Проект ученицы 4 Г класса Казарницкой Ксении Русский костюм

Обувь
Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста), изготавливали их в технике «через челнок» (основа - пенька, уток - шерсть). Лапти лаптям были рознь: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения лаптя, их называли пятериками, шестериками, семериками. Великорусский лапоть был прямого плетения; на орловской земле повсеместно были распространены лапти московского типа, сплетенные из липового лыка косым плетением. Праздничными считались вязовые красноватые семерики. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Держались лапти на сборах - веревках из конопляного волокна или шерсти. Вязаные чулки носили обычно до колен. Вязали чулки, как правило, из белой и черной шерсти, часто без пятки. И "модницы" натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти - чуни, в разных деревнях их называли по-разному - «чоботы», «чоботки», «тапки».
Сапоги появились еще в Древней Руси. Но вплоть до середины XIX в. для большинства крестьян они были менее привычны, чем лапти. И считались они обувью не повседневной, а праздничной. Их берегли и пользовались ими лишь несколько раз в год. Носили сапоги в основном мужчины. Праздничной кожаной обувью для женщин из зажиточных семей были полсапожки с голенищем до середины икры – на резинке, на пуговицах, на шнуровке. Надевали их обычно с белыми чулками. Еще одним видом нарядной женской обуви были коты. Так назывались глубокие туфли на толстой подошве и с широким каблуком. У них были круглые носы и высокий задник. Коты украшали тисненой кожей, вышивкой и бисером. Их, как и полсапожки, носили с чулками – белыми или цветными. Признаком щегольства при этом было спускать чулки от колена до щиколотки гармошкой.
Валенки (катаники) как зимняя обувь получили распространение в крестьянской среде к концу XIX в. До этого их носили лишь люди зажиточные. Валенки были белого, серого, коричневого и черного цветов. Валенки светлых тонов иногда отделывали красным орнаментом, фигурными стежками, нашивками, ремешками и аппликациями. Серые валенки были обувью крестьян, а в черных ходили только очень богатые люди. Однако, в XVII в. богачи еще валенок не знали, они и зимой, и летом надевали красивые сапоги из сафьяна, юфти, утепляли их мехом и красиво отделывали жемчугом и драгоценными камнями. С пренебрежением они относились к тем, кто ходил в лаптях - так и называли их «лапотниками» и не догадывались о том, что через два века их правнуки будут носить народную обувь - валенки с галошами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слева: праздничная одежда, Смоленская губ., Ярцевский у., кон.19-нач.20в. - рубаха, сарафан, пояс Справа: праздничная одежда, Вологодская губ., 2 пол.19в. - рубаха, сарафан, передник, нагрудное украшение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Слева: женская праздничная одежда, Тамбовская губ., 2 пол.19в. - рубаха, понёва-"белоглазка", передник-запон, нагрудник, нагрудное украшение-"гайтан" Справа: верхняя женская одежда-шушпан, Тамбовская губ., 2 пол.19в.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Слева: праздничная одежда-"парочка", Архангельская губ., г.Каргополь, кон.19-нач.20в. - кофта, юбка, шарф кружевной Справа: одежда крестьянки, Калужская губ., 1920гг. - рубаха, передник-"завеска"
Конец XVII – начало XVIII века – переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. Преобразования коснулись и костюма. На смену старомосковскому долгополому платью – ферезям, охабням и прочему – приходит костюм западного образца.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Cлева: верхняя одежда крестьянки, Воронежская губ., кон.19в. - "корсетка" Справа: верхняя одежда крестьянки, Воронежская губ., нач.20в. - "кофта", юбка, платок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слева: праздничная мужская одежда, Пензенская губ., кон.19в. - рубаха, порты Справа: мужская одежда, Вологодская губ., кон.19в., рубаха, порты
Мужской костюм по всей России был менее разнообразен, чем женский. Он состоял из рубахи, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность, под животом. При этом рубаха поддергивалась вверх над поясом до образования складки-пазухи. Пояса у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. До того как в моду вошли карманы, к поясу привешивались гребешок и кисет, а также мешочек для денег. Кожаные ремни носили охотники.

Были или у самовара «родственники»? Возможно. Еще в древних Помпеях были найдены «самонагревающиеся сосуды», один из которых, представлял собой великолепную бронзовую вазу с краном, островерхой крышкой и тремя звериными лапами–ножками. Устройство его чем-то напоминает наш русский самовар. И употреблялся он тоже для кипячения и подогревания воды, но добавляли её в вино. Были похожие приборы и в Китае. Это знаменитые «Го-Хо», в которых глубокая чаша, установленная на поддоне, как и самовар, имеет трубу и поддувало. Но подают в них не чай, а суп или бульон. А чай заваривают прямо в чашках. А может быть, слово самовар произошло от татарского «санабар» - чайник?
Прообразом самовара стал медный чайник с трубой и решеткой, в котором уличные торговцы готовили русский национальный напиток сбитень, готовившийся из меда, трав и сушеных ягод. Созвучно напитку это устройство получило название "сбитенник". В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками (сбитенниками) делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу (суп, кашу, все 3 блюда готовятся одновременно). Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из "кухни" особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Самовары-кухни использовались не только дома, их брали в дорогу, при выездах за город и в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития. Помимо обычных самоваров, делались самовары-кофейники, дорожные самовары, так называемые бульотки, предназначенные для сохранения определенной температуры воды. Дорожные самовары узнаются по необычной форме. Для более удобной транспортировки они часто решались в виде ящичка, сундучка или прямоугольной коробки со срезанными углами. Реже они имели цилиндрическую или овальную форму. Специфика конструкции этих самоваров выражалась также в креплении ножек-опор и трактовке ручек. Ножки всегда были съемными. Кроме повседневных и праздничных самоваров, производившихся массово, существовало штучное производство так называемых салонных самоваров, которые изготавливались по индивидуальным эскизам, в единственном экземпляре, либо малыми сериями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


15