Сценарий экскурсии в школьный краеведческий музей Льняные смотрины или как рубашка в поле выросла


Льняные смотрины или как рубашка в поле выросла
Концепция проведения образовательной экскурсии
Образовательная экскурсия проводиться в рамках реализации программы внеурочной деятельности курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Л.Н. Михеева и решает задачи духовно-нравственного воспитания и обучения.
Образовательной целью данной экскурсии является визуализация знаний учащихся, полученных при изучении разделов программы внеурочной деятельности «Старинный русский быт», «Русские народные промыслы» и «Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледельческим годовым циклом». С учётом требований ФГОС, изучение темы «Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледельческим годовым циклом» организуется на местном материале, празднике «Льняные смотрины». В ходе экскурсии младшие школьники знакомятся с древними традициями и обычаями жителей родного края, связанными с технологией переработки льна, старинными орудиями труда, значением этой сельскохозяйственной культуры в жизни нашего народа и непосредственно жителей нашей местности, устным народным творчеством, связанным с данным производством. Данный материал способствует целостному восприятию и созданию гармоничной картины жизни и быта людей в определённую историческую эпоху, способствует формированию основ гражданской идентичности и осознанию своей этнической и национальной принадлежности. В основе экскурсии лежит богатый краеведческий материал, отражающий жизненный уклад, занятия и культуру местных жителей. Образовательная экскурсия способствует развитию познавательного интереса к истории родного края, традициям и обычаям через ознакомление с различными источникам информации, в том числе и предметными.
Вид экскурсии: очная.
Категория участников: учащиеся общеобразовательной школы (2-4классы).
Характер: универсальная (образовательная).
Материал может быть использован:
для внеурочной деятельности курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Л.Н. Михеева (продолжение учебного материала уроков окружающего мира, технологии);
для внешкольной и внеклассной воспитательной работы.
В качестве итоговой работы возможна организация выставки рисунков ребят, устный рассказ на тему: «Как рубашка в поле выросла», заполнение таблицы с названием и назначением орудий труда и приспособлений, фото отчёт.
Личностные результаты участников образовательной экскурсии:
формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
воспитание чувства любви к Отечеству и малой родине, уважительного отношения к русской культуре и историческому прошлому родного края;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные результаты участников образовательной экскурсии:
устанавливают причинно-следственные связи между объектами;
осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям;
строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов и искать самостоятельно средства достижения цели;
Предметные результаты участников образовательной экскурсии:
иметь представление о взаимосвязи славянских и православных праздников с годовым земледельческим циклом;
называть технологические этапы переработки льна, некоторые орудия труда и приспособления;
объяснять значение для наших предков данной сельскохозяйственной культуры и труда, связанного сним;
выполнять творческие работы на общекультурные темы;
формировать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа и людям труда.
Содержание экскурсии
Значение праздника и его связь с годовым земледельческим циклом (Выращиванием льна, получением льноволокна)
10 ноября отмечался день св. мученицы Параскевы Пятницы. Бабья Заступница, Великая Мать всего живого, Мать Сыра Земля, Ненила Льняница – в названии этого дня явно слышны отзвуки древних представлений славян о мире, т.к. в этот день чествуют не только святую Параскеву, но и великое женское начало природы.
В этот день женщины устраивали льняные смотрины: показывали друг другу подготовленный к прядению лен, насколько хорошим и тонким получилось волокно.
Молодые девушки особенно старались, т.к. их работу оценивали и будущие женихи, и будущие свекрови. Также в этот день лен носили в церковь на освящение, чтобы вся будущая ткань удалась на славу.
Сегодня мы коротко проследим путь от льняного семечка до полотна для одежды.
Отгадайте загадку и узнаете, о каком растении будет идти речь:
Мал – малочек
В сыру землю зашел,
Синю шапку нашел. (Лен ).
(Демонстрация засушенных цветущих стеблей льна).
Весной посеяли льняное семя.
Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов презентации, на которых показана технология выращивания и обработки льна, орудия труда и фотодемонстрация их использования. Одновременно экскурсовод или учитель демонстрирует имеющиеся экспонаты экспозиции музея.
- Наступила осень – пора уборки льна. Его выдернули с корнем, навязали снопов и поставили на поле подсохнуть. Потом выколотили из коробочек семена.
- Кто знает, как выколачивали семена? (Цепами, телегами).
- Посмотрите на слайд, как это происходило.
Затем стебли укладывали в речку или оставляли на поле вылёживаться под дождём. Так они лежали недели две. А после этого стебли расстилали на лугу просушить. Сухие стебли мяли, колотили с помощью мялки и трепала.
- Попробуйте найти эти предметы среди представленных экспонатов. Попробуйте показать, как ими работали.
