Сценарий урока математики в 6 классе по теме Осевая симметрия


Урок в 6 классе по теме: «Осевая симметрия»
Цели урока:
Образовательные: создать организационные и содержательные условия для формирования умений определять симметрию точек (фигур) относительно прямой, строить симметричные точки относительно прямой, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
Развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные: целеустремленности, положительного отношения к предмету.
Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.
Тип урока: урока усвоения новых знаний .Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, , организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе, работа в паре.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу
Метапредметные: умение ставить учебную задачу, вести учебный диалог с целью  решения учебной задачи, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, осуществлять поиск необходимой информации, использовать информацию для решения задач, умение договариваться, строить речевые   высказывания.
Предметные: формирование представления о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры, строить симметричные фигуры.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал, ноутбуки, листы самооценки, дорожка успеха. План урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Организация начала урока
Самоопределение к деятельностиЦель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 -Добрый день, ребята.
На ваших столах лежат рабочие материалы, а также лист самооценки и дорожка успеха, по которой мы с вами отправимся за новыми знаниями. -Я пришла к вам на урок с хорошим настроением и хочу передать вам свой эмоциональный настрой
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите хорошее настроение своему однокласснику и он тебе ответит тем же.
Фрагмент мультфильма «Крошка енот»
Что увидел енот? Было ли изображение в воде похоже на енота?
2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихсяЦель: мотивация учащихся на  осознание потребности к построению нового способа действий.
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова древнегреческого философа Платона, ученика Сократа и учителя Аристотеля – основателя физики. (слайд 2)
Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны.
Платон
Давайте мы попробуем увидеть прекрасное и научимся его создавать.
Задание 1. У меня сегодня на доске хаос, а ведь математика любит порядок. Я предлагаю вам навести порядок, разделив картинки на две группы. (на доске хаотично расположены картинки, где есть симметрия и асимметрия)
Вы можете посовещаться(20 сек),
( из каждой группы по 1 человеку)
Может, у кого есть другие варианты?
По какому принципу вы отбирали картинки?
(симметрия, красота….)
Предлагаю вам выполнить задание, тем самым сформулировать тему нашего урока.
(слайд 5)
Задание 2. (устная работа)У вас на столах лежат листы с заданиями. Вы должны найти значения выражений, написать ответы и расположить их в порядке убывания. В таблице написаны буквы и соответствующие им числа. Вы должны каждому числу поставить в соответствие букву и прочитать слово.
3,7 +4,3 = 8 м
12,8*0 = 0 я
9,6 – 6,6=3 е
0,7*1 = 0,7 р0,5*2 = 1 т
4,5 : 0,5 = 9 и
6,8 + 3,2 = 10 с
0,2 + 0,3 = 0,5 и
8, 7 – 0,7 = 8 м
м я т и с е р и
8 0 1 0,5 10 3 0,7 9
Какое слово у вас получилось?
СИММЕТРИЯ.
О чем на уроке сегодня мы будем говорить? (о симметрии)
Существуют разные виды симметрии. Мы сегодня с вами познакомимся с осевой симметрией. А значит тема нашего урока «Осевая симметрия». (слайд 6)
3. Актуализация знаний.
Цель: изучение нового знания.
Открываем тетради, записываем тему урока: «Осевая симметрия».
Что мы должны узнать на уроке, чему научиться?
(Что такое симметрия, как строить фигуры симметричные.)
Симметрия в природе, симметрия в архитектуре, симметрия в математике. Что же говорят великие люди о симметрии? (слайд 7)
ВЕЛИКИЕ О СИММЕТРИИ… Термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский.
Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что она прекрасна.
«Симметрия – это некая «средняя мера», - считал Аристотель .Римский врач Гален (2 в. н. э.) под симметрией понимал покой души и уравновешенность.
Немецкий математик Г. Вейл говорил: Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.(слайд 8)
А что означает слово симметрия в словарях.
В каждой группе есть источник информации.
Найдите, пожалуйста значение слова симметрия.
1 группа и 2 группа находит значение слова в учебнике математика
3 группа в словаре Ожегова
4 группа в словаре Даля
5 группа в словаре иностранных слов
Толковый словарь В.Даля: (слайд 9)СИММЕТРИЯ - одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин.
Словарь С.И.Ожегова:СИММЕТРИЯ - соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
-Что общего в этих определениях? (одинаковость, соразмерность)
Симметрия - отражение относительно плоскости или прямой, в пространстве.Ребята, может вы еще что- то заметили в слове симметрия при работе со словарями?
