Рабочая программа А.А. Плешаков Окружающий мир( 4 класс)


Календарно-тематическое планирование (68 часов)
с
р
о
к
и №
у
р
о
к
а Тема Формы
контро-ля Планируемые результаты Виды деятельности учащихся МТБ,
ЭОР
1 четв
(18 ч)
1 нед.
сентяб Мы – граждане единого Отечества
(10 ч) Предметные:
рассказывать о причинах вхождения людей в раз-личные сообщества и о своей роли в сообществах; о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН; о правах и обязанностях гражданина России; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ. Оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ, в соседние с Россией государства.
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ; желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребёнка ООН.
Метапредметные:
Познавательные:
раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество». Определять вид об-щества и обосновывать своё мнение. Обосновывать условия принадлежности человека к определённому сообществу. Использовать приобретённые знания для составления схемы самоуправления в классе. Определять государственную границу, условия её пересечения и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и коррек-тировку учебного задания. Систематизировать уже имеющиеся пред-ставления о необходимости объединения лю-дей в сообщества. Приводить примеры распре-деления обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и обществен-ных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Системати-зировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие фак-торы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России. Различать права и обязанности граж-дан России. Приводить примеры, подтвержда-ющие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребёнка. Называть имя, отчество, фамилию действующего Прези-дента. объяснять символический смысл герба и флага. По карте определять, с какими государ-ствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; называть сопредельные с Россией страны. По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных — уроженцах своего края по образцу. 1 1.Общество — это мы! Презента-ция «Конституция России»
2 2. Российский народ. 2 нед. сентяб 3 3.Конституция России Тест 4 4. Права ребёнка. 3 нед. сентяб 5 5.Государственное ус-тройство России. 6 6.Российский союз равных. 4 нед. сентяб 7 7.Государственная граница России «Проверь себя» стр. 33 Физичес-кая карта России
8 8. Путешествие за гра-ницу России Тест 5 нед сентб

1 нед. октяб 9 9. Сокровища России и их хранители. «Проверь себя» стр. 43
10 10. Творческий союз. 2 нед. октяб. По родным просторам
(21 ч) Предметные:
рассказывать о природных богатствах России, ис-пользуя физическую карту, условные знаки; о зна-чении природных богатств в жизни людей. Опре-делять и показывать природные объекты на физи-ческой карте России.
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы; бережное от-ношение к природным ресурсам России; понимание успешности при изучении темы.
Метапредметные:
Познавательные:
раскрывать значение понятий «карта», «физи-ческая карта», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «горные породы», «климатический пояс», «полярная ночь», «поляр-ный день», «полярное сияние», «тундра», «много-летняя мерзлота», «тайга», «смешанный лес», «ш-роколиственный лес», «лесостепи», «степь», «тро-пики», «субтропики», «дендрарий», «природный объект», «Сибирь», «Красная книга России», «за-поведник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре. Определять различие физической и контурной карты; свойства полезных ископаемых; водное пространство, его части и обосновывать своё мнение. Определять природные зоны России и обосновывать своё мнение. Использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины. Определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение. Определять эколо-гические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Регулятивные:
выполнять учебное задание, используя план, алгоритм. Выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Сравнивать масштаб физической карты Рос-сии и карты мира. Работая в паре, изучать ус-ловные знаки физической карты России. Рас-сказывать по физической карте о нашей стране. Учиться показывать природные объ-екты на карте. Моделировать формы земной поверхности. На основе наблюдений кратко ха-рактеризовать поверхность своего края. Изу-чать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотогра-фии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полез-ных ископаемых, описывать их по приведён-ному в учебнике плану, извлекать информа-цию из разных источников. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бе-режного использования полезных ископаемых. Раскрывать значение рек, озер и морей в жиз-ни людей. Составлять схему «Части реки». Учиться показывать реки, озера и моря на кар-те. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки, озёра и моря России. Разли-чать озёра и моря по существенному признаку (море — часть океана). Сравнивать Белое и Чёрное моря. Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозна-чений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них. Находить на карте природных зон России арктические пустыни, зону тундры, зоны полупустынь и пустынь, субтропики, зону степей, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать её на карте. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Приводить примеры экологических связей в этих природных зонах. Составлять характерные для этих зон цепи питания. Устанавливать причинно-следствен-ные связи между положением солнца и природными условиями этих зон. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Устанавливать зависи-мость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. Соотносить особенности хозяйственной жизни с харак-терными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отража-ется ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллек-тивно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суж-дения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать своё реа-льное (или возможное) участие в приро-доохранной деятельности. Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и жи-вотными из Красной книги России, обитаю-щими в разных природных зонах. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать своё реальное (или возмож-ное) участие в этой деятельности. Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России. 11 1.Карта — наш экскур-совод.
