конспект урока на тему «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)


Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Пояснительная записка:
Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок может быть использован при закреплении темы «Синонимы» и в начале изучения темы «Антонимы» учителями начальных классов и родителями для обучения детей младшего школьного возраста.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; раздаточные таблицы для развития внимания; ребусы; плакат «Сиди правильно при письме», плакат со словами антонимами.
Ход урока:
1. Организационный момент
-Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Разминка и актуализация опорных знаний Игра «Верю-не верю»
(раздаточные таблицы для развития внимания)
А д у е б м р ш п ы л с н о а х т
В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с
З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д
Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш
П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф
С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н
Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с
Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ
Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э
Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р
Верите ли вы, что в верхней строке 6 букв, звонких согласных? (– д, б, м, р, л, н)
Верите ли вы, что во второй строке 3 буквы, обозначающие непарные мягкие согласные? (- й, щ, ч)
Верите ли вы, что в пятой строке 5 гласных букв? (7 – а, ы, о, у, е, я, э)
Верите ли вы, что в последней строке 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука? (Нет, таких букв 3:е,я,ю)
3. Чистописание: -
- на минутке чистописания мы потренируем руку, рисуя без отрыва зонтик.
-А теперь вспомним, как правильно писать букву заглавную букву К. Какие звуки она может обозначать? Дайте их характеристику. (Согласная, [к] и мягкого звуков[к,] , парная глухая)
- Показ написания буквы К учителем:
- Самостоятельно прописать строчку. Подчеркнуть самую красивую правильно написанную букву.
-А сейчас откройте рабочие тетради и запишите дату:
5. Самостоятельная работа у доски. Постановка проблемы.
-на прошлых уроках мы с вами работали со словами- синонимами. Скажите , пожалуйста, какие слова называются синонимами? Приведите примеры. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос)
-соедините синонимы. (Доска)
5715006731000тихий бесшумный
571500120650004572009652000радость промах
ошибка трусливый
храбрый веселье
- Назовите пару слов, которую мы не соединили? (храбрый-трусливый)
- Почему мы не соединили эти слова?
-Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (Нет)
- Сравните о значения этих слов, что можете сказать? (обозначают разное, противоположное)
- на какой вопрос отвечает слово «храбрый»? а «трусливый»? Что заметили?
- Итак, у нас остались слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению . приведите ещё примеры подобных слов.
-Как вы думаете, может ли у этих слов быть название ? Как могут называться слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению?
- А теперь я вам подскажу.
- Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы.( Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» — один, «онима» — имя.) (повешать на доску)  В греческом  языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. (Вешаю про антонимы) (записываю на доске гипотезы)
- Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? ( как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос)
-Какая же будет тема урока? (Антонимы)
- А теперь проверим наши гипотезы, предположения по учебнику на с. 60.
- Назовите тему урока.
- Какие у нас будут задачи, как это узнать? (посмотрим на задания к упражнениям)
7. –Хорошо, посмотрите задания к упражнениям. Так какие задачи на урок? ( узнать, какие слова называют антонимами, научиться находить антонимы, подбирать антонимы к словам).
- Для чего нам надо знать об антонимах? ( Чтобы правильно их употреблять в речи.)
-Рубрика «Давай подумаем». Фронтально, на доске пишу.
- Зачитайте получившиеся пары слов. Что объединяет эти пары слов?
- Как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос ?- Уточните свои предположения по учебнику, прочитав рубрику «Разгадываем тайны языка»
- Какие слова называют антонимами?
Физкультминутка
Под весенние напевыПовернёмся вправо, влево.Руки вверх, руки вниз!Вверх! И снова наклонись!Вправо, влево головою!Руки вверх! Перед собою!Топни правою ногой!Вправо шаг. На месте стой!Топни левою ногой!Повернись направо к другу.Правую дай руку другу. 
Произвольная зарядка для глаз.-Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке
Выполнение упражнений по учебнику.
-напомните тему урока.
- какие слова называют антонимами?
3ряд-упр. 1с.61, 1 и 2 ряд Упр.2. работаем в парах.
Проверка.
- Оцените работу пары Андрея и Вики. Ребята 3 ряда, у кого выписаны такие же пары антонимов, поставьте на полях «!» расскажите, как вы выбирали антонимы
- как называются пары слов, которые вы выписывали? Какие слова называют антонимами?
Аналогично проверить работу 1 и 2 ряда.
- Ребята, один мой знакомый подбирал к словам антонимы и вот что у него получилось.
Грустный – радость, весёлый.
Глубина- мелкий, мель.
-Оцените его ответ. Что не так?
- Какой бы вы дали совет этому мальчику?
8. -А теперь отгадайте загадки.
Я- антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
- Молодцы!
Я -антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …..(зима)

-Молодцы!
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ……..(тишина)
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! В пословице потерялось слово, надо его вставить, что бы восстановить пословицу. Вспомните тему урока и скажите, как может называться слово? Верно, это будет антоним к слову свет
Ученье – свет,
А неученье -……(тьма)
(Хором – тьма)
-А теперь пришел черед
         Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:…. (низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:… .(близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:… .(пол) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты:… .(нашел) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты:… .(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай:… .(конец)
9. Итог урока.
 Я узнал: Я научился
-Используя эти слова, расскажите партнёру в паре что вы узнали и чему научились, а потом расскажите всем об этом.
- Дима, скажи, пожалуйста, что нового   узнала Диана на уроке?
( Какие  слова называются  антонимами.)
-Какие это слова? (Слова, противоположные по значению.)
-Вероника, чему научился Богдан на уроке?
- Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались? - Отгадывали загадки.
Хорошо! Ещё?
- Учились подбирать антонимы   к пословицам.
Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
10. Оценивание. (1мин.)
Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. за работу на уроке я вам ставлю такие отметки.
Д.З. с.62 упр.5