Как произносить это слово, симмЕтрия или симметрИя?
Допускается два варианта постановки ударения в этом слове – симмЕтрия и симметрИя.
Однако если строго придерживаться русского словесного ударения, то правильным будет симметрИя. Математики говорят симмЕтрия.
Итак: Симметрия – это гармония, порядок, закономерность в положении частей, фигур. (слайд 10)
Говорят, что творцом симметрии является сама природа. Посмотрите, как разнообразен мир симметрии. Симметрия в архитектуре, в интерьере, в прическах, в природе. Если провести линию, то она разделит фигуру на одинаковые части.- Вспомните, как называется линия, которая делит фигуры пополам? (ось симметрии).
-Верно, ОСЬ СИММЕТРИИ – линия, которая делит фигуру пополам.
А как будут называться фигуры, расположенные по разные стороны оси? (симметричные)
Мы должны научиться строить фигуры, симметричные данным.
Что необходимо иметь, чтобы построить симметричные фигуры?
Фигуру и прямую - ось симметрии
4. Первичное усвоение новых знаний.
Цель: усвоение нового способа действий
Задание 3. Выполним построение симметричных фигур на компьютере с использованием математического конструктора.
Алгоритм построения:
Откройте программу «математический конструктор»
Выберите объект – пятиугольник
Постройте прямую
Выберите вид симметрии
Постройте фигуру симметричную
Выделите построенную фигуру красным цветом
Сохраните ваше построение.
Молодцы!
Физкульминутка
(Встаньте, поднимите руки вверх, чтобы они расположены были симметричны, относительно тела., вперед, в разные стороны. Расположите руки так, чтобы они располагались не симметрично. Садитесь)5. Первичная проверка понимания
Цель: усвоение нового способа действий
Задание 4. Выполним построение симметричных фигур на листе бумаги. У вас на столах чистый лист бумаги, копирка, шаблон геометрических фигур. Сделайте отпечаток на листе бумаги.
Разверните лист бумаги, уберите копирку. Сколько фигур у вас на листе?
Давайте проведем исследование.
1.Проведите прямую по линии сгиба. Это ось симметрии.
2.Соедините отрезком соответствующие вершины многоугольника.
3.Измерьте расстояние от этих вершин до прямой. Что вы получили? (равные)
4. Измерьте с помощью чертежного треугольника угол, образованный прямой и отрезком. (прямой)
5. Продолжите предложение.
Точки симметричны, если….(расположены на одинаковом расстоянии от прямой и отрезок на котором они лежат перпендикулярен прямой)
6. Первичное закрепление.
Цель: включение «открытия» в систему знаний
Давайте составим алгоритм построения симметричных точек относительно прямой.(слайд 11)
1.Провести через точку, прямую перпендикулярную данной прямой.
2.Измерить расстояние от точки до прямой и отложить такое же расстояние по другую сторону от прямой.
3.Полученная точка симметрична данной.
А теперь предлагаю вам практическую работу. Постройте отрезок, симметричный данному относительно прямой. Работаем в тренажере Тренажер № 194 (б)
Молодцы!
Давайте проверим как вы усвоили понятие симметрия.
Задание 5. Ученику 6 класса Пете предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли Петя выполнил задание? В чем его ошибка? Как исправить ошибки ученика?

Молодцы, вы справились с заданием.
А теперь вспомните отрывок из мультфильма. Есть ли там симметрия?
Можно ли назвать эту симметрию Осевой? Почему? (отображение относительно плоскости)
Симметрия есть в буквах, в словах и в предложениях.
В русском языке есть “симметричные” слова – палиндромы или слова перевертыши, которые можно читать одинаково в двух направлениях: шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп.Предложения: А роза упала на лапу Азора.
Я иду с мечем судия. (Г. Державин.)
Аргентина манит негра.
7.Домашнее задание:
У: стр. 148 читать, Т: № 194 (в или г) по выбору учащихся , творческое задание подобрать слова палиндромы
8.Рефлексия:
Цель: самооценка результатов деятельности
На протяжении всего урока вы были активными, узнавали новое, шли к успеху от простого к сложному.
Отметьте, на каком отрезке этой дорожке вы находитесь.
Ребята, мне приятно и интересно было с вами общаться, успехов вам в учебе.
Спасибо за урок! Урок окончен, рабочие материалы для оценивания оставьте на столах. До свидания!