ОБЖ. Перекрёстки. «Проверь себя» стр. 53 Карта мира
12 2. По равнинам и го-рам. Р/т стр. 32-33 Презента-ция «Горы»
3 нед. октяб 13 3. В поисках подзем-ных кладовых. Тест Коллекция полезных ископаем.
14 4. Наши реки. Р/т № 4, 5 стр. 37 Фильм «Матушка Обь»
4 нед. октяб 15 5. Озёра — краса Зем-ли. «Проверь себя» стр. 69 Презента-ция «Озе-ро Байкал»
16 6.По морским прос-торам. Тест
5 нед октяб 17 7. С севера на юг. «Проверь себя» стр. 77 18 8. В ледяной пустыне. Тест 2 четв (14 ч)

2 нед. нояб
19 9. В холодной тундре. Презента-ция «Жи-вотный мир тундры»
20 10. Среди лесов. Тест 3 нед. нояб 21 11. В широкой степи. Тест Фильм «Моря»
22 12. В жаркой пустыне. Тест 4 нед. нояб 23 13. У тёплого моря. Провер. работа 24 14. Мы — дети родной земли. 1 нед. декаб 25 15.В содружестве с природой. 26 16. Как сберечь приро-ду России.
ОБЖ. Отправляемся в пеший поход. 2 нед. декаб 27 17. Урок-конференция «Как решать экологи-ческие проблемы мое-го края» 28 18. По страницам Кра-сной книги.
ОБЖ. Первая меди-цинская помощь при укусах насекомых, со-бак, кошек. «Проверь себя» стр. 117 Красная книга
3 нед. декаб 29 19. По заповедникам и национальным паркам «Проверь себя» стр. 123 30 20. Проект «Экология и мы». 4 нед. декаб 31 21. Обобщение по те-ме «По родным про-сторам». Путешествие по реке времени
(27ч) Предметные:
ориентироваться по ленте времени; определять по дате события век, в котором оно произошло. Рассказывать о событии из прошлого своего края. Соотносить археологические находки с исто-рическим временем. Учиться описывать жизнь древнерусских городов, показывать их местоположение на карте. Учиться составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, рассказывать об их роли в культуре Древней Руси, объяснять значение преемственности их в государственных поступках. Учиться составлять схемы родственных связей древнерусских князей. Перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу. Учиться представлять рассказы об основании сибирских городов. Знать о монголо-татарском нашествии. Называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина; знать о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Знать события в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Знать основные этапы ВОВ 1941-1945 гг.
Метапредметные:
Познавательные:
раскрывать значение понятий «история», «отечественная война», «гражданская война», «трудовой фронт»
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные:
выполнять задание в соответствии с целью. Давать самооценку и взаимооценку при выполнении учеб-ного задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Выбирать вариант выполнения задания; соотносить полученный результат с поставленной целью.
На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сох-ранения народной памяти. Различать в них поэ-тический вымысел и реальную историческую основу.  Обозначать на схеме «Река времени» да-ты жизни людей и события истории. 
Определять по дате век события. Описывать внешний вид археологических находок по изо-бражениям в учебнике и в местном музее. Узнавать, сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских архео-логов в мировой и отечественной исторической науке. Объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древне-русского государства. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени». При-водить примеры проявления духовно – нравственных ориентиров христианства в жизни современного общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан. Пере-числять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу. Интер-претировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица». Характеризовать деятель-ность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору).
Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в кон-кретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Характеризовать ар-хитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепет-ровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова. Находить сведения и рассказы-вать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации. Характеризовать развитие про-мышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали. Характе-ризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить примеры изменения названий городов и улиц. Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны: приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Соотносить их с результа-тами восстановительной работы, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи. Характеризовать созида-тельную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искус-стве и спорте за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи. 32 1. В путь по Реке вре-мени. Р/т № 3 стр. 3 Презента-ция «Дивные раскопки»
3 чет
(22 ч)
3 нед. январ 33 2. Путешествуем с ар-хеологами. 34 3. В путь по страницам летописи. Р/т № 2 стр. 9 4 нед. январ 35 4. Истоки Древней Ру-си. Р/т № 4 стр. 11
36 5. Мудрый выбор.
