Методические рекомендации Как писать сочинение


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Владимирской области
«Владимирский педагогический колледж»
Методические рекомендации
для студентов очного отделения
специальностей
Коррекционная педагогика в начальном образовании и
Дошкольное образование
по Дисциплине ОДП.10 «Литература»
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Составитель:
преподаватель русского языка и литературы
ТЕРЯХИНА Елена Николаевна
Владимир 2014
Предисловие
Назначение методических указаний
Настоящие методические рекомендации «Как писать сочинение» предназначены в качестве методического пособия при подготовке к написанию сочинения и экзамена по дисциплине «Литература». Сборник содержит рекомендации по выбору темы, подбору материала, формулировке идеи сочинения. Даны правила составления плана и написания сочинения по плану. В данный сборник включены примерные варианты сочинений, выполненные студентами колледжа как отвечающие основным требованиям. Приводится рекомендуемая литература. требования к знаниям и умениям при выполнении
сочинения:
Студент должен знать:
1. Содержание текстов художественных произведений русской литературы 19 и 20 веков.
2. Основные этапы жизни и творчества писателей 19-20 в.в., место писателей в истории русской литературы.
3. Жанры и композицию сочинения.
Студент должен уметь
1. Сочинение должно быть написано по заданной теме и строго по плану;
2. Правильно подобрать эпиграф;
3. Включить в сочинение цитаты из художественных произведений;
4. Делать самостоятельные выводы из написанного;
5. Критически осмысливать прочитанную и дополнительную литературу по теме.
Что нужно сделать,
чтобы хорошо написать сочинение?
При написании сочинения необходимо:
Продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой.
— Продумайте формулировку темы (ее нужно уяснить, определить круг важнейших вопросов, раскрыть). Подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки.
— Подберите справочную и критическую литературу. Необходимо ознакомиться с ней, подобрать цитаты, сделать выписки. Подбор материала и цитат подчинен необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать ее, доказать.
— Подберите цитаты из текста произведения .• Определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении.
— Сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?). Предполагается прямой ответ на вопрос темы.
• Определить жанр сочинения. Это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.
• Составить план, соблюдая последовательность развития мысли. Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов.
— Составьте план (обратите внимание на соразмерность частей). Выделите вступление и заключение.
• Последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему, обращая
внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать обоснованный обобщающий вывод из частных фактов.
• Цитировать точно, без излишеств, к месту.
• Стилистически грамотно написать работу. Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи, ее грамотностью.
— Напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме сочинения.
— Перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию.
— В конце сочинения приведите список использованной литературы.
Чтобы сочинение было написано успешно, необходимы:
• хорошее знание текста художественных произведений, включенных в программу;
• знание литературно-критических работ, посвященных данным произведениям и их авторам;
• знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
• знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями; а также:
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
• владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
• умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
• наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
• владение языковой и стилистической грамотностью.
Выбор темы
Тема — это тот круг явлений, который вы изображаете в сочинении, его непосредственное содержание; Предмет вашего исследования и познания. Необходимо выбирать четко сформулированные темы. В формулировке не должно быть двойственности, которая может привести к возникновению различных толкований означенной темы, расплывчатости в изложении материала, а в итоге — к неудовлетворительной оценке с пометкой экзаменатора: «Тема не раскрыта».
По формулировкам темы различаются на:
• Темы-понятия (Тема власти денег в русской прозе XIX века) или темы-обобщения. Их раскрытый, предполагает наличие размышлений, основанных на; конкретных наблюдениях по поводу означенной темы и широких обобщений. Необходим анализ формулировки темы, составляющих ее понятию Проблему сочинения определяет сам автор, и он же формулирует основную идею.
• Темы-суждения («Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» по произведениям А Пушкина). Их раскрытие предполагает высказывание, в основе которого ряд тезисов, подтверждаемых примерами из текста. Формулировка темы сама определяет идею сочинения и указывает направление логики рассуждения.
• Темы-вопросы (Почему Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией?) или дискуссионные темы (Надо ли переписывать заново историю отечественной литературы?). Их раскрытие не предполагает наличия однозначных ответов на поставленные вопросы: надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы, различные точки зрения исследователей по означенному вопросу; сравнивать их, размышлять, формируя, в конечном счете, объединительную идею.
По материалу тема может оказаться:
• Монографической — рассматривается один образ или одна проблема на материале одного произведения. Такая тема требует предельной детализации описаний и рассуждений, например: Образ Наташи в романе Л. Толстого «Война и мир»; Трагизм образа Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»; Преступление и наказание Родиона Расколъникова.
Сопоставительной — сравниваются герои одного произведения или
сопоставляется художественное решение одной темы (проблемы) в различных произведениях одного или нескольких авторов. Раскрытие такой темы требует умения осуществлять сопоставительный анализ, определять сходство и видеть различия, например, в темах: Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»; Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»; Тема Родины в поэзии А. Блока, В. Маяковского и С. Есенина.
