Конспект урока Религия и мифология восточных славян


Государственное учреждение образование
«Средняя школа №14 г. Новополоцка»
§13 Религия и мифология восточных славян
Черниченко С. П.
Учитель истории и обществоведения
первой категории
§13 Религия и мифология восточных славян.
Цели и задачи:
Создать условия для усвоения учащимися знаний о религии и мифологии восточных славян.
Содействовать развитию умений самостоятельной работы с учебником, анализировать текст, выделять главное.
Создать условия для формирования уважения к культурно – историческому прошлому своего народа.
Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь, м.м.презентация, плакат с кроссвордом.
Ход урока
Оргмомент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос учащихся. Работа с карточками.
Актуализация знаний. (Кроссворд наоборот)
я з ы ч м ре л и г и я с ф д т о с в я т и л и щ е
о Слово учителя, постановка целей и задач совместно с учащимися.
Изучение нового материала.
Кому не знакомо выражение: "Чур мое!" - так говорят, найдя что-нибудь, подобрав с земли нечто ценное, в некоторых играх кричали: "Чур не я!" (чтобы не водить) или: "Чур не меня!" (чтобы не запятнали). Но вряд ли кто-нибудь задумывался при этом, что же значит слово "чур".По мнению некоторых ученых, в древности имя Чур относилось к мифическому существу, которое воплощало огонь домашнего очага и выступало родовым покровителем дома. Чур охранял членов рода от враждебных козней, от чужих духов, от всего недоброго, оберегал границы родовых владений. У древних славян был обычай: на распутьях, на перекрестках дорог воздвигали столбы с сосудами, в которых находился прах умерших; столбы служили межевыми знаками, определявшими родовые границы. (Учитель дает определение понятию «культ предков»). Рассказывает о домовом.
Слайд №2
Слайд №3
Для систематизации знаний целесообразно записать материал в виде таблицы.
В тетрадях дети начинают заполнять таблицу по образцу.
Имя Функции
Чур дух родового очага
Домовой Обеспечивал благосостояние семьи
Пункт 2. Духи. Рассказ учителя с опорой на слайды №4, №5, №6
После рассказа дети самостоятельно, используя учебник продолжают заполнение таблицы.
Пункт 3. Языческие боги.
Выступление учащихся получивших опережающие задания. Учащиеся выслушав очередное сообщение продолжают заполнение таблицы.
Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. Перун являлся верховным божеством пантеона князя и дружины, карающий за несоблюдение законов. Перуну был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. Дни Перуна — его пора — начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Слайд №7
Велес — один из величайших Богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Велес – бог покровитель скота и хранитель подземного мира. Часто именуется «звериным», «скотьим» богом. Он бог мудрости, ремесел и поэзии. Слайд №8
Сварог — бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей — верховный бог восточных славян, небесный огонь. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. Сварог признавался и Богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии; по его рогу, наполненному вином гадали о будущем урожае. Слайд №9
Даждьбог. Он дарует Земле и людям такие великие блага как свет и тепло, отчего и получил своё имя-приставку «дажь» (дающий). По этой же причине Он является единственным из Богов, кого можно просить Стихией Даждьбога является огонь, оружием – копьё, палица, посох и иногда обоюдоострый меч; на Его круглом щите изображена Свастика; сокровенными животными являются лев, белые кони и белые волки или псы; сокровенные птицы – сокол и гусь. Слайд №10
Хорс— Солнечный Бог считается, что он заведует круговым движением светила (отсюда хоровод), он также покровитель скота (особенно коней). Хорс – божество света. Хорса изображали либо сверкающим белым конем, бегущим по небу, либо солнечным псом. Однако часто Хорс представал и в образе мудрого старца, окруженного белыми псами или волками. Слайд №11
Правильность заполнения таблицы проверяется устно , выборочно.
Идея физкультминутки – поклонение богам, учитель и ученики повторяют за учителем «Заклинание» и проделывают упражнения
Перуну поклонимся,
Даждьбогу помолимся,
Стрибога призовем,
Попросим удачи и десяток в придачу!
Для изучения пунктов 4, 5. Святилища . Мифы и предания используется чтение по цепочке. Учитель контролирует понимание текста задавая вопросы . Опора на слайды№14,№15
Пункт 6. Обряды. Рассказ учителя.
Рефлексия. Загадки
Герой славянских древних рун.
Бог – громовержец, наш (Перун).
Стихия – пламя. Этот Бог
Кузнец галактики (Сварог).
Сын Велеса и мамы Дивы
Давно забыт несправедливо.
В пламенной любви - так это было:
Вырос Бог по имени (Ярило).
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
(Леший)

Он один живёт под печкой,
В ночь выходит на крылечко,
Днём он мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка! (Домовой)
Домашнее задание
§ 13. Продолжить заполнение таблицы по дополнительному материалу из рубрики «Это интересно»
Выставление оценок и комментирование.