Окружающий мир. Тема: «Что такое экономика?» 1 урок в разделе «Жизнь города и села», урок открытия новых знаний.


Технологическая карта урока окружающего мира во 2  классе
Учитель начальных классов МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»-
Голева Лидия Михайловна
Тема и место урока в системе уроков по данной теме.  Тема: «Что такое экономика?» 1 урок в разделе «Жизнь города и села», урок открытия новых знаний.
Цель урока
Задачи Для учителя Для учащихся
Образовательные: формировать представление детей об экономике, отраслях экономики, о том, что является двигателем  экономики.
Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления,  творческие способности учащихся, навыки работы в группе, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.
Воспитательные: пробуждать интерес к предмету; к окружающему миру, к действительности,  воспитывать культуру поведения , активную жизненную позицию,  стремление улучшить жизнь в своём селе. .
Образовательные: знакомятся с понятием «экономика» в  словаре Ожегова, под руководством учителя раскрывают понятие экономика.
Развивающие: составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.
Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при  работе в группах, проявляют интерес к будущему своего села, района.
УУД  Личностные: 
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других своих одноклассников.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка  в группе.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание
Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные термины и  понятия Экономика, отрасли, связи, деньги.
Планируемый результат Предметные умения УУД
Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Рассказывают о проведённой исследовательской работе при работе над проектом.
Приводят исследовательскую работу для создания нового коллективного проекта.
.
Ориентируются в своей системе знаний.
Находят способ представления информации. Личностные: осознают понятие «экономика»,  взаимосвязи отраслей, роль денег в экономике.
Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;  высказывают своё предположение.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, словари, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы: основные - Словарь Ожегова, ноутбук, интерактивная доска, документкамера, раздаточный материал для работы в группах,проектные работы (об отраслях экономики), схема экономики в виде дерева.
Межпредметные связи Окружающий мир + Литературное чтение  + Русский язык +Математика + объединение неурочной занятости «Я познаю мир»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Этапы урока и планируемое время  Цель этапа  Деятельность и слова учителя Планируемая деятельность и слова учащихся Формируемые УУД
I Организационный момент
0,5 мин Настроить класс на серьёзную деловую работу.  -Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
  -Каждый день – всегда, везде,
На занятиях,  в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
II Выявление места и причины затруднения ( Определение темы и цели урока)
2 мин
Целеполагание.
1 мин Определить проблему, над которой будем работать на уроке.
Сформулировать учебную задачу. Представить, что узнают на уроке. - Сегодня на уроке мы работаем в группах, на группы мы поделились заранее, в таком составе мы работали на занятиях кружковой работы. Эта работа имеет свое продолжение на сегодняшнем уроке. У каждой группы есть  свой капитан, который  должен  умело руководить.
Работать вы должны дружно, чтобы не получилось, как в басне И.А. Крылова.    О какой басне я говорю?
- Для того, чтобы приступить к работе нам нужно что сделать?
- Ребята нам пришло видео письмо, посмотрите пожалуйста.( Здравствуйте, дорогие ребята. Я  многое слышал про вас, знаю, что вы любознательные, многим интересуетесь, занимаетесь исследовательской и проектной работой. Недавно  вы  знакомились с отраслями нашего района, работали над проектами по данной теме. Я хочу спросить,а знаете ли вы, что такое «экономика»? Буратино)- Можете ли вы дать ответ на поставленный вопрос?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Ключевые слова урока: экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги
Давайте, определим   цель урока. 