ОБЖ. Как действовать при утечке газа. р/т № 5 стр. 13 5 нед. январ 37 6. Наследница Киевс-кой Руси. Р/т № 4 стр. 15 38 7. Москва — преемни-ца Владимира. Тест 1 нед. февр 39 8. Начало Московс-кого царства. 40 9. Подвижники Руси и землепроходцы. Тест 2 нед. февр 41 10. На пути к един-ству. 42 11. Начало Российской империи. КИМы стр. 62 3 нед. февр 43 12. «Жизнь — Оте-честву, честь — нико-му!» КИМы стр. 63-64 44 13.Отечественная война 1812 года. КИМы стр. 69 4 нед. февр 45 14. Великий путь. «Проверь себя» стр.59 46 15. Золотой век театра и музыки. «Проверь себя» стр. 63 Презентация «Золотой век»
1 нед. марта 47 16. Расцвет изобрази-тельного искусства и литературы «Проверь себя» стр. 67 48 17. В поисках справед-ливости. КИМы стр. 72 2 нед. марта
49 18. Век бед и побед. КИМы стр. 75 50
19. «Вставай, страна огромная!» «Проверь себя» стр. 81 3 нед. марта 51 20. Трудовой фронт России. КИМы стр. 74 52 21. «Нет в России семьи такой...». Про-ект «Моя семья» Защита проекта Детские презента-ции
4 нед. марта 53 22. После Великой войны. «Проверь себя» стр. 95 54 23. Экскурсия в музей боевой славы Презентация 4 чет (14 ч)
2 нед. апрел
55 24.Достижения 1950—1970-х гг. «Проверь себя» стр. 99 56 25. Оформление выс-тавки «Мои земляки в годы Великой Отече-твенной войны» 3 нед. апрел
57 26. Обобщение по теме «Путешествие по реке времени» Тест 58 27. Проект «Кален-дарь памятных дат» 4 нед. апрел
1 нед. мая
«Мы строим будущее России»
(10 ч) Предметные:
знать особенности периода перестройки; уметь характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг. Знать виды сельскохозяй-ственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей. Уметь приводить примеры благотворного воздей-ствия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей; примеры сотрудни-чества промышленности и науки, в том числе в своём крае; знать выдающиеся явления в совре-менной культурной жизни России, их значения для нашей страны и для других стран мира; уметь выдающихся явлениях в культурной жизни в сопровождении фотографий, видео и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору); знать о положительном опыте развития творческих способ-ностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Уметь аргументировать необходимость личной ответст-венности за будущее Отечества; знать государ-ственные праздники, Основной закон России.
Метапредметные:
Познавательные:
раскрывать значение понятия «социальная ответ-ственность».
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стре-миться к сотрудничеству в рамках учебного диа-лога. Договариваться и приходить к общему реше-нию при работе в паре и группе. Адекватно исполь-зовать речевые средства для представления резуль-тата.
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью; давать самооценку и взаимооценку при выполнении учеб-ного задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Выбирать вариант выполнения задания; соотносить полу-ченный результат с поставленной целью. Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80— 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае (городе, селе). Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долго-летия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своём крае (городе, селе), благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей (по выбору).
Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от ре-зультатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае; характеризовать положи-тельный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приво-дить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае (городе, селе); моделировать ситуа-ции, требующие проявления социально ответ-ственной позиции (по выбору).
Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приво-дить примеры таких явлений и событий, в том числе в споем крае (городе, селе); составлять рассказ о таком событии в сопровождении фото-графий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публи-каций в прессе (по выбору). Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе, селе). Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России 59 1.Современная Россия
ОБЖ. Игра с огнём ведёт к беде. Тест 60 2. «Хороша честь, ког-да есть, что есть». «Проверь себя» стр. 109 61 3. Умная сила России. «Проверь себя» стр. 113 2 нед. мая 62 4. Светлая душа Рос-сии. «Проверь себя» стр. 117 63 5. Начни с себя! 3 нед мая
64 6. Проект «Я строю будущее России» Защита
проекта 65 7. Комплексная рабо-та «Мои достиже-ния» 4 нед. мая 66 8. Итоговое тестиро-вание за курс четвёр-того класса. Итого-вый тест 67 9. Обобщение по теме «Мы строим будущее России» 5 нед. мая 68 10. ОБЖ. Основные правила поведения на воде, при купании, от-дыхе у воды, катании на лодке.