Урок литературного чтения в 3 классе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Тема: «Произведения Л.Н.Толстого. Обобщение.»


Урок литературного чтения
в 3А классе
«Начальная школа 21 века»
под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: «Произведения Л.Н.Толстого.
Обобщение.»Цели и задачи:
Образовательная.
Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки, рассказа. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить мораль.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение анализировать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев
3).Развивающая.
Развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование:
–презентация Microsoft Power Point– компьютер, проектор, экран;- Рисунки детей;
- Выставка книг;
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний (слайд 1)
– Ребята, когда я шла утром в школу, мне встретился необычный старичок- Дед Мороз и попросил передать вам это послание (послание от Деда Мороза красочно оформлено).- Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём:Дорогие ребята! Приближается всеми нами любимый праздник - Новый год.
Ребята, говорят, что этот праздник нужно встречать с чистой душой, с добрым сердцем.Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?
Да, трудная задача стоит перед нами. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
- Девизом нашего урока я взяла слова:
"Чуткому сердцу откроются тайны".. (слайд 2)
- Кому принадлежат эти слова? (Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)
- Как вы понимаете это выражение?
Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.
-Ребята, какие мысли возникли у вас по поводу того, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?
- Почему вы так считаете?
- Для чего нам это надо в нашей жизни?
- Читая и анализируя его произведения, мы еще раз в этом убедимся сегодня.
Портрет писателя (слайд3)
- Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
-Что известно современным читателям о писателе?
Выступление учеников (слайд 5-7)
1.Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.
2.В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.
III. Повторение жанров произведений Л.Н. Толстого (слайд 8)
Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов! Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.
Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово « великий».
И сейчас мы с вами вспомним, какие по жанру произведения писал Л.Н.Толстой? Нам надо заполнить схему: «Произведения Л.Н.Толстого»

Прочитайте отрывок из произведения. (слайд 9)
В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.
- Из какого это произведения? (сказка) - Почему это сказка? (слово «жили»)
- Что такое сказка?
Сказка – произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные, о животных.
Дайте этой сказке характеристику? (авторская, бытовая) Для чего нужны нам сказки?
На доске записаны предложения: выберите подходящее по смыслу предложение к сказке «Два брата».
Не надо жадничать!
Послушайте одно произведение и назовите жанр произведения.
(учитель читает басню Крылова) (слайд 10)
Что это за жанр? Кто написал?
Присутствует ли в творчестве Л.Толстого жанр – басня? Назовите.
(Белка и волк)
Что такое басня?
Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня содержит нравоучение – мораль.
- Откройте басню. Чтение по ролям.
Чем отличаются эти басни?
И. А.Крылов пишет басни в стихотворной форме, а Л.Н.Толстой – в прозе.
Что общего есть в баснях? Прочитайте. (мораль)
Выберите подходящее по смыслу предложение к басне.
Будь добр и ласков.
Послушайте отрывок из следующего произведения.
(ученик наизусть читает последний абзац из рассказа «Лебеди») (слайд 11)
Определите жанр?
Что такое рассказ?
Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Различают художественные и научно-познавательные рассказы.
С каким научно-познавательным рассказом мы познакомились? («Зайцы»)
Что нового вы узнали из жизни зайцев?
Пересказ.
Выберите подходящее по смыслу предложение к рассказам.
Будь внимательным к братьям нашим меньшим.
4) Прочитайте глаголы. Из какого произведения они взяты? (слайд12)
Возвращался, вертелась, забавляла, корчилась, прыгала, передразнивала.
Прыжок
Определите жанр произведения? (Быль) Что такое быль?
Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии, автор был очевидцем каких-то событий.
Найдите отрывок в тексте, где используются эти глаголы. (1 абзац)
Выберите подходящее по смыслу предложение к этому произведению.
В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
На нашей схеме осталось последнее окошечко.
Прочитайте пословицы (слайд 13)
О ком они?
Писал ли Толстой о богатырях?
Как вы думаете, что это за жанр? (былина)
С какой былиной мы с вами познакомились?
Как боролся русский богатырь
-Что такое былина?
Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.)Физминутка «Богатыри»
Вывод: - Итак, наша схема заполнена. Мы повторили все изученные произведения Л.Н.Толстого, вспомнили жанры его произведений.
4.Итог урока.
На протяжении всего урока мы с вами подбирали предложения подходящие к нашим произведениям. Но это не просто предложения. Это советы, которые Л.Н.Толстой давал своему внуку: называются они
“Уроки жизни”:(слайд 14)
Делай по возможности всё сам, не будь “барином”.
Не будь назойлив.
Будь внимательным к братьям нашим меньшим.
Не надо жадничать
Не нервничай, держи себя в руках.
Будь добр и ласков.
В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
Будь организованным.
Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
Имей собственное мнение.
-Подходят ли эти «Уроки жизни» для нас, современных читателей?
5. Литературная викторина « Своя игра» (с использованием ИКТ) (слайд 15-30)
6.Рефлексия.
-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей? Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки. Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению. И на память об этом уроке я хочу подарить вам эти советы.
7.Домашнее задание
Изготовить книжку – самоделку по произведениям Л.Н.Толстого