Для этого используйте начало фразы
     - Я думаю, что узнаю…
- Мне хотелось бы узнать … Дети, вспоминают басню, прочитанною на уроке литературного чтения
 «Лебедь, рак и щука»
-Чтобы приступить к работе, нам нужно определить тему и цель нашего урока.
- Слышать, слышали, но затрудняемся ответить, что это такое?
- Тема нашего урока: связана с экономикой.
- Я думаю, что узнаю про экономику…
-- Мне хотелось бы узнать  о том, какое отношение имеют деньги к экономике.. -  А мне интересно узнать  о каких взаимосвязях пойдёт речь. .
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других
ПУУД:
выделяет и формулирует познавательную цель.
III Работа по теме урока ( Работа над созданием проекта)
1 Мотивация учебной деятельности.
1 мин
2 Планирование проекта выхода из затруднения.
2 мин
3Работа над проектом.
а) Раскрытие лексического значения слова экономика.
3 мин
б) Схема экономики
( отрасли)
11 мин
.
в)Динамическая пауза.
    2 мин
.
г) Взаимосвязь отраслей.
.
9 мин Осознать необходимость получения новых знаний
Спланировать последовательность работы над проектом
Выяснить лексическое значение слова  «экономика».
Изобразить схему экономики в виде дерева. Уточнить назначение каждой отрасли.
Сменить вид деятельности.
Показать неразрывную связь отраслей. -  Ребята, где вы могли слышать  слово «экономика»?
- Как часто вы слышите это слово?
- Раз это слово мы очень часто слышим, наверное, оно имеет важное   значение?
Вы согласны со мной?
- Ребята, раскрывая новые понятия,  вы не против создать  коллективный проект на тему «Что такое экономика?»
-Ключевые слова  будут являться планом нашего проекта.
Мы провели большую подготовительную работу и у вас уже есть материал для этого проекта, вы увидите это позднее. Мы неспроста взяли на урок проекты, с которыми работали раньше.
- У нас с вами получиться книжечка – брошюрка  (учитель показывает папку, которая будет заполняться в ходе работы по теме урока и материалам кружковой работы),  которая нам будет нужна на уроках окружающего мира  в начальной школе и на уроках экономики в старших классах. Какое название будет у нашего  проекта?
 -Ключевые слова будут являться планом нашего проекта, разделами в книге (экономика, отрасли, взаимосвязь, деньги)
- И так приступаем к работе  по плану ( план на доске), первое, что мы должны выяснить?
-Где мы можем узнать лексическое значение  слова экономика?
- У вас на столах лежат толковые словари. Найдите значение этого слова.
- Всё ли вам понятно из того, что прочитали?
 Учитель даёт упрощённое  значение этого слова, рассказывает о его происхождении.
В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос»- дом «»номос»- закон. Буквальный перевод –«искусство ведения домашнего хозяйства»
-- Экономика- это хозяйственная деятельность людей.
Экономика- это искусное ведение домашнего хозяйства.
Экономика – это наука.
-Нужна ли вам знать, о том, что  такое экономика? Да, нужно.
- Наша экономическая жизнь начинается с того, что окружает нас каждый день- с домашних дел и забот.
 Ещё древние греки понимали. Что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин…
-Подведём итог первого этапа нашей работы. Раскрыли ли вы значение слова экономика?
- Скажите пожалуйста, что такое экономика?
- Следующий этап работы,- это работа по  отраслям.
- Кто для кого ведёт хозяйство? Хозяйство ведёт человек и для человека, для того, чтобы было удобно жить.
- Как называется страна, в какой мы живём стране?
 У каждой страны есть фабрики, заводы…
 -А ещё, какое хозяйство?..
Послушайте, пожалуйста,  сказку
«Труженицы - пчёлы»
- Спасибо, дети. Содержание сказки говорит о том, что жизнь животных и людей тесно связана.
- Давайте, как сказал Филин, изобразим схему экономики в виде дерева.
-Какие отрасли вы знаете?
- А где вы встретились с этими понятиями
Дети заполняют схему на доске.
- Ребята, что вы заметили, все ли мы заполнили веточки дерева?
- Это о чём говорит?
- Да, а что – это мы узнаем в будущем. Вам интересно?
- Над этим вы подумаете дома.
-Каждая группа готовила проект об одной из отраслей. Защита проектов произошла на занятиях кружка. Кто - то из детей рассказывает,  как мы работали.
-А теперь от каждой группы  кто-то должен кратко  рассказать о своей  отрасли. ( Каждая группа получает вопросы, по которым готовится рассказ)
 