Трепало нужно было, чтобы удалить из обмятой тресты кострику — деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время, подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара.
- Легко ли выполнять такую работу?
- Затем с помощью чесала, вычёсывали кострицу (Грубая часть стебля).
А тут и льняные смотрины подошли 10 ноября День Параскевы Пятницы.
Ознакомление с культурой получения ткани из льняных волокон, орудиями труда и приспособлениями
С этого дня начинались зимние посиделки. Девушки и женщины собирались по несколько человек в избе, чтобы веселее было работать. Приносили с собой…
А что приносили, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Стоит Федосья, растрепаны волосья. (Кудель привязана к гребню).
2. Пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают. (Прядут 5 пальцев руки).
5.Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Найдите эти предметы среди экспонатов.
- Кто может рассказать, как ими пользовались?
Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядиво, а правой вращала веретено, представляющее собой суживающуюся к концам палочку длиной около 30 сантиметров, один конец которой был утолщен. На нее и наматывали крестьянки нити. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери. Позднее, появилась прялка с колесом. Работа шла быстрее, а нить получалась лучше. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью – ведь снова за эту работу она сможет взяться только следующей зимой, когда закончатся осенние полевые работы.
-Потрескивает лучина, раздаются песни, шутки, а веретёна кружатся, жужжат.
-Кто хочет попробовать покрутит веретено?
Конкурс «Пряха»
(Данная игровая деятельность способствует освоению практического умения и заменяет физкультминутку).
-Чья юла из картонки и палочки дольше прокрутится. (Умение крутить веретено).
Конкурс «Правильно прикрепить названия к частям прялки.
-Сижу на липе, трясу березу, гляжу сквозь лен. (Прядут: донце, веретено, скребень, кудель, гребень).
-После окончания прядения нити сматывали на мотовило. На них сматывали пряжу, делали мотки, которые потом мыли и красили.
Демонстрация экспоната.
-Когда ниток заготовлено много, в избе ставят специальный станок для ткачества.
Информация для учителя:
Ткачество повсеместно осуществлялось на станке, называемом кроснами. Основу кросен составляла рама, имеющая передние ноги с пришвицей и два задних стояка с навоем. Чаще всего в кроснах украшали блоки и набелки. На них иногда изображали солнечные розетки, древо жизни, фигуры конских голов. Один конец основы (ниток) превращавшийся в ткань закрепляется на пришвице, а другой закрепляется на навое. Во время ткачества, когда приводили в движение подножки, образовывался зев для прохода челнока, и закреплялся к пришвице с помощью берда.
- Домашнее ткачество было исключительно женским занятием. В экспозиции представлены половики, изготовленные на ткацком станке.
Такие станки вы можете видеть на слайде презентации. В нашем музее находятся только отдельные части станка. Давайте их рассмотрим и узнаем для чего они.
Информация для экскурсовода или учителя:
Мотушка или турик (тюрик) - выполнена из дерева. Приспособление для намотки ниток на ось, которую быстро вертят, погоняя ладонью, и наматывая на нее пряжу.
Челнок для ткацкого стана — деревянный брусок (обычно из кленового дерева) длиной 23 см, шириной 4 см, заостренный с концов, чтобы он мог свободно проходить между нитями основы, продевая нить утка. Уточная пряжа, намотанная на цевку, или шпульку, вставлялась при помощи специального деревянного стержня, называвшегося сватом, в специально выдолбленное отверстие в середине челнока.
Бердо – деталь ткацкого станка длиной 51 см, шириной 12 см. Бердо состоит из тростей, переплетённых вверху и внизу суровыми нитками. Между зубьями пропускались нити основы. Бердо служило для прибивания утка. Навешивалось с помощью веревочек или деревянных блочков на вершницы (Верхние перекладины на стане).
Самое время проверить, кто был самым внимательным.
Отгадайте загадку и покажите предмет:
1. Пришел паук на деревянных ногах, всю землю загородил. (Ткацкий станок).
2. На одном конце мерзнет, на другом тает, а посередине утка летает. (Ткут холст).
3.Желтенькая свинка – вырезана спинка. (Челнок ткацкий).
4. Сто полен в запасе, а на истопель не будет. (Бердо).
- На ручных деревянных станках ткали холсты, пестреди, сукно, узорные ткани, которые шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п.
Не зря в народе говорили: «Каково волокно, таково и полотно,
Каково полотно, такова и рубаха».
На выставке представлены некоторые льняные изделия, можете рассмотреть их поближе и оценить их красоту и качество.
Награждение самых внимательных
- А сейчас, ребята, самые внимательные из вас получать диплом «Самый внимательный посетитель музея».