• Обобщающей — содержит рассуждение обобщающего типа в рамках заявленной темы или проблемы на материале одного или нескольких (многих) произведений. Требуется понимание существа проблемы, умение делать выводы, выделять признаки обобщения, например, в темах: «Лишние люди» в русской прозе первой половины XIX в.; «Новые люди» в романе Н. Чернышевского «Что делать?»; Человек и природа в современной русской литературе.
Тема может быть собственно литературной, в основе которой лежит:
— анализ в целом творчества писателя или поэта: «Душа в заветной лире» по лирике А. Фета; «Быть знаменитым некрасиво» по лирике В. Пастернака;
— анализ произведения в целом: Мое любимое стихотворение А. Ахматовой; Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни;
— анализ образа литературного героя или сопоставительный анализ нескольких образов: Григорий Мелехов как русский национальный характер (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»); Образ Печорина; Типы русских крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»;
— анализ образа лирического героя в произведениях поэзии: Бунтующая личность в ранней поэзии В. Маяковского;
— анализ образа автора: Автор и его герой в романе «Герой нашего времени»; Образ автора в рассказе А. Толстого «Русский характер»;
— анализ художественной формы и языка литературного произведения: Художественные особенности сказок М. Салтыкова-Щедрина; Мастерство Гоголя-сатирика в «Ревизоре».
Одновременно, почти каждая из названных тем может оказаться:
• исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»)', Человек и его время в прозе А. И. Солженицына;
• этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет;
• публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе;
• философской: Проблема добра и зла в романе М. А, Булгакова «Мастер и Маргарита».
В любом случае, выбирая тему, необходимо тщательно рассмотреть значение всех слов, входящих в тему и образующих ее понятийный состав.
Так, например, в теме Тема власти денег в русской-прозе XIX века
необходимо выделить три ключевых момента:
1) Предстоит говорить о сложном явлении — власти денег;
2) Говорить об этом явлении надо на материале русской литературы
XIX века, не отвлекаясь на литературу Запада или русскую советскую литературу;
3) Основное внимание должно быть отведено именно прозе, а не всей литературе, как таковой.
Выбирая тему, уточните для себя:
• Понятна ли вам формулировка темы (соответственно, ваша задача)?
Для этого можно переделать (перевести) тему в вопрос и попробовать на него ответить. Например: Будущее России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души, — Каким представлял себе будущее России Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души»? Особенности драматургии М. Горького, — В чем заключаются особенности драматургии М. Горького?
• Хорошо ля вы владеете фактическим материалом по данной теме, помните ли текст?
• Есть ли у вас опыт написания сочинений на подобную тему?
• Сумеете ли раскрыть тему за ограниченный период времени? Помните! Нельзя, выбрав тему, менять ее в процессе работы. Подбор материала Выбрав тему, определив идею сочинения, необходимо обратить серьезное внимание на подбор материала к сочинению.
При этом:
• Определяется круг произведений писателя или поэта, которые могут быть отнесены к данной теме. Например: К теме Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина принято относить следующие произведения: «К.Чаадаеву», «В Сибирь», «К морю», «Арион», «Анчар», но этот список может быть дополнен и изменен в соответствии со вкусом и знаниями автора сочинения.
• Выбираются наиболее подходящие, т. е. лаконичные, убедительные, выразительные цитаты.
• Подбирается учебная и критическая литература, посвященная творчеству писателя или поэта,
— Автор сочинения должен с ней ознакомиться и выбрать красочные цитаты, согласующиеся с его собственной точкой зрения или противоречащие ей. В последнем случае цитирование будет включаться в сочинение по принципу от противного»: В те дальние времена немногие из современников поэта сумели по достоинству оценить его произведения. Так, например,... писал: «...». Однако с течением лет отношение к этим произведениям постепенно стало меняться, и в наши дни мы называем... одним из лучших писателей своего времени, не
оцененным в полной мере в свое время.
Идея сочинения
Выбору и обдумыванию темы сопутствует определение идеи сочинения, которая первоначально возникает как гипотеза, предположение, а в дальнейшем оформляется как позиция автора сочинения. Идея вашей работы — это то, что вы хотите сказать по поводу обозначенной темы, это отношение к произведению в целом, его героям, это та мысль, ради которой пишется сочинение. Идея сочинения должна быть четко сформулирована, осознана и
проведена от вступления до заключения через основную часть. Она «цементирует» работу, которая в противном случае будет «рассыпаться» на отдельные тезисы, мало связанные между собой. Понятно, что для раскрытия одной и той же темы можно выбрать разные идеи, каждая из которых будет по-своему конкретизировать тему.
Например, при рассмотрении темы «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мира могут быть акцентированы следующие идеи, по-разному уточняющие тему:
• Личные судьбы — судьбы народные (по роману Л. Н. Толстого«Война и мир»). Увязывается «мысль семейная» и «мысль государственная; семья — основная опора общества.
• Семья — форма единения людей в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Семья рассматривается как явление, объединяющее людей разного возраста, пола, разных жизненных ценностей. Семья — нечто незыблемое, в чем автор находит основу реализации своих надежд.
• Три поколения Болконских (Ростовых...) в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Семья как явление рассматривается на конкретных примерах, позволяющих сделать выводы об «истинных» и «ложных» семьях, о том, что объединяет людей в семью.
• Роль женщины в обществе по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Особое внимание уделяется вопросу о судьбе женщины, так как основное место реализации женщины — семья, а мужчины — общество. Любая из названных идей может стать определяющей, тогда
как остальные идеи должны оказаться дополнениями к ней. Сформулировать идею будет легче, если вы поставите к теме вопрос и лаконично на него ответите (суждение по поводу темы и будет основной идеей вашей работы) или если вы определите ее основную направленность, качественность, например:
— идея государственности (сильной государственной власти);
— идея семейная (семья — как важнейшая ячейка общества);
— идея народная;
— идея социальная;
— идея философская и т. п.
Жанр сочинения
Сочинение может быть построено как:
описание — упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета;
рассуждение — утверждение или отрицание определенной мысли; подтверждение высказанного суждения. Рассуждение ведется путем сопоставления отдельных явлений, выявления их сходства и различия. На этой основе формируются выводы; повествование — раскрытие характеров, рассказ о событиях, сохраняющий последовательность их развития; пересказ.
Составление плана
План — важнейшая часть работы при написании сочинения. Его составление способствует последовательному, аргументированному, логически продуманному изложению мыслей. План не должен быть формальным, созданным «для учителя или экзаменатора». Умение правильно составить план лучше всего свидетельствует о подготовленности пишущего к созданию сочинения.
В основе плана — авторское понимание темы, идеи сочинения, ; также система тезисов, доказывающих идею, помогающих решить поставленную в сочинении задачу.
План должен быть:
— проникнут единством цели;
— логически стройным;
— ясным.
План должен состоять из трех основных частей:
— вступление (введение);
— основная часть (система доказательств; может состоять изнеобходимого числа подпунктов);
— заключение.
3/4 всего сочинения составляет основная часть.
1/4 сочинения отводится на вступление и заключение.
Вступление и заключение должны быть соразмерны и приблизительно одинаковы по объему.
Основная часть должна состоять из ряда пунктов {не менее двух), раскрывающих ведущие тезисы сочинения, каждый из которых делится на подпункты (отдельные составляющие тезиса). Подпункт может раскрываться всего несколькими предложениями. Подробный план приближается по форме к плану-конспекту (своеобразной «выжимке» из вашего сочинения), который отчетливо говорит не только об идее сочинения, но и о тезисах, при помощи
которых она раскрывается, наблюдениях, доказательствах и выводах.
Составление сочинения по плану
В первую очередь, необходимо помнить, что раскрытие темы осуществляется как логически цельное изложение самостоятельных суждений, которые подтверждаются материалом и примерами из произведения. Если по ходу работы возникнет необходимость изменить
последовательность изложения отдельных пунктов плана» желательно это сделать, не меняя и не перестраивая план в целом.
Основные требования к раскрытию темы
— исчерпывающее знание материала;
— умение свободно оперировать материалом;
— умение выделять наиболее значительные моменты и положения;
— умение не включать в поле зрения мелочи и второстепенные факты, детали;
— умение не отклоняться от темы, отвлекаясь на попутные рассуждения;
— умение не переходить на пересказ;
— умение каждое наблюдение или мысль иллюстрировать цитатой или отсылкой к тексту;
— умение не увлекаться цитированием.
Желательно испытывать интерес к избранной теме, иначе работа окажется мало эмоциональной и, в конечном счете, малоубедительной. Нужно точно определять границы темы, чтобы не расширить ее неоправданно или не сузить сверх меры. Автор сочинения может не вполне раскрыть тему (осветить лишь ее часть), уклониться в сторону, излагая все, что знает по данному вопросу, или написать работу совсем не на тему. Все это будет ошибкой.
Образец сочинения
" Судьба русского воина в рассказе Шолохова "Судьба человека"
В конце 56года М.А.Шолохов опубликовал рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными.
Позже Андрей все - таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине. Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую думу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.
Соколов говорит: "Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горяЕ "Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.
Рекомендуемая литература
Васильева О., Пахомова С. Как написать экзаменационное сочинение. - СПб.: СПГУ, 2013
Глазунов В. И. Сочинение. Письменный экзамен по литературе и русскому языку для поступающих вузы. - М.: Евразийский регион: Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2011
Есин А. Б. Как самостоятельно подготовиться к экзамену по литературе. - М.: Русское слово, 2013
Как написать сочинение: Из опыта вступительных экзаменов в МГУ/ Под ред. Н. М. Елкиной. - М.: МГУ, 2012
Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: МГУ, 2014
Малышева Л. М. Рифы и мифы вступительных экзаменов. - М.: Школа-пресс, 2014
Мурашов А. А. Как сердцу высказать себя? Диалог со школьниками и абитуриентами накануне сочинения. - М.: Рипол, 2014
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. -М.: Школа-пресс, 2010
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. - Н.Новгород: Деком, 2012
Сочинение: практическое пособие. - М.: Московский лицей, 2011