-Какого транспорта у нас в районе больше всего?
- А кто им управляет?
- Пришло время отдохнуть.
Какая из разученных музыкальных физкультминуток нам подойдёт?
 Физкультминутка. (Танец)
«Песенка шофёра»
- Если б вы были министрами, что бы вы сделали, для улучшения жизни своего села
Итог.
Давайте подведём итог этого этапа работы над нашим  проектом..-  Из каких отраслей состоит экономика?
- Какая из отраслей составляет экономическую основу нашего района?
-  Вы провели большую работу по их изучению, скажите, важно ли для экономики развитие каждой отрасли.
 
- Следующая страница нашего проекта взаимосвязи. О каких взаимосвязях пойдёт речь?
- Как вы думаете, связаны ли между собой части экономики?
 Сейчас вы в группах  выполните исследовательскую работу и докажите, что отрасли взаимосвязаны между собой.
 ( Каждая  группа получает конверт, содержащий рисунки  различных отраслей, название отраслей и  вопрос. Отвечая на  него,  дети составляют схемы, последовательные цепочки. Представитель от группы защищает работу)Вывод:
 - Какой мы сделаем вывод. Связаны ли между собой  отрасли?
-  Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно.
                                                                                                                                      - Я слышал от родителей, по телевизору …
- Я часто слышу это слово по телевизору..- Конечно, согласны…
-Мы с удовольствием будем работать, так как предполагаем, что это важная работа.
Дети предполагают..  «Что такое экономика?»  ( Название кто-то из детей распечатывает с презентации и вставляет в папку)
-  Что такое экономика?
- В толковом словаре
- Найти  в Интернете.
- Спросить у взрослых.
- Дети работают со словарями.
- Объяснение
 не совсем понятно .-Дети, распечатывают с презентации значение этого слова и
 вкладывают в папку расшифровку слова «экономика».
- Да. Мы раскрыли значение слова экономика..
- Наша страна называется Россия.
-Транспорт, магазины, школы, больницы,..- Дети инсценируют сказку.
«Труженицы - пчёлы»
 
-   На занятиях кружка мы выполняли проектные работы, побывали с экскурсией на предприятиях нашего села
На доске дети вместе с учителем изображают экономику в виде дерева.Ствол – это экономика, а ветви её отрасли.
( Каждая группа прикрепляет на ветви название одной из отраслей)
 На доске схема экономики, дети делают фото, которое будет вложено в папку проекта на страницу отрасли)-  Некоторые веточки остались свободными.
- Что экономика включает в себя ещё что-то.
- Каждая группа коротко рассказывает об особенностях своей отрасли.
(Во время краткого рассказа об отраслях, показываются слайды с видами предприятий  нашего района)
 Дети в проектную папку добавляют групповые проекты по отраслям.
Сельское хозяйство
Промышленность
Торговля
Строительство
Транспорт
- На улицах нашего села много различных машин.
- Машиной управляет шофёр.
-  Нам подойдёт по содержанию урока «Песенка шофёра»
Дети танцуют.
- Дети  могут предполагать . ( Сделали так, чтобы в каждом селе была скорая помощь, своя пожарная часть, позаботились о качественных товарах на прилавках магазинов…)
- Дети называют отрасли.
Я думаю сельское хозяйство…
- Чем больше, будет развиваться отрасль. Тем крепче будет экономика.
- Мы  предполагаем о взаимосвязи отраслей.
- Я, думаю, что да..У каждой группы свой предмет и таблички с названием отрасли.
Дети прикрепляют слова, с названием отрасли на лист с изображением предмета.  
Работа в группах. ( По окончанию работы, с помощью документ камеры на экран выводится поочерёдно работа каждой группы. Группа защищает свою работу.
-  Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно.
( Рисунки и схемы вкладываются в папку проекта)
. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.
РУУД: учится ставить проблему.
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с понятием экономика, её составными частями, взаимосвязью отраслей, ролью денег.
. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.
. ПУУ Д: развивает умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении 
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
ЛУУД: формирует ЗОЖ
ПУУД: учится высказывать свою точку зрения.
ПУУД: учится обобщат
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует  в обсуждении 
РУУД: учится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
ПУУД : высказывает свое мнение
ПУУД: учится обобщать, делать выводы. На основе, полученных знаний.
в) Деньги
5 мин
. Показать, что является двигателем экономики.  Следующая страничка нашего проекта деньги.
- Как вы думаете, что является двигателем экономики?
- Мы говорили об истории денег на классном часе, Виталик готовил сообщение на эту тему.
- Что вы слышите про деньги сегодня?
- Что не купишь за деньги?
( Зачитать мини-сочинения )- В народе говорят «Копейка рубль бережёт»
Это как понимать? -Предполагают.
Сообщение Виталика (вкладывается в папку)
- Постоянно меняется курс рубля….
- За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу…
- Это значит быть экономным. ПУУД: знакомится с историей денег, учится рассуждать, используя жизненный опыт.
-Подберите однокоренные слова к слову экономика.
-Экономный- это какой?
- Чтобы экономика была крепкой, важно ли быть экономными жителям страны, членам семьи?
Решите задачу экономического содержания. ( Дети решают в группах  задачи, высказывают свою точку зрения)
- А в каком случае, было бы выгоднее съездить в магазин « Старого центра»
-Какой мы сделаем вывод по данному этапу работы над проектом?
-Вывод.
Экономика не может обходиться  без денег.
   Экономика, экономный, экономист.
- Я думаю бережливый.
-Да….
Дети в группах решают задачу.
Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около школы стоит 50 рублей, а в магазине, который находится в «старом центре», до которого нужно ехать на автобусе 30 рублей. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 12 рублей?
 
(Дети обосновывают свой ответ)
- Предполагают
-Экономика не может обходиться  без денег
- Чтобы экономика была крепкой нужно быть бережливым и экономным. ПУУД: применяет знания, полученные на уроке русского языка, учится доказывать, рассуждать.
КУУД: аргументирует своё мнение
 г) Подведение итога работы над проектом, презентация.
4 мин Соотнести цель и его результат - И так все ли страницы нашего журнала нами исследованы?
_ Справились ли мы с работой?
- что вам стало понятно в ходе работы над проектом?
- Кто из вас может рассказать о нашем проекте?
- Какие у вас возникли вопросы?
- Отвечая на этот вопрос в будущем, мы сможем продолжить работу над этим проектом, а на сегодня наша задача выполнена
- Материал, который вы собрали, вам пригодится на  уроках и окружающего мира, и на уроке «Экономика» в старших классах.
- Да…
- Да.
- Мы раскрыли понятие экономика,
- Установили взаимосвязь отраслей
- Выяснили, что является двигателем экономики...
 Кто-то из детей рассказывает о проекте.
-   У нас остались незаполненные веточки. Интересно узнать, что ещё относится к экономике..- Я думаю, что да ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.
РУУД: оценивает  правильность выполнения действия
         
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
 IV Рефлексия.
2 мин Самооценка работы на уроке. - Дети давайте наше экономическое дерево украсим. Кому на уроке было комфортно интересно, у кого появилось желание ещё больше узнать о том, о чём шла речь на уроке - возьмите и прикрепите красное  или жёлтое яблоко, а  кому было сложно, что – то
 его не устраивало – зелёное
 
-Дети, для вас гостинцы. Наше дерево волшебное, оно дарит вам яблоки. Это подарок, какой отрасли?
- Кто из вас знает, а как называется корзина с набором необходимых продуктов? (Продовольственная)
-  Сегодня эта корзина очень дорого стоит. Я надеюсь, что в скором времени продовольственная корзина станет гораздо дешевле.
- Спасибо, дети за работу, мне было с вами приятно работать.. Дети берут яблоки и прикрепляют на картину…
- Сельское хозяйство..Дети предполагают… ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
V Домашнее задание
1 мин Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.
  - Ребята, подумайте, пожалуйста, что можно ещё отнести к экономике кроме тех отраслей, о которых мы говорили на уроке. А на следующем уроке мы это обсудим. Этот вопрос возник, когда мы составляли схему.
-  А также вы должны уметь рассказывать об экономике по плану нашего урока, для этого прочитаете статью в учебнике.
- Спасибо, дети, за работу.  Мне приятно было работать и общаться с вами на уроке. Слушают. Записывают в дневник