знатокам.









Ученики заслушивают объяснение и переносят рисунок в тетрадь. Выполняют задание №2 на бланке. Проверяется задание.
Задают уточняющие вопросы Знатокам.




Ребята заслушивают объяснение и переносят рисунок в тетрадь. Отвечают на вопросы.












Ребята заслушивают объяснение.








Отвечают на вопросы. Вывод о характере верований славян – многобожие, т.е. язычество.



Первичное закрепление.

Дидактическая игра «какой ряд быстрее»
Выдается бланк с заданием (см приложение 2).
Выполняют на время и скорость.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома: представьте, что для энциклопедии Вас попросили подготовить материал о верованиях восточных славян – предположите, как могли выглядеть боги славян и сделайте рисунок, сопроводите его кратким рассказом.
Запись задания в тетрадь или дневник.


Рефлексия

А теперь самое главное и сложное задание. Оцените себя на уроке.
Все ли у Вас получилось, что нового узнали, понравились ли Вам выступления знатоков.
Перед вами лежат листочки викториной. На ее вопросы вы отвечали в начале урока. Ответьте снова и мы проверим.


Список литературы:

· Бухарева Н.Ю. История России с древнейших времён до конца XVI века. дидактические материалы (контрольные задания, тесты, кроссворды) Волгоград 2009 .

· Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь в VI- XII веках. Дидактические материалы, практические советы. Брянск 2003.

· Дорожкина Н.И. Современный урок истории. – М., 2009.

· Ерёменко М.В. Славянские боги. – М., 2009.

· Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1988. 1 т.

· Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России. – М., 2008.

· Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2004.

· Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. – М., 2008.

· Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. С – П.2008.

· Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по xvi век. – М., 2002.

· Соловьёв С.М. Сочинения в 18 книгах. – М., 1988–1991. Книга 1

· Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России. – М., 2002.

· Словарь славянской мифологии. – М., 2010.
Приложение 1. Карточка с зданиями.

Боги восточных славян. Установите правильное соответствие:
Род
повелитель ветра

Перун
бог света и неба

Стрибог
бог солнца

Велес
Прародитель богов и людей

Макошь
бог грома и молний

Сварог
покровитель скотоводства

Ярило
божество плодородия

Даждьбог
бог плодородия и солнечного света

2. Праздники и обряды. Укажите главные праздники и обряды с ними связанные (1-3 обряда).


















3. Суеверия и приметы. Ответьте на вопросы.
- Какие приметы и суеверия дожили до наших дней?
- Почему гостя встречали хлебом и солью?
- Что означала фраза «Чур меня»?

4. Мир восточных славян. Вставьте вместо пропусков:
Восточные славяне покланялись многим богам. То есть были ______________. Они называли людей, которые могут творить заклинания и предсказывать будущее, _____________. Славяне верили в загробную жизнь и признавали существование нечистой силы. В их представлении души умерших детей и утонувших женщин превращались в ____________. Древние славяне верили, что в каждом озере и реке жил________________, а чаще леса обитал ____________ .








Приложение 2. «Магическом круге»
Задание. В «Магическом круге» спрятаны имена мифологических персонажей древних славян. Найдите все 23 загаданных слова и напишите их по порядку, начиная с любого. Дайте характеристику каждому из мифологических героев, имена которых удастся разгадать.









Приложение 3. Викторина о язычестве.

Бог, который золотыми бичами гоняет по небу чёрных коров для плодородия земли?
Как на Руси звали повелителя воздушных стихий?
Макошь – слово сложное: «ма» - мать, «кошь» - корзина. За что отвечала эта славянская богиня?
Как называется ритуальный девичий танец, посвящённый богу Солнца Хорсу?
Как он стал разбивать кораблики, как тут стал народ тонуть в синем море, стали гибнуть люди в пучине морской. Кто этот бог?
Назовите «транспорт» домового?
Предки считали, что сом – чёртова лошадь. Кто же неудачник?
Меня бьют, колотят, режут, я всё терплю и всем добром плачу?
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится?
Какое отчество было у Кощея Бессмертного?


№ вопроса
Начало урока
Конец урока
Отметка за урок

1


я оценил себя на

2




3




4


оценка соседа

5




6




7




8


оценка учителя

9




10




Итого


Средний балл




за 6 правильных ответов – «3»;
за 7-8 правильных ответов – «4»;
за 9 -10 правильных ответов - «5».




Ответы:

1.Перун 6.Лапоть
2.Род 7.Водяной
3.Плодородие 8.Макошь
4.Хоровод 9.Стрибог
5.Черномор 10.Типетрович








13PAGE 15


13PAGE 14515




circle копия Заголовок 115