Технологическая карта урока. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР во 2 классе. ТЕМА. ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА


Окружающий мир.
Тема. Что такое экономика
Цели педагогическойдеятельности Формировать представление о понятии «экономика» и ее составных частях: уточнить знания о взаимосвязи отраслей экономики; о способах развития приоритетных отраслей экономики
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные: научатся: определять понятие «экономика; называть строительные машины; приводить примеры различных видов транспорта; различать составные части экономики; названия товаров; моделировать взаимосвязи экономики самостоятельным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Ход урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивирование к учебной деятельности
Подготовка учащихся к усвоению изучаемого - Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Определяет с обучающимися тему и цель урока, создает эмоциональный настрой Слушают и обсуждают тему урока
II. Проверка домашнего задания
Класс делится на 2 команды – «сельские жители» и «городские жители».
–Семья решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же поселиться: в городе или в селе.
Убедите, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства.

-Куда решила переехать семья? «Городские» жители: многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи.«Сельские» жители: есть газ, газовые и электроплиты, зато чистый воздух, речка, все в селе знают друг друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания. III. Актуализация знаний 1.Разгадывание кроссворда «Экономика» - Разгадайте кроссворд. Прочитайте слово, получившееся в выделенном столбце (приложение 1). Самостоятельное выполнение
2..Беседа по теме «Что такое экономика?»
3. Проблемный вопрос
– Кто может объяснить, что обозначает слово «экономика»?
– Какие составные части экономики вы знаете?
– Объясните взаимосвязь составных частей экономики.
Учитель показывает пачку молока.
- Скажите, какое хозяйство помогло получить это молоко, т.е. товар.
- Какое хозяйство доставило этот товар на завод пищевой промышленности для переработки?
- В каком хозяйстве молоко приобрёл покупатель?
- Итак, постройте маршрут движения молока
- Что имеет любой товар?
- О чём рассказывает цена товара?
- Где можно приобрести товар?
- С помощью чего можно приобрести любой товар? Отвечают на вопросы.
Составляют словесные рассказы об экономике на примере своей семьи.
- Я думаю, что сельское хозяйство.
- Транспортное хозяйство
- В торговом хозяйстве.
- . Молоко – хозяйства (сельское, промышленное , транспортное, торговое)
- Товар имеет цену
- Сколько вложено в него человеческого труда, из какого материала сделан
- Товар можно приобрести на рынке, в магазине
- Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги
IV. Изучение
нового материала Презентация на тему «Что такое экономика?» Демонстрирует и комментирует слайды презентации Просматривают презентацию.
Работа по материалам учебника (с. 104–107) Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:
– Что такое экономика? Как на этот вопрос ответил папа Серёжи и Нади?
- В основе слова «экономика» лежит слово «ойкос», которое на древнегреческом языке означает «дом». А буквальный перевод слова «экономика» - искусство ведения домашнего хозяйства. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь.
- Из чего состоит экономика? Как об этом говорит папа? Прочитайте.
- Какие отрасли экономики представлены на фотографиях на с. 104-105?
1. Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, овец, гусей? (Сельское хозяйство)
2.В какой отрасли строят дома, фабрики, заводы? (Строительство)
3.Перевозят грузы и людей? (Транспорт)
4.Делают игрушки, машины, шьют одежду? (Промышленность)
5.Какие ещё есть отрасли? (Медицина, образование, торговля, жилищное хозяйство)
- Расскажите о сельском хозяйстве по плану на с. 105.
Расскажите об остальных отраслях по данному плану.
Ответы обучающихся дополняет и сопровождает показом фрагментов из презентации. Читают текст учебника
Выполняют задания
Отвечают: - Экономика – это хозяйственная деятельность людей.
Слушают и запоминают.
Находят ответ на вопрос в тексте и зачитывают.
Отвечают: - Промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля…
Ребята отвечают на вопросы и распределяют на рисунке отрасли хозяйства.
Сельское хозяйство производит хлеб, мясо, молоко, овощи. Это продукты питания, без которых люди не могут обойтись. Здесь трудятся хлеборобы, агрономы, животноводы, комбайнёры, садоводы и т.п.
Чтение рассказа П. Федоренко, Л. Хайлова «Из истории денег» Формулирует задание; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением.
Вместе с учащимися формулирует вывод: экономика – это хозяйственная деятельность людей. Все составные части экономики взаимосвязаны.
- Придумайте свои интересные вопросы к данному рассказу.
-Что раньше считалось деньгами?
- Какими были первые металлические деньги?
- Из чего изготавливали металлические деньги?
- Как называли кусочки металла на Руси?
- Где и когда появились бумажные деньги и как они назывались?
- Деньги - это движение экономики
- Дополните рассказ, если вы знаете что-нибудь ещё из истории денег. Читают рассказ по цепочке,
делают вывод
Проверка в парах.
Ученик отвечает на вопросы, опираясь на содержание прочитанногоДополняют.
Сообщение подготовленного ученика «Как появились деньги?» (приложение 2)
V. Первичное осмысление и закрепление изученного1. Индивидуальная работа
(Учащийся работает у доски)
2. Выполнение задания 1 в рабочей тетради (с. 67–69) - А в каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий?
(Сельское хозяйство, строительство, транспорт, промышленность, здравоохранение, образование, жилищное хозяйство)
На доске:
Учитель - … (образование)
Врач-.. …. (здравоохранение)
Продавец - … ..(торговля)
Маляр - …. (строительство)
Парикмахер - ….. (сфера обслуживания)
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания Ученик выполняет работу у доски
На доске:
Учитель - …(образование)
Врач-..(здравоохранение)
Продавец - ..(торговля)
Маляр - .. (строительство)
Парикмахер - .. (сфера обслуживания)
Выполняют задания в рабочей тетради
VI. Итоги урока. Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения.
определить свое эмоциональное состояние на уроке - Какое новое слово вы сегодня узнали?
- Что оно означает?
- Выполнили мы задачи этого урока?
Отвечают
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Домашнее
задание 1. Перечитайте стр. 104-107 учебника и ответьте на вопросы.
2. Используя слова (деньги, экономика, взаимосвязь), составьте буклет под общим названием «Что такое